Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
Проблема пределов действий нормативных актов включает в себя 4 вопроса:
· на какие общественные отношения данный акт распространяется (предметное действие);
· с какого времени и по какое время норм.акт приобретает юр.силу (действие по времени);
· на какую территорию он распространяет свое действие (действие в пространстве);
· действие по кругу лиц, т.е. кому он адресован.
Предметное действие. Нормативные акты регулируют разные отношения. При этом, например, акты рассчитанные на регулирование имущественных отношений, не имеют силы в отношениях между гос.органами и наоборот. Акты уголовного законодательства не могут иметь предметом совего регулирования наследственные отношения. Предметное действие – это привязка нормативных актов к конкретному виду общественных отношений: конституционным, административным, финансовым и тд. Нормативные акты действуют на определенной территории, в течение определенного времени и распространяются на определенных лиц. Очень часто действие акта зависит от его вида – закон, указ, распоряжение, приказ и т.д.
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - "переживание закона", когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только "вперед": ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ установлено, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы (1 раздел), акты палат Федерального Собрания (2 раздел), указы и распоряжения Президента РФ (3 раздел), постановления и распоряжения Правительства РФ (4 раздел), решения Конституционного Суда (5 раздел), является «Собрание законодательства РФ».
Акты Президента РФ (указы и распоряжения) и акты Правительства РФ поджлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ» в течение 10 дней после их подписания, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения представляющие гос.тайну, или сведения конфиденциального характера. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 7 дней с дня их первого оф.опубликования.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, прошедшие гос.регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат оф.опубликованию в течение 10 дней после их регистрации, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней со дня их оф.опубликования. Неопубликованные акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Акты органов местного самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, СМИ или развешиваются на видных местах.
46. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.
Юридическая техника, в первую очередь, касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативно-правовых актов.
К техническим правилам относят:
1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части).
Уровень юридической техники во многом говорит об уровне юридической культуры.
Систематизация нормативных актов - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация - это вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие основные черты: 1) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; 2) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.
Консолидация - это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Для консолидации характерны следующие основные черты: 1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием; 2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; 3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие основные черты: 1) является видом правотворчества; 2) осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий; 3) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер, главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты - это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.
47. Правоотношения: понятие, содержание, виды.
Понятие правоотношения – вопрос сложный, дискуссионный.
Правовое отношение – регулируемое нормой права общественное, идеологическое, волевое отношение между людьми (коллективами людей), возникающее на основе субъективных прав и юридических обязанностей его участников, охраняемое в необходимых случаях государственной властью.
Субъективное право и юридическая обязанность – механизм правоотношения. Субъективное право – вид и мера дозволенного поведения, возможного требования и притязания одной стороны правоотношения к другой. Юридическая обязанность – установленная законом мера поведения, которое требуется и необходимо для того, чтобы субъективное право могло быть реализовано. Субъективное право и юр.обязанность определяют объем прав и обязанностей сторон. Субъективное право в правоотношении проявляется как право-действие, право-требование, право-притязание, право-пользование. Субъективное право участника правоотношения дает ему возможность совершать действия, направленные на удовлетворение его потребностей.
Вопрос об объекте и субъекте правоотношения также относиться к числу дискуссионных.
Современное законодательство разделяет всех субъектов правоотношений на три группы: физические лица (граждане, иностранцы и лица без определенного гражданства), организации (гос.органы, гос.учреждения и предприятия, общественные объединения, хозяйственные организации и др.) и социальные общности (народ, нация, народность, население региона). Особым субъектом может выступать само государство.
При этом субъект правоотношения должен быть правосубъектным, т.е. быть способным выступать в качестве субъекта права, становиться участником правоотношений, быть носителем юридический прав и обязанностей. Содержание правосубъектности раскрывается через три понятия – правоспособность, дееспособность и деликтоспособность – способность лица нести юр.отвественность за совершенные правонарушения.
Объект правоотношений – то что противостоит субъекту. Объектами правоотношений являются следующие социальные явления и блага:
- предметы материального мира – средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.д.
- продукты духовного творчества – произведения искусства, литературы, живописи, кино и др.
- личные неимущественные блага – жизнь, здоровье, честь, достоинство человека.
- поведение участников правоотношений – действие либо бездействие.
- результаты поведения участников правоотношений – результат поведения участников правоотношения (пример: договор перевозки).
