Природа и сущность политических конфликтов в современном мире

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки - конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Между тем на Западе есть солидная школа конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются:

1. Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие – подчиняются

2. Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги

3. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

4. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

5. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

6. Зависть.

7. Ненависть.

8. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Источником политических конфликтов выступает удовлетво­рение базовых потребностей социальных групп и индивидов. Эти потребности не могут быть удовлетворены без согласования и цент­рализованной координации усилий, чем и занимается государствен­ная власть.

Главным движущим мотивом поведения людей в политическом конфликте является «жажда власти».

В качестве объекта политических конфликтов выступает специ­фический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности.

Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические инсти­туты.

Если давать типологию политических конфликтов, можно вы­делить следующие критерии классификации:

1) сфера распространения (внутриполитические и внешнеполитические (межгосударственные) конфликты);

2) тип политической системы (конфликты тоталитарных и демократических политических систем);

3) характер предмета конфликта (конфликты интересов, статус­но-ролевые, а также конфликты ценностей идентификации).

В межгосударственных конфликтах в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств), отношения между которыми всегда характеризуются взаимной конкуренцией.

Государствами движут национальные интересы, основу которых составляют важнейшие для существования народа-нации потребности в:

1)безопасности, контроле и использовании природных ресурсов;

2)сохранении культурной целостности и национальной специфики

Конфликты внутри политических систем обусловлены конкрет­ными методами осуществления политической власти определенной социальной группой. Выделяют три типа политических систем:

-авторитаризм;

- тоталитаризм (наиболее жесткая форма авторитаризма;

-демократия.

Конфликты тоталитарных режимов характеризуются прежде всего статусно-ролевыми моментами, они связаны с близостью или удаленностью от политической власти. Большинство реальных конфликтов становятся .скрытыми, подавленными, т.е. приобрета­ют латентный характер.

Политические конфликты в тоталитарной системе максималь­но идеологизированы. Идеология превращается в непререкаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Инакомыслие объяв­ляется политическим преступлением.

Конфликты демократического общества локализованы в соб­ственно политической сфере. Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не стре­мятся охватить духовную сферу. Конфликтные ситуации харак­теризуются меньшей напряженностью. Конфликтные ситуации рассматриваются в рамках свободной рациональной дискуссии, а не замалчиваются и подавляются. Необходимы отработанность четких процедур, правил локализации и регулирования полити­ческих конфликтов.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

26. Понятия «структура» и «функции» политической системы.

Политическая система – Œ совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе;  совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию важных политических решений.

Это понятие введено Д. Истоном (американских политолог). Под политической системой он понимал совокупность взаимодействия, посредством которого происходит властное распределение ценностей в обществе.

Политическая система отражает состояние общества, включающая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и пр. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

- институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, СМИ, церковь и др.)

- функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.)

-регулятивный,выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.)

- коммуникативный,представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики

- идеологический,включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация)

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

ДРУГАЯ ТРАКТОВКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:

В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):
1.Политическая власть.

2.Политическая организация.

3.Политические отношения.

4.Политическая культура.

5.Политические и общественные организации.

Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.

Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.

Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни..

Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.

Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом.

Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.

Функции политической системы:

1. Это выработка политических целей, закрепления их в политических документах и придания им всеобщего характера

2. Обеспечение интеграции общества на основе использования политики и власти для выражения воли народа через право, закон и принуждение

3. Регулирование режима социально-политической деятельности, установление таких способов поведения и деятельности людей, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений

4. Целостное общественное воздействие на общественные процессы путем обработки и использования информации, принятия и реализации политических решений и т. д.

5.Функция политической социализации – приобщения человека к политической деятельности, к миру политики.

Наши рекомендации