Числом поданных за них голосов избирателей
Особенности пропорциональной системы:
► выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;
► избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;
► каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся депутатами);
► законодательное установление «заградительного барьера» (минимального числа голосов избирателей, необходимого для представительства в парламенте).
Достоинства пропорциональной системы:
► стимулирует многопартийность;
► более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.
Недостатки пропорциональной системы:
► система выгодна партийной верхушке, отчуждает от политики рядовых партийцев и партийный электорат;
► депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;
► практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое обеспечивало бы действительную пропорциональность;
► в парламент избираются представители многих (прежде всего крупных, влиятельных) партий, что затрудняет формирование правительства, негативно отражается на его стабильности.
Мажоритарная избирательная система — такой правовой порядок, при котором победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) большинство голосов в избирательном округе.
Особенности мажоритарной системы:
► выборы проводятся по одномандатным округам;
► избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, а не за партийный список;
► избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей (система абсолютного большинства; если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается набравший относительно большее число голосов избирателей);
► депутатский мандат получает кандидат, набравший относительно большее, чем соперники, число голосов избирателей (система относительного большинства).
Достоинства мажоритарной системы:
► универсальность: можно применять для избрания депутатов парламента и других лиц на государственные должности;
► позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата.
Недостатки мажоритарной системы:
► значительная часть избирателей страны, проголосовавших против кандидатов (иногда до 50% и более), остается не представленной в органах власти;
► сужает возможности небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы;
► может порождать местничество в ущерб общенациональным интересам, поскольку депутаты зависят от избирателей, проживающих в конкретном округе.
Смешанная избирательная система — сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.
Избирательный процесс
Подготовка к выборам в каждой стране характеризуется накалом политических страстей, жесткой конкурентной борьбой претендентов на власть за голоса избирателей.
Подготовка к выборам и их проведение включает ряд обязательных процедур: назначение выборов, регистрацию избирателей, организацию избирательных округов, выдвижение кандидатов, агитацию и пропаганду в пользу кандидатов на государственные должности, проведение голосования и определение его результатов, распределение депутатских мандатов. Совокупность этих процедур характеризуется понятием «избирательный процесс».
Для проведения выборов образуются органами государственной власти избирательные округа и избирательные комиссии.
Выборы в демократических странах всегда проходят в обстановке жесткой политической борьбы за умонастроения, предпочтения избирателей. Конкурентное противоборство часто выходит за правовые рамки, сопровождается применением «грязных технологий». Все многообразие предвыборных действий и мероприятий, инициируемых субъектами политики, обозначается понятием «избирательная кампания».
Избирательная кампания политических соперников имеет целью обеспечение поддержки граждан на предстоящих выборах. Для достижения своих целей они используют арсенал средств и методов воздействия на избирателей — различные избирательные технологии. Применяя их, они ведут «политическую игру», оценивают массовые настроения и возможности политических конкурентов, стремятся включить действенные социально-психологические механизмы влияния на общественное сознание и мотивы поведения граждан. В результате политический процесс достигает высокого накала. Его можно охарактеризовать как острое соперничество за обладание государственной властью, ее ресурсами и возможностями.
Избирательная кампания — это комплекс организационных, информационно-технологических и агитационно-про- пагандистских мероприятий. Ее исходная ступень — выдвижение кандидатов на депутатские мандаты или на высшие государственные должности. После регистрации кандидатов проводятся агитационные и пропагандистские акции, которые организуют специально создаваемые кандидатами или общественными объединениями штабы (команды профессионалов). Их главная задача — создать привлекательный образ (имидж) кандидата. В ходе выборов действует институт наблюдателей, состоящий из представителей кандидатов на государственные должности, общественных объединений, неправительственных международных организаций. Они наблюдают за ходом голосования, подсчетом голосов и этим самым препятствует возможной фальсификации результатов выборов.
Принципы демократической организации выборов:
► свобода выборов;
► альтернативность;
► состязательность;
► равенство возможностей кандидатов (их материальных и информационных ресурсов).
Важнейшим инструментом избирательных кампаний являются избирательные технологии — совокупность методов влияния на сознание и поведение избирателей.
Избирательные технологии включают:
► анализ политической ситуации в обществе, настроений, интересов, ожиданий избирателей на основе объективной информации; определение ключевых социальных проблем;
► разработку стратегии (что делать), тактики (как делать), плана избирательной кампании;
► изучение информации о кандидатах в депутаты, политических субъектах, их поддерживающих, электоральных предпочтениях;
► выявление кандидатов, вызывающих наибольшее доверие избирателей, оценку их политических программ; анализ сильных и слабых сторон всех кандидатов;
► выбор адресных групп (к кому необходимо апеллировать);
► формулирование лозунгов, обращений к тем группам, которым предполагается уделить приоритетное внимание;
► определение содержания, методики, процедур, приемов, технических возможностей пропаганды и агитации;
► выработку рекомендаций, установок, советов кандидатам, их консультирование;
► реализацию тактики (применение приемов и методов деятельности: информирование населения о кандидатах и их программах; организация публичных выступлений кандидатов).
Из приведенных суждений видно, что избирательные технологии есть симбиоз научных знаний, политического опыта и целеустремленных действий. Избирательные технологии, разрабо- тайные профессионалами, — мощное средство борьбы за голоса избирателей. Без их использования невозможна победа кандидатов на государственные должности.
Избирательная система Республики Беларусь
Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Согласно законодательству государства, выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия граждане, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей.
Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Законодательство некоторых государств (Австрии, Бельгии, Италии и др.) предусматривает обязательность участия в голосовании и санкции за нарушение этого требования.
Конституция Республики Беларусь гарантирует избирателям и кандидатам на государственные должности свободу мнений, убеждений и их беспрепятственное выражение, свободу информации.
Подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно. Избирательные комиссии обязаны информировать граждан о своей работе, принимаемых решениях. Граждане вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий. В день голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представители политических партий, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других стран.
Избиратели имеют равное количество голосов; кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
В соответствии с этим принципом создаются равные по численности избирателей округа (отклонение от средних показателей не может превышать 10 %). Каждый избиратель имеет один голос, включается только в один список для голосования, голосует лично. Бюллетень для голосования выдается избирателю после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются гражданами непосредственно. Путем прямых выборов также избирается глава государства — Президент Республики Беларусь.
56 членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от областей и города Минска избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Контроль волеизъявления избирателей входе голосования запрещается, но это не исключает права избирателя высказаться о том, как он проголосовал.
Бюллетень для голосования выдается лично избирателю, заполняется в кабине или комнате для тайного голосования; запрещается присутствие в ней посторонних лиц.
Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей избирателей.
Кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий выдвигают республиканские органы, имеющие организационные структуры в соответствующем избирательном округе.
Партийных кандидатов в депутаты областных (Минского городского), районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов выдвигают руководящие органы партийных структур (областного, районного, городского уровня).
Партийные кандидаты в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов выдвигаются районными, городскими руководящими органами партий, а также на собраниях их организационных структур, находящихся на территории местных Советов депутатов.
Партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Палату представителей и соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата-партийца.
Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов происходит на собраниях (конференциях) избирателей. Коллектив может выдвинуть одного кандидата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты местных Советов депутатов (каждого уровня).
Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется инициативной группой (группой избирателей) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов — инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Предложенную группой кандидатуру в Палату представителей по избирательному округу должны под держать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории этого округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет депутатов должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы депутатов — меньшее число избирателей. Сбор подписей избирателей производится в установленном законом порядке.
Расходы на подготовку и проведение выборов несет государство, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане в соответствии с законом.
Проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают избирательные комиссии: центральная, окружные, участковые. Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов организуют: территориальные избирательные комиссии (областные, районные, городские, поселковые, сельские); окружные комиссии по выборам депутатов областных Советов; участковые комиссии.
Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Отзыв означает досрочное лишение депутата его мандата избирателями.
Институтом непосредственной (прямой) демократии в Республике Беларусь являются референдумы.
Референдум — голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Условия проведения референдума и его процедура также регулируются законами государства. Могут проводиться общенациональные и местные референдумы.
В Беларуси проведено четыре республиканских референдума:
► 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР;
► 14 мая 1995 г. по вопросам, предложенным Президентом: о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь; о досрочном прекращении Президентом полномочий Верховного Совета; об экономической интеграции с Россией;
► 24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депутатов Верховного Совета) альтернативным проектам новой редакции Конституции страны.
► 17 октября 2004 г. по вопросу об изменении ст. 81 Конституции Республики Беларусь.
Итоги референдумов оцениваются общественностью неоднозначно. По мнению авторов, они способствовали преодолению конституционного кризиса в стране и укреплению президентской власти.
Новой формой непосредственной (прямой) и представительной демократии, как мы уже отмечали, являются Всебелорусские народные собрания (1996,2001,2006 гг.). Собрания легитимизировали политический курс государства и оценили итоги его практической реализации, утвердили программы социально-экономического развития на три последних пятилетия, выявили приоритеты развития страны и нерешенные проблемы.
«Складывающиеся в стране конкретные формы демократии соответствуют общемировым и общечеловеческим требованиям. Они обусловлены историческими, экономическими, геополитическими и иными особенностями развития нашего государства, в том числе спецификой нынешнего этапа, суть которого в формировании гражданского общества» (Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь. — Мн., 2001. — С. 32).
Тема 15
Политическая коммуникация
Сущность, функции и структура политической коммуникации. Уровни информационно-коммуникативных отношений: межличностный, групповой и массовый.
Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа. Понятие, функции и виды политического маркетинга. Роль рекламы в политическом маркетинге.
Коммуникационная политика государства.
СМИ в системе массовой коммуникации. Их функции и виды. Влияние на политическую жизнь электронной коммуникации. Рациональные и иррациональные аспекты воздействия СМИ на массовое политическое сознание и поведение.
Глобализация средств массовой информации. Характерные черты международной системы производства, распространения и потребления политической информации.
СМИ Беларуси в политическом процессе.
Мы отмечали, что политический процесс есть взаимодействие субъектов политики. Они общаются между собой, обмениваются информацией, мнениями и оценками, выражают свои эмоции, чувства, черпают сведения для политических решений и поступков.
Взаимодействие (отношения) политических субъектов на основе непрерывного обмена информацией и духовного общения принято называть политической коммуникацией. Это социально-информационный базис политики, ее «сосудисто-нервная» система. В информационном вакууме невозможно реализовать политические цели и интересы, приобщать граждан к демократическим ценностям, обеспечить право личности на свободное осмысление общественных проблем.
Основные функции политической коммуникации:
► распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры;
► политическое информирование общества;
► интеграция общества и регулирование политических отношений;
► формирование общественного мнения о политических процессах.
Какова структура политической коммуникации (см. рис. 3.8) ?
► Коммуникация формирует определенные отношения взаимодействия субъектов политики.
► Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации.
► Средства коммуникации — это СМИ, технико-информационные системы (центры, банки данных, сети и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.
► Типы, методы и формы политической коммуникации — рациональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других политических акций.
► Содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические последствия могут быть позитивными и негативными.