Проблема политических прав и свобод в современном мире

Права человека – это совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.

Формирование отношения людей к себе как к полноценным гражданам, требующим уважения их прав и достоинства, является общемировым процессом.

«Вирджинский билль о правах» (1776 г.) и «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.) были первыми политико-правовыми документами, заявившими о неотчуждаемых правах человека, к которым относились равное право на свободу, на наслаждение жизнью, на собственность, на стремление к счастью и безопасности, на борьбу против угнетения. В настоящее время права человека зафиксированы в ряде международных и государственных документов. Это, прежде всего «Всеобщая Декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она является 1-й частью «Международного билля о правах человека», принятого в 1966 году. Существует множество общемировых и региональных документов, касающихся прав в какой-либо отдельной сфере (например, трудовой) или применительно к отдельным группам людей (женщинам, инвалидам, беженцам и т.п.).

В Конституции Российской Федерации правам человека посвящена
2-я глава (статьи 17-64). Её название – «Права и свободы человека и гражданина». Во 2-й статье Конституции РФ заявляется, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Классификация прав человека проводится по разным основаниям. Так выделяются существенные и несущественные права, права человека и права гражданина, негативные и позитивные права и др. Наиболее часто используется типология прав человека, где права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

Гражданские права – это права на жизнь, свободу, равенство, личную неприкосновенность; свобода от рабства, пыток, свобода от произвольного вмешательства в личную жизнь, свобода передвижения и выбора места жительства и т.п.

Политические права. Они определяют отношения между личностью и властью. Это избирательные права (право избирать и право избираться), свобода слова, получения информации, право занимать государственные должности, право создания политических организаций и др.

Экономические права – право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода распоряжения собственной рабочей силой.

Социальные права – право на труд, отдых, социальное обеспечение, достойный человека уровень жизни.

Культурные права – право на образование, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, на свободу художественного, научного, технического творчества; свобода преподавания, право на сохранение национальной принадлежности (свобода указания или неуказания национальной принадлежности) и др.

Экологические права – право на благоприятную окружающую среду.

В современном мире еще нередки случаи нарушения прав человека. С учетом мирового опыта, можно выделить следующие нарушения прав человека со стороны государства и отдельных политических сил: геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический терроризм; ограничение политических прав гражданина; уничтожение окружающей природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям и др.

На сегодняшний день в международной практике права человека часто ставятся выше принципа суверенитета государства. Поэтому мировое сообщество осуждает политическое руководство тех стран, где эти права нарушаются, и накладывает на эти страны определенные санкции, чаще экономического характера. Страны, по отношению к которым эти санкции производятся, заявляют о недопустимости вмешательства в их внутренние дела и часто бывают правы, ибо порою при наложении санкций не учитываются особенности той или иной страны. Часто внедрение в развивающиеся страны политических прав по западному образцу приводит там к дестабилизации обстановки.

Ссылка на нарушения права человека используется странами Запада для демагогического обоснования своего вмешательства во внутренние дела других стран. Конечной целью при этом является не забота о гражданах страны, в которой происходит вмешательство, а реализация экономических и политических интересов стран, которые вмешиваются. Так это было при агрессии стран НАТО по отношению к Сербии, при вторжении США в Ирак. На основании ссылок на нарушения прав человека была осуществлена в 2011 г. агрессия войск НАТО против Ливии. Под предлогом нарушения политических и культурных прав человека в Беларуси на нее накладываются санкции экономического и политического характера. Главная цель – дестабилизация в Беларуси политической обстановки и отстранение от власти популярного у народа президента А. Лукашенко. Страны Запада достаточно жестко борются с террористами у себя, но в борьбе с террористами в России они часто видят нарушение прав человека. Здесь мы видим беспринципную, нечестную и своекорыстную (стремление перенести центр активности исламских фанатиков в Россию) политику двойных стандартов.

Наши рекомендации