Роль политического образования в современном обществе
Термин «политология» образован из сочетания двух греческих слов: politikos – политика и logos – слово, понятие, учение. Таким образом, политология в буквальном значении этого термина – учение, наука о политике. В чем же специфика предмета политологии, каково устройство современной политической науки и как она возникла, зачем нужна политология и какие методы познания она использует, какую роль политические знания и культура играют в жизни человека и всего общества?
1. Предмет и структура политологии
Существуют различные и даже прямо противоположные взгляды на политику как объект и предмет политологии. Тем не менее большинство исследователей предметом политической науки считают политику как сферу взаимодействий по поводу публичной, политической власти. Основными участниками этих взаимодействий выступают отдельные индивиды, различные социальные группы, общности и их политические институты. К последним относятся институты публичной власти, прежде всего государство, а также политические партии и группы интересов . Следовательно,политологию в широком смысле словаможно определить какнауку о политической власти и ее взаимодействии с обществом и индивидом.
Политика представляет собой многосложное общественное явление. Поэтому политическая наука включает в себя широкий круг самых разнообразных субдисциплин, исследующих различные специфические аспекты политики и ее взаимоотношений с обществом. В современной науке о политике можно выделить три органично взаимосвязанных уровня (направления) знаний: философский, общенаучный и частнонаучный.
Философская наука о политике, или политическая философия, исследует наиболее глубокие основы политики, ее природу и значение для человека, изучает ценностные аспекты политических отношений, формулирует политические идеалы и цели, важнейшие пути их достижения, а также общие критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов общественных групп и всего человечества, определяет смысл основных политических категорий и разрабатывает теорию познания политики.
Общая наука о политике, илиполитологияв узкомсмысле слова,изучаетполитику как целое, ее внутренние структурно-функциональные и динамические характеристики, политические институты и механизмы, субъекты политики, их политическую идеологию и политическую культуру.
Система частных наук о политике представлена субдисциплинами,изучающими отдельные стороны политической действительности и занимающими промежуточное положение между политологией и другими науками. Среди них можно выделить следующие политические науки:
Политическая история, которая изучает политические события, институты и идеи прошлого в их хронологической последовательности и взаимосвязях. Без знания прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Поэтому любые серьезные политические исследования предполагают обращение к истории.
Политическая социология, которая исследует взаимодействие политики и общества, влияние социальных структур, групповых интересов, общественного мнения на политическую жизнь и обратное воздействие политики на социальную среду.
Политическая психология, которая изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него скрытых, подсознательных побуждений, установок, эмоций и воли, а также обратное воздействие политики на психологию личности, группы, общества.
Политическая антропология, которая выясняет зависимость политики от родовых качеств человека (биологических, социальных, интеллектуальных, культурных, религиозных) и обратное влияние политического строя на личность.
Политическая география, которая изучает взаимовлияние географических факторов и политики. Она подразделяется на геополитикуи электоральную географию. Геополитика исследует взаимосвязь политики государств с их пространственным положением (например, близость к океану, соседство с сильным государством), территориальными, климатическими и другими природными факторами. Электоральная география изучает влияние территориального распределения избирательных округов на формирование доминирующих предпочтений избирателей, проживающих в том или ином округе.
Политическая астрология, которая занимается выяснением влияния космоса, например, расположения звезд, фаз Луны, солнечной активности на политические события и массовое политическое поведение.
Результаты политических исследований на философском уровне и в рамках частных научных дисциплин аккумулируются в политологии как общей науке о политике. Специфическое содержание ее предмета – институты, субъекты и идеи в политическом сообществе – определяет интегральный характер этой дисциплины. Общая политическая наука объединяет и синтезирует выводы других наук о политике, создавая тем самым целостную систему знаний об этой сфере жизнедеятельности общества.
Таким образом, политическая наука – не отдельная научная дисциплина, а специфический научный комплекс, включающий в себя три уровня знаний о мире политики. Каждый из этих уровней отражает специфический аспект политики как общего объекта и решает свои задачи. Политическая философияслужит мировоззренческой и общеметодологической базой политических исследований. Политология дает интегральную научную картину политики. Частные политические науки развертывают учение о тех или иных аспектах политики.
Политология как общая политическая наука подразделяется на теоретическую и прикладную политологию. Теоретическая политологияпредставляет собой общую теорию политики, которая развертывается в серию специальных теорий: теория политической власти, теория политической системы, теория политического процесса, теория принятия политических решений и осуществления политического курса, политическая идеология, теория политической культуры, теория политического развития и трансформации, теория международной политики. Каждая из данных теорий является, в свою очередь, общей по отношению к входящим в ее состав более частным теориям. Например, теория политической системы включает в себя теорию политических режимов, которая развертывается в теории тоталитаризма, авторитаризма и демократии, а, скажем, теория политической модернизации и транзитология являются составными частями теории политического развития и т. д.
