Теории происхождения государства и права
1.Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:
1) теологическая;
2) патриархальная;
3) договорная;
4) органическая;
5) насилия;
6) психологическая;
7) классовая;
а) III. Ян, Л. Гумплович, К. Каутский; б) А. Августин, Ф. Аквинский;
в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов-Ленин; г) Л. Петражицкий;
д) Г. Спенсер; е) Аристотель; ж) Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье.
2.Укажите, какая из теорий объясняет происхождение государства как результат добровольного соглашения людей:
а) теологическая; б) патриархальная;
в) общественного договора; г) классовая.
3.Укажите, какими причинами объясняет возникновение государства теория «неолитической революции»:
а) завоеванием одного народа другим;
б) непримиримостью борьбы классов;
в) переходом общества от присваивающей экономики к производящей;
г) проявлением свойств человеческой психики.
4.Что, с точки зрения Аристотеля, явилось причиной возникновения и развития государства:
а) воля Бога;
б) организация общества для самосохранения и развития;
в) естественный процесс развития человеческой семьи;
г) трансплантация государственных органов и институтов от одного государства другому.
5.Что, с точки зрения Ф. Аквинского, послужило причиной возникновения и развития государства:
а) общественный договор;
б) появление частной собственности на орудия и средства производства;
в) завоевание одного народа другим, одной части общества другой;
г) воля Бога.
6. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:
а) основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны, а второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира;
б) государства появились в результате коренных изменений в экономике и в социальном строе первобытного общества. Произошло разделение труда, появились богатые и бедные, образовались классы. Потребовалась сила, чтобы управлять в этих условиях, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство;
в) человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть расы низшие и высшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов;
г) после многолетних кровавых споров о том, кто кому должен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся бремя власти), а другие - их слушаться, платить налоги, нести военную службу;
д) государство происходит из семьи в результате ее разрастания. Оно - высшая форма человеческого общения. Государственная власть - это продолжение отцовской власти, власти главы семьи;
е) государство появляется вследствие того, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других - подчиняться. Народ - пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.
7. Укажите, кому из теоретиков возникновения государства могли принадлежать слова: «Война, грубая сила - вот повивальная бабка государства. Государство создается завоевателями и поддерживает их власть, господство над побежденными»:
а) Ш.-Л. Монтескье;
б) Ф. Аквинскому;
в) Л. Гумпловичу;
г) Л. Петражицкому.
8. Материалистическая теория объясняет возникновение государства:
а) психологическими переживаниями людей;
б) коренными изменениями в экономической сфере;
в) завоеванием одного народа другим;
г) необходимостью самосохранения и саморазвития общества.
9. Укажите, представителем, какой теории происхождения государства является автор приведенного ниже отрывка: «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя ...»:
а) психологической; б) теории насилия;
в) естественно-правовой; г) патриархальной.
10. Укажите, представителем, какой теории происхождения государства является автор цитаты: «...Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых»:
а) теологической;
б) психологической;
в) историко-материалистической;
г) естественно-правовой (договорной).
11. Укажите, в каком регионе мира процесс возникновения государства является подтверждением ирригационной теории происхождения государства:
а) Латинская Америка; б) Междуречье;
в) Западная Европа; г) Дальний Восток.
12. Укажите, какое идеологическое течение XX в. использовало положения расовой теории происхождения государства для обоснования необходимости захвата других территорий и народов:
а) либерализм; б) консерватизм; в) фашизм; г) коммунизм.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ТЕСТ № 2
1.Функции государства - это:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления общества;
в) виды государственной деятельности;
г) объективные трудности, решение которых представляет существенный интерес для общества и входит в круг полномочий государства.
2.Укажите, какая из указанных функций является регулятивной:
а) экономическая;
б) охраны правопорядка;
в) экологическая;
г) защиты государства от внешней угрозы.
3.Укажите, какие факторы являются решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его
развития:
а) административно-территориальное устройство;
б) степень демократизма;
в) национально-государственное устройство;
г) сущность и социальное назначение государства.
4.Назовите современное понимание социального назначения государства:
а) утверждение нравственности в обществе;
б) обеспечение общей безопасности;
в) воплощение всеобщей свободы;
г) достижение социального компромисса в условиях верховенства права.
5.Укажите, какая из функций государства является важнейшей для демократических стран на современном этапе:
а) экономическая;
б) идеологическая;
в) охраны прав и свобод граждан;
г) насилия.
6.Назовите одну из охранительных функций государства:
а) функция взаимодействия с другими государствами;
б) экологическая;
в) хозяйственная;
г) культурно-воспитательная.