Различают общие и конкретные правоотношения. Общие правоотношения вызываются действием конституционных норм. Конкретные правоотношения возникают в результате применения норм права к частным случаям. Специфика общих правоотношений состоит в том, что они возникают на основе норм Конституции РФ и других государственно-правовых актов конституционного значения, носят общий характер и не имеют заранее определенных субъектов, являются постоянными, бессрочными, выражают общее правовое положение субъектов, их основные, общие для всех права и обязанности, взаимную ответственность между государством и гражданами, служат основой для возникновения и функционирования разнообразных конкретных правоотношений. Конкретные правоотношения вытекают из общих, но для их возникновения необходимы дополнительные юридические основания – акт применения правовой нормы и юридический факт, индивидуализирующий это правоотношение.
48. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.
Юридический факт - это конкретное социальное обстоятельство, вызывающее в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридическим он называется потому, что, во-первых, влечет за собой правовые последствия, и, во-вторых, вместе с нормами права определяет конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Лишь при наличии юридического факта у сторон появляются определенные права и обязанности. Иначе говоря, без юридических фактов правоотношения невозможны.
ЮФ выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности. ЮФ не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления. Многие ЮФ имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки, журнальной записи и т. д.); вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду, прежде всего, возникновение, изменение и прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызывать и иные правовые последствия, например, аннулировать ранее возникшие ЮФ.
В качестве оснований для классификации выступают правовые последствия и волевой признак. По правовым последствиям ЮФ делятся на правообразующие, правоизменяющие и правовпрекращающие. По волевому признаку ЮФ можно разделить на две группы: события и действия. События - это ЮФ, наступление которых не связано с волей субъектов правоотношения. События в свою очередь делятся на относительные и абсолютные. Относительные события - это ЮФ, наступление которых связано с волей людей, не являющихся участниками правоотношения. Абсолютные события - это ЮФ, наступление которых вообще не связано с волей людей. Действия - это, ЮФ, связанные с волей участников правоотношения. В зависимости от установленного в государстве правопорядка они могут быть правомерными и неправомерными (влекущими возникновение отношений юридической ответственности). Правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические проступки. Юридические акты - это действия, совершаемые с целью порождения юридических последствий, вступления в юридические правоотношения. Юридическими актами является абсолютное большинство правомерных действий. К их числу относятся, например, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки и иски, заявления граждан в органы государственной власти и управления, вызывающие правовые последствия. Юридические проступки - это действия, совершаемые без цели порождения юридических последствий, но в результате которых такие последствия возникают в силу указания закона. Например, сотрудник милиции при исполнении служебных обязанностей (например, задерживая преступника) получил увечье, приведшее к инвалидности, что порождает целый ряд юридических последствий: выплату пособия, увольнения со службы, назначение пенсии и т. д. Очевидно, что сотрудник не имел целью установления названных правовых отношений, они возникли в соответствии с законом, гарантирующим материальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Неправомерные действия (правонарушения) делятся на преступления и проступки. Преступления носят уголовно-правовой характер. Проступки же бывают дисциплинарными, административными и гражданско-правовыми.
Иногда для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений необходим не один, а несколько юридических фактов. Такую совокупность (а вернее - систему) юридических фактов, порождающих правовые последствия, принято называть фактическим или юридическим составом. ФС – это система ЮФ, необходимых для наступления правовых последствий. Он представляет собой комплекс разнородных, самостоятельных жизненных обстоятельств. В ряде случаев для юридической полноценности ФС необходимо не только наличие всех элементов – ЮФ, но и строгое соблюдение порядка их «накопления» в ФС. Так для признания предпринимателя банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно.
49. Реализация права: понятие, формы.
Реализация права – это реализация его социального назначения, воплощение норм права (содержащихся в них предписаний) в реальную действительность. Реализация права характеризуется таким поведением его субъектов, которое соответствует правовым предписаниям и направлено на приобретение ими и использование предоставленных правом возможностей, исполнение установленных юр.обязанностей.
Особенности процесса реализации права:
· реализация всегда связана с правомерным поведением;
· в реализации права заинтересован, в первую очередь, тот субъект, который обладает субъективным правом, поскольку он в результате реализации может приобрести определенные блага, достичь необходимой цели и т.п.;
· реализация осуществляется в различных формах.
Наиболее сложившимися и очевидными являются 4 формы реализации права: соблюдение, исполнение, осуществление (использование), применение.
Первые три считаются простыми, а четвертая – сложной формой реализации. Соблюдение, исполнение и использования являются основными, самыми массовыми формами реализации, их называют простыми формами реализации, т.к. они связаны с непосредственными действиями многочисленных субъектов права, в которых нормы права находят свое воплощение, свою фактическую реализацию.
Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам реализуемых норм и характеру правореализующих действий.
В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово "использование" говорит само за себя. Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным. В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий). В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий).
Методы реализации права:
· метод добровольного соблюдения, исполнения и использования субъектами права юр.норм характерен для таких форм реализации права как активные действия или воздержание от действий, запрещенных правом;
· метод автономного (договорного) решения вопросов субъектами права характеризуется тем, что предписания, содержащиеся в нормах права, приобретают реальное значение без вмешательства органов власти и управления;
· метод государственно-властного предписания характеризуется тем, что в нем обязательно участвует властный государственный орган, должностное лицо.
Правоприменительный процесс – это властная деятельность уполномоченных субъектов права, направленная на решение конкретных жизненных ситуаций путем издании (принятия) индивидуального правового акта, на основе общенормативного предписания.
Особенности процесса применения права:
· это деятельность специально уполномоченных субъектов права;
· всегда предполагает издание индивидуального правового акта, направленного на решение конкретного вопроса;
· предполагает возникновение конкретных правовых отношений между субъектом применения и другим субъектом правоотношения;
· осуществляется в случаях, когда вопрос не может быть решен на основе нормативного (общего) предписания;
· возможно при наличии обстоятельств, установленных законом (правонарушение, решение спора о праве, назначение на должность и т.п.).
Стадии применения норм права:
· анализ фактических обстоятельств дела для правильного применения нормы;
· выбор правовой нормы, подлежащей применению;
· уяснение смысла и содержания применяемой нормы;
· принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта): издание приказа, принятие судебного решения, вынесение приговора и т.д.;
· реализация акта применения нормы права, т.е. его фактическое исполнение.
50. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
Правоприменительный процесс – это властная деятельность уполномоченных субъектов права, направленная на решение конкретных жизненных ситуаций путем издании (принятия) индивидуального правового акта, на основе общенормативного предписания.
Необходимость применения права возникает во-первых, тогда, когда решить вопрос о реализации предусмотренного нормой права субъективного права или выполнения юр.обзанностей невозможно без субъекта, наделенного властными полномочиями; во-вторых, тогда, когда возникает спор о праве; в-третьих, в случаях решения вопроса о привлечении лица к юр.ответственности или для применения иных мер гос.принуждения (применение принудительного лечения); в-четвертых, для регулирования субординационных отношений в сфере осуществления гос.управления.
Особенности ПП: это деятельность специально уполномоченных субъектов права; всегда предполагает издание индивидуального правового акта, направленного на решение конкретного вопроса; предполагает возникновение конкретных правовых отношений между субъектом применения и другим субъектом правоотношения; осуществляется в случаях, когда вопрос не может быть решен на основе нормативного (общего) предписания; возможно при наличии обстоятельств, установленных законом (правонарушение, решение спора о праве, назначение на должность и т.п.).
Стадии применения норм права: 1) анализ фактических обстоятельств дела для правильного применения нормы; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению;
3) уяснение смысла и содержания применяемой нормы; 4) принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта): издание приказа, принятие судебного решения, вынесение приговора и т.д.; 5) реализация акта применения нормы права, т.е. его фактическое исполнение.
Правоприменение бывает двух видов. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм). Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
Одной из важнейших стадий ПП является стадия издания правоприменительного акта – официального правового документа компетентного органа, должностного лица или организации, изданного на основе правовой нормы в отношении конкретного лица, дополнительно определяющего их права и обязанности.
Существенные признаки ПА: это властные, обязательные к исполнению правовые предписания, невыполнение которых может являться основанием для привлечения виновного к ответственности; всегда имеют соответствующую форму, несоблюдение которых может повлечь его отмену или потерю им юр.силы. он имеет название (приговор, приказ) и др.атрибуты: наименование органа, его издавшего, дату, подпись, бланк и т.д.; всегда являются индивидуально-определенными, относящимися к конкретному адресату; это персонифицированные акты, акты принятые и изданные по конкретному случаю; это акты однократного действия, их действие начинается с момента принятия и заканчивается моментом исполнения; обеспечены возможностью гос.принуждения.
ПА имеют различные виды. В зависимости от субъектов принятия – это могут быть акты органов гос.власти, управления, судебных, контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления, В зависимости от места в правоприменительном процессе делятся на основные (приговор) и вспомогательные (акт экспертизы). В зависимости от формы принятия – письменные и устные (приказ командира воинского подразделения). По названию они могут быть указами, распоряжениями, приказами, постановлениями, приговорами, решениями, протоколами и т.д. В зависимости от основных функций, осуществляемых правом, праворименительные акты делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные издаются для закрепления и подтверждения правомерных действий, охранительные – в целях профилактики правонарушений.