Прикладная политологияизучает непосредственно наблюдаемую политическую ситуацию во всем богатстве ее проявлений. Предметное содержание прикладной политологии включает в себя исследование поведения и взаимодействий конкретных субъектов политики, технологических аспектов организации органов власти и других политических институтов, разработку технологий формулирования и достижения политических целей, например, предотвращение или разрешение социальных конфликтов, формирование позитивного политического имиджа, успешное проведение избирательных кампаний, а также подготовку практических рекомендаций и краткосрочных прогнозов участникам политического процесса.
Различия между общей политической теорией и прикладной политологией относительны. Фундаментальные теоретические положения и выводы могут иметь практическое значение, например, использоваться при разработке основных направлений реформирования политической системы общества. В свою очередь, проверенные практикой выводы прикладных исследований нередко служат для формулирования положений теоретической политологии. Таким образом, теоретическая и прикладная политологии функционально дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое.
2. Становление и развитие политической науки
Политика существует столько, сколько существуют государства – примерно пять тысяч лет. И все это время человеческое сознание пытается в той или иной форме отобразить и осмыслить мир политики. В становлении и развитии политической мысли можно выделить три самых общих этапа.
Религиозно-мифологическая форма осмысления политики (II – I тыс. до н.э.). На этом этапе у древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и государства, которые передавались от поколения к поколению в виде мифов.
Философско-этическая трактовка политики (середина I тыс. до н.э. – XVI в.). В этот период политика еще не становится самостоятельным предметом научного анализа. Политические идеи были органично вплетены в ткань философских размышлений об общественном благе, о красоте и морали. Ведущими философами, которые внесли в этот период ощутимый вклад в исследование политики, были Конфуций, Платон и Аристотель. Основное внимание уделялось изучению общественного предназначения политики и власти, разработке политических идеалов, нравственных критериев оценки политики, изучению и классификации «хороших» и «дурных» форм правления.
Рационально-научная форма познания политики (с середины XVI в. по настоящее время). Родоначальником этого этапа принято считать классика политической науки, итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, который:
1) выделил политику из философии и этики в предмет самостоятельного научного исследования;
2) обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность, поскольку уподобил политику объективному, природному явлению, обладающему собственную логикой и закономерностями;
3) дал четкое определение политики как деятельности, направленной на борьбу за власть, ее удержание, укрепление и использование;
4) поставил в центр политического анализа реальные проблемы власти и государства;
5) разработал комплекс методов борьбы за власть и ее удержание.
Вместе с тем Макиавелли полностью отделил политику от морали. Он полагал, что политика не может основываться на нравственных принципах. Человек должен быть праведным в частной жизни, в отношениях со своими родственниками, друзьями, а в политике его поступки диктуются объективной логикой противоборства общественных интересов. Эта логика обязывает политику исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Более того, Макиавелли утверждал, что ради великой и благородной цели в политике можно использовать любые, в том числе безнравственные, средства. Поэтому осуждать аморальные действия политиков столь же наивно и смешно, как гневаться на извержение вулкана или на землетрясение.
После Макиавелли политические исследования длительное время (примерно до начала XIX столетия) осуществлялись в основном на уровне политической философии. В этот период основное внимание уделялось разработке проблематики власти, государства и гражданского общества. У истоков этого процесса стоял Томас Гоббс, разработавший договорную теорию образования государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. Теория общественного договора дала толчок оформлению двух противоположных в развитии политической мысли направлений – этатистскому и либеральному.
Этатистскую, государственническую традицию, начало которой положили еще Конфуций и Платон, окончательно оформил Т. Гоббс. Теория общественного договора была использована им для обоснования необходимости абсолютистского (неограниченного) государства. Граждане, по Гоббсу, заключают между собой договор, согласно которому они в обмен на закон и порядок отказываются от всех своих естественных прав в пользу абсолютной власти суверена. В дальнейшем идея государства как всеобъемлющей силы так или иначе логически вытекала из теоретических конструкций Ж. Ж. Руссо, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, В. Ленина, В. Зомбарта, К. Шмитта и других мыслителей.
Либеральную, антиэтатистскую традицию основал другой английский философ, родоначальник идеологии либерализма – Джон Локк. Он разделял идею общественного договора, но вкладывал в нее совершенно иной смысл. Либеральный принцип индивидуальной свободы как высшей ценности требует ограничения власти государства. Поэтому, согласно Локку, граждане отказываются лишь от некоторой части своих естественных прав, например, от права наказывать за преступления, и передают их государству, единственная функция которого состоит в эффективной защите всех остальных естественных и неотчуждаемых прав человека: «на жизнь, свободу и собственность». Такая трактовка общественного договора привела Локка к идеям правового государства и разделения властей. После него либеральное направление активно развивают Д. Юм, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, И. Бентам, Дж. Мэдисон, А. де Токвиль, Д. С. Милль.
Развитие публичной политики, возникновение партий, утверждение парламентаризма, расширение избирательного права, а также накопленный теоретический и эмпирический материал позволили политической науке в конце XIX – начале XX в. оформиться в качестве самостоятельной дисциплины. Появляется множество специальных теорий, посвященных исследованию демократии, государства, политических партий, элит, неформальных политических процессов. Значительный вклад в создание современной политической науки внесли А. Бентли, Дж. Брайс, М. Вебер, В. Вильсон, Г. Моска, Р. Михельс, Ч. Мерриам, В. Парето и ряд других выдающихся теоретиков.
Первенство в конституциализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины оспаривают немцы и американцы. В Германии существует точка зрения, что формальным началом политологии является образование в этой стране в первой половине XIX в. правовой школы. Однако более распространенной является американская позиция, согласно которой политическая наука получает свое официальное оформление в 1857 г., когда Ф. Лейбер открывает в Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) кафедру политической теории и истории. В 1880 г. на базе этой кафедры Дж. Берджес создает Школу политической науки, которая стала готовить научные и преподавательские кадры. Учебные и исследовательские политологические центры появляются в других американских университетах, что позволило в 1903 г. учредить Американскую ассоциацию политической науки, которая насчитывает сегодня 16 000 человек. Аналогичные центры стали возникать в странах Западной Европы. Так, в 1871 г. в Париже создается Свободная школа политической науки, ныне – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. открылась Лондонская школа экономической и политической науки.
Процесс выделения политологии в самостоятельную отрасль знания завершается в первой четверти XX в. С 1948 г. действует Международная ассоциация политической науки. В этом же году ЮНЕСКО рекомендует курс политологии для изучения в высших учебных заведениях. Основной вклад в развитие современной политической науки внесли такие теоретики, как Г. Алмонд, Р. Арон, Х. Арендт, С. Верба, Р. Даль, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Д. Истон, Г. Ласки, Г. Лассуэлл, А. Лейпхарт, Х. Линц, Т. Парсонс, Дж. Пауэлл, К. Поппер, Дж. Сартори, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, Й. Шумпетер. Современная политология является одной из самых авторитетных и престижных академических дисциплин в мире. Мнение профессиональных политологов существенно влияет на разработку и принятие политических решений в государствах и международных организациях.
В 1955 г. была создана Советская ассоциация политической науки, которая в 1961 г. вступила в Международную ассоциацию политической науки. Однако в СССР политология не признавалась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Более того, ее третировали как «буржуазную лженауку», «продажную девку империализма». Причины такого отношения были просты. Во-первых, политология, как одна из наиболее рационалистских гуманитарных дисциплин, по определению не могла выполнять функцию обслуживания интересов иделогизированного коммунистического режима, который любую общественную науку рассматривал в качестве служанки своей идеологии.
Во-вторых, за долгие годы своего существования политическая наука накопила множество идей, принципиально несовместимых с идеологией марксизма-ленинизма, – приоритет прав и свобод человека, гражданское общество, верховенство права, разделение властей, свободные выборы, многопартийность, идеологический плюрализм и т. д. Поэтому в СССР политология была не просто не нужна, но и вредна для тоталитарного режима.
В-третьих, серьезным препятствием на пути развития политологии являлся догматизм коммунистических доктринеров и изолированность советского обществознания от мировой общественно-политической мысли. Политические исследования если и велись, то только в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС и теории государства и права.
Политология в СССР получает право на существование лишь в период перестройки. На рубеже 90-х гг. политическая наука обретает официальный статус научной дисциплины и начинается ее преподавание в высших учебных заведениях. Одними из первых это сделали страны Балтии. В их вузах политология появилась еще во второй половине 80-х. С 1991 г. курс политологии читается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси.
3. Функции и методы политологии
Вопрос о функциях, или назначениях политической науки, – это вопрос о том, что хорошего и полезного она может дать обществу и отдельному человеку. Политология выполняет семь основных функций.
1. Описательная функция. Накопление и описание в определенных понятийных рамках фактов политической действительности, внешних (то есть существующих на уровне явления) характеристик объекта политического исследования.
2. Аналитическая функция.Изучение причин, сущности, характерных особенностей и тенденций развития данного объекта исследования.
3. Функция прогнозирования. Выяснение ближайших и отдаленных перспектив развития изучаемого политического объекта.
4.Оценочная, или аксеологическая функция. Вынесение суждения о приемлемости или неприемлемости политического объекта с точки зрения ценностей и интересов того или иного общественного субъекта, а также с позиций общечеловеческих гуманистических ценностей.
5. Инструментальная функция. Разработка конкретных практических рекомендаций определенным политическим субъектам, экспертиза, консалтинг и т.д. в целях повышения эффективности их деятельности.
6. Идеологическая функция. Обоснование определенных политических решений и действий с точки зрения интересов субъекта, притязающего на политическую власть.
7. Функция политической социализации. Политическое образование, обучение и воспитание, формирование гражданственности, демократического политической культуры населения на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения (см. подробнее § 4.).
Методы, или способыпознания, используемыеполитической наукой, можно разделить на три группы.
Во-первых, общенаучные методы, которые используются в любой науке. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, метод аналогии и т.д.
Во-вторых, общетеоретические методы исследования политических объектов, или, как их еще называют, исследовательские подходы. Это:
• субстанциональный (онтологический) подход, требующий исследования той первоосновы, которая выражает качественную определенность политики: власть, отношения господства и подчинения, конфликтный характер общественных отношений и т. д.;
• критическо-диалектический метод, ориентирующий на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий как источника политических изменений;
• институциональный метод, рассматривающий политические институты и нормы в качестве основных единиц политического процесса;
• нормативно-ценностный подход, предполагающий исследование и оценку политических институтов и поведения с точки зрения этических ценностей и норм, справедливости, свободы, общего блага и ориентирующий на разработку политического идеала и путей его практического воплощения в соответствии с должным или желаемым;
• эмпирический подход, который в отличие от нормативного подхода абстрагируется от идеалов и априорных оценочных суждений и требует обращаться к фактам, исследовать то или иное политическое явление таким, каким оно есть на самом деле;
• функциональный метод, требующий изучения зависимостей между политическими явлениями, например, между уровнем экономического развития и политическим строем, между избирательной системой и партийной системой и т. д.;
• бихевиористский подход, который, являясь специфическим развитием эмпирического подхода и функционалистских установок, ориентирует на изучение непосредственно наблюдаемого (практического и словесного) политического поведения людей при помощи строго научных, эмпирических методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии и основанных на принципах эксплицитности (четкость исследовательской процедуры) и верификации (проверка опытом);
• cоциологический подход, предполагающий выяснение социальной обусловленности политических явлений, влияния на политику экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры;
• антропологический подход, который в противоположность социологическому методу требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, обладающего постоянным, инвариантным набором фундаментальных родовых биологических, социальных и духовных качеств;
• психологический подход, ориентирующий в отличие от антропологизма на изучение не человека вообще, а механизмов психологической мотивации политического поведения конкретных индивидов и групп;
• структурно-функциональный анализ, предполагающий рассмотрение политики как системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенную функцию и выполняет специфические роли, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей и ожиданий системы;
• системный подход,рассматривающий политику как целостный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы;
• деятельностный метод, ориентирующий на изучение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии и этапы (определение целей, принятие решений, мобилизация ресурсов и т. д.);
• исторический метод, требующий изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выяснения связи прошлого, настоящего и будущего;
• сравнительный (компаративный) метод, предполагающий сопоставление различных стран, культурных сред по однотипным политическим параметрам, например, политические системы, электоральный процесс, выработка политического курса, государственная политика, выявление их общих черт и особенностей с целью получения более глубокого и разностороннего представления о том или ином политическом явлении и разработки оптимальных путей осуществления политических изменений.
В-третьих, методы прикладной политологии, которые в свою очередь подразделяются на общие и частные. Общиеметоды определяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов прикладного политического анализа. К ним прежде всего относятся:
• ивент-анализ (англ. event – событие), рассматривающий политический процесс как поток большого числа политических событий, который с помощью специальных методик можно упорядочить, структурировать таким образом, чтобы за внешним событийным рядом обнаружить объективные тенденции, а тем самым получить возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий;
• ситуационный анализ, или анализ конкретных случаев, ориентирующий на исследование ситуации «здесь и сейчас» (случая, события), выяснение ее причин и особенностей, составление детальной картины и изучение каждого звена причинно-следственного процесса.
К частнымотносятся методы, используемые в различных комбинациях на отдельных стадиях политического анализа. К ним можно отнести:
• статистические методы, основанные на изучении достаточно большого числа и многообразия случаев, дающие возможность измерить связи между определенными переменными (например, «политический режим: демократия или диктатура» и «доход на душу населения»), в том числе такой метод многомерного статистического анализа, как корреляционный анализ, позволяющий отобразить прямые и обратные связи между зависимыми и независимыми переменными, а также факторный анализ, или метод многомерной математической статистики, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим переменным, или факторам;
• контент-анализ, предполагающий целенаправленное изучение определенных документов и широко использующий компьютерные технологии, которые позволяют в результате индексирования ключевых слов подсчитать частоту их использования и выбрать информацию из значительных по объему текстов;
• методы опроса, которые могут осуществляться через интервьюирование отдельных граждан, опросы фокус-групп, проведение экспертных опросов или массовых анкетных опросов (например, национальных опросов общественного мнения);
• наблюдение, которое может проводиться в виде внешнего наблюдения, то есть отслеживания конкретных событий и их последствий и в виде «включенного» наблюдения, когда исследователь находится внутри изучаемой группы или «погружается» в какую-нибудь конкретную ситуацию;
• игровые методы, предполагающие предварительное моделирование ситуации, вариантов ее развития, что позволяет распределить роли, отработать различные модели поведения и принятия решений в нестандартных ситуациях;
• биографический анализ лидеров, помогающий понять, почему они ведут себя так, а не иначе и прогнозировать их будущее поведение;
• анализ выгод и издержек и другие.
4. Роль политического образования в современном обществе
Утверждение эффективной и стабильной демократии невозможно без коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Только от осознанности выбора и активности большинства граждан зависит учет их интересов в государственных решениях, компетентность и ответственность политических элит.
Ключевую роль в осуществлении этих изменений играет гражданское образование, в том числе демократическое политическое образование. Способность граждан к правильному выбору, принятию рациональных политических решений формируется не столько стихийно, сколько в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта.
Политические знания и культура нужны любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности. Без обладания такими знаниями личность рискует стать объектом манипулирования со стороны более активных в политическом отношении сил.
Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, поскольку это предохраняет его от опасности установления антигуманных и неэффективных форм общественно-государственного устройства. Только информированное гражданское общество может контролировать власть и быть тем самым одним из надежных гарантов демократии.
Сегодня во всех развитых демократических странах существуют специальные учреждения политического образования, которые помогают решить эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации – телевидение, радио, газеты, которые обычно дают только поверхностную картину событий и возможность гражданам самостоятельно и критически анализировать полученную информацию.
Особенно необходимо массовое политическое образование в переходном обществе. В этом смысле очень полезен пример ФРГ. После окончания Второй мировой войны союзники в рамках процесса денацификации заставили местную немецкую администрацию ввести в школах Западной Германии изучение основ демократического государственного устройства. Сегодня в этой стране существует поддерживаемая государством разветвленная система политического образования во главе с Федеральным центром. Политические знания распространяют не только учебные заведения (школы, университеты и т.д.) и средства массовой информации, но и получающие государственные субсидии фонды политического просвещения, которые формально существуют при политических партиях, но фактически не зависят от них.
Хотя современное политическое образование в демократических странах мира достаточно плюралистично как с точки зрения своего содержания, так и форм организации образовательных институтов, в целом оно базируется на общих принципах, имеющих фундаментальное значение и для переходных обществ. Это:
1) общественный консенсус в отношении фундаментальных ценностей и норм и, прежде всего, признание свободы и достоинства каждой личности, ее естественных и неотъемлемых прав как высшей ценности общества;
2) деидеологизация, отказ всяких официальных, государственных идеологий, идейно-теоретический плюрализм, свободное соревнование идейных платформ и взглядов;
3) департизация, отказ от монополизации руководства гражданским образованием со стороны какой-либо одной политической силы, партии, равноправное участие различных, в том числе и оппозиционных, партий и неправительственных организаций в осуществлении образовательных программ;
4) добровольность, свобода выбора идей и убеждений, что не исключает обязательности усвоения политических знаний определенными категориями населения (молодежь и те категории служащих, для которых политическая образованность является необходимым условием их профессиональной компетентности).
В процессе гражданского образования должны быть заинтересованы и государство, и общество. Однако взаимодействия государства и общества в организации образовательного «всеобуча» достаточно вариативны