7.Укажите, к какой функции государства относится деятельность по развитию сети общеобразовательных учреждений:
а) экологической; б) социальной;
в) охраны законности и правопорядка; г) экономической.
8.Укажите, проявлением какой из функций государства является его участие в военно-политических блоках и союзах:
а) защиты общества и государства от внешней угрозы;
б) взаимодействия с международными организациями;
в) взаимодействия с другими государствами;
г) идеологической.
9.Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является принятие Государственной Думой Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»:
а) правотворческой; б) правоисполнительской;
в) правоохранительной; г) верный ответ отсутствует.
10. Укажите, проявлением какой функции государства является участие войск Российской Федерации в составе миротворческого контингента сил ООН в Боснии:
а) защиты общества и государства от внешней угрозы;
б) взаимодействия с другими государствами;
в) взаимодействия с международными организациями;
г) легализованного осуществления принуждения в отношении отдельных социальных групп и индивидов.
11. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства являлся расстрел Верховного Совета РСФСР в октябре 1993 г.:
а) правотворческой; б) правоисполнительской;
в) правоохранительной; г) верный ответ отсутствует.
12. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является работа Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Президента РФ:
а) правотворческой; б) организационно-хозяйственной;
в) организационно-регламентирующей; г) правоохранительной.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
ТЕСТ № 3
1. Укажите, какое суждение неверно отражает сущность демократического политического режима:
а) при демократическом режиме соблюдаются права человека;
б) при демократическом режиме допускается существование оппозиции правящей партии;
в) при демократическом режиме существует разделение властей;
г) демократический режим существует только в (федеративных, а не унитарных государствах.
2. Характерной чертой демократического государственного режима является:
а) устранение оппозиционных партий;
б) существование свободной прессы;
в) соединение различных ветвей власти;
г) срастание правящей партии с государственным аппаратом.
3. Политический плюрализм предполагает:
а) разделение властей;
б) верховенство права;
в) конкуренцию многообразных участников политической жизни;
г) регулярное проведение выборов.
4. Укажите, какая из перечисленных ниже форм не являете формой осуществления народовластия:
а) правление монарха;
б) работа органов местного самоуправления;
в) работа парламента;
г) выборы президента.
5. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:
а) законы, принятые парламентом;
б) указы главы государства;
в) свободные выборы;
г) постановления правительства,
6. Демократический режим предполагает:
г) подчинение большинства меньшинству;
б) подчинение всего населения власти одного или
нескольких лиц;
в) подчинение меньшинства большинству;
г) подчинение всего населения
власти одной партии.
7. Укажите, в какие периоды возможна известная независимость общества от государства:
а) в период проведения коренных реформ экономической и политической систем;
б) в период равномерного, благоприятного общественно-экономического развития;
в) в период острого экономического или политического кризиса;
г) верный ответ отсутствует.
8. Укажите, что является центральным институтом политической системы:
а) политические партии;
б) государство;
в) профсоюзы;
г) общественные объединения.
9. В политическую систему входят:
а) спортивные общества;
б) транспортная система;
в) политические партии;
г) нации.
10. Укажите, какой принцип не относится к основам организации жизни гражданского общества:
а) свобода экономической деятельности;
б) идеологический плюрализм;
в) политический плюрализм;
г) экономическое равенство.
11. Укажите, какое из определений наиболее точно выражает сущность политики:
а) политика - это сфера управления;
б) политика - это подчинение одних людей другим людям;
в) политика - это деятельность и отношения людей по поводу государственной власти;
г) политика - это установление целей общественного развития.
12. Определите, какое из нижеперечисленных суждений является правильным:
а) политическая система общества - это система государственных органов;
б) в политическую систему входят все организации, которые существуют в обществе;
в) в политическую систему входят лишь те организации, которые созданы только для достижения политических целей;
г) в политическую систему включены государство и организации, занимающиеся политической деятельностью.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ТЕСТ № 4
1. Процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни называется:
а) референдум; б) самоуправление;
в) выборы; г) импичмент.
2. Укажите, какое из приведенных ниже положений является недостатком прямой демократии:
а) экономическая целесообразность;
б) простота организации;
в) дороговизна проведения;
г) учет мнения большинства населения.
3. Расставьте перечисленные ниже стадии избирательного процесса в правильном хронологическом порядке: а) процесс голосования по избирательным участкам;
б) создание избирательных комиссий;
в) назначение выборов;
г) предвыборная борьба;
д) подведение итогов голосования;
е) организация избирательных округов;
ж) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования;
з) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
и) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация.
4. Соотнесите принципы избирательного права и их гарантии:
1) всеобщее избирательное право; 2) равное избирательное право;
3) прямое избирательное право; 4) тайное голосование;
а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%;
б) включение одного избирателя в список избирателей только на одном избирательном участке;
в) включение в списки избирателей всех граждан, обладающих на день голосования активным избирательным правом;
г) присутствие в день голосования на избирательных участках наблюдателей, направленных общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранных наблюдателей;
д) освобождение от выполнения служебных обязанностей после регистрации кандидатами в депутаты лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, а также работающих в СМИ, на время их участия в выборах и запрет на использование ими преимущества своего служебного положения;
е) предоставление избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, возможности проголосовать досрочно;
ж) удостоверение получения избирательного бюллетеня избирателем своей подписью в списке избирателей;
з) голосование каждым избирателем лично;
и) заполнение избирательного бюллетеня избирателем в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.
5. Какой из нижеперечисленных признаков не является признаком правового государства:
а) верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества;
б) территориальная организация населения страны;
в) взаимная ответственность государства и личности; г) разделение властей.
6. Источником власти в правовом государстве является:
а) президент; б) правительство; в) государство; г) народ.
7. Укажите, в какую историческую эпоху впервые появляется идея правового государства:
а) в античном мире; б) в период Средневековья;
в) в культуре Нового времени; г) в политической мысли современности.
8. Закончите следующее утверждение: «Верховенство закона выражается, в частности, в том, что он...»:
а) определяет цели человеческой деятельности;
б) определяет официальные возможности деятельности человека;
в) обеспечивает здоровый моральный климат в обществе;
г) определяет санкции за нарушение общественного порядка.
9. К полномочиям исполнительной власти в правовом государстве относится:
а) принятие основных законов, регулирующих общественную жизнь;
б) рассмотрение уголовных дел, имеющих особенно важное общественное значение;
в) издание различных нормативных актов, необходимых для реализации принятых парламентом законов и регулирующих текущую жизнь общества;
г) осуществление правосудия по гражданским делам.
10. В правовом государстве законы принимаются:
а) президентом; б) конституционным судом;
в) парламентом; г) совещанием глав основных ветвей власти.
11. Укажите, какое из приведенных суждений не соответствует теории правового государства:
а) государство должно быть ограничено законом;
б) законодательные, исполнительные и судебные органы
должны быть равноправны;
в) запрещено все, что не разрешено законом;
г) только суд может вынести
решение о том, является ли человек преступником или нет.
12. Под категорией «политическая власть» в правовом государстве понимается:
а) управление слабыми со стороны сильных;
б) использование элитой своих преимуществ;
в) делегирование обществом государству политических полномочий;
г) умение навязывать свою волю другому.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Тест № 5
1.Правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения, называется:
а) традиция; б) табу; в) деловое обыкновение; г) ритуал.
2.Укажите, какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:
а) нормы морали; б) нормы религии; в) нормы права; г) нормы обычаев.
3.Укажите, какой из нижеперечисленных признаков является признаком права:
а) общеобязательность; б) формальная определенность; в) связь с государством; г) все перечисленные признаки.
4.Мораль отличается от права тем, что она:
а) обеспечивается возможностью государственного принуждения;
б) состоит из правил поведения;
в) является результатом деятельности компетентных государственных органов;
г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.
5.Укажите, чем обеспечивается реализация моральных норм:
а) авторитетом и принудительной силой государства;
б) внутренними убеждениями
людей;
в) силой привычки;
г) деятельностью общественных организаций.
6.Назовите функцию права:
а) О охранительная; б) организационная;
в) познавательная; г) научная.
7.Назовите функцию права:
а) воспитательная; б) управомочивающая;
в) компенсационная; г) созидательная.
8.Укажите, что характерно для норм морали:
а) формальная определенность; б) письменная форма; в) юридическая ответственность;
г) выражение общественного мнения.
9.Укажите общую черту права и морали:
а) они гарантированы государством;
б) они имеют сходную структуру;
в) они имеют одинаковую определенность формулировок;
г) они имеют одинаковое время возникновения.
10. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:
а) обеспечение принудительной силой государства;
б) общеобязательное правило поведение;
в) регулятор общественных отношений;
г) выражение в официальной форме.
11. Найдите отличительную черту морали;
а) возникает вместе с государством;
б) конкретна и определенна;
в) обеспечивается возможностью государственного принуждения;
г) оценивает всесторонне поведение человека.
12. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:
а) результат сознательно-волевой деятельности людей;
б) обеспечены принудительной силой государства;
в) обязательное правило поведения;
г) выражены в официальной форме.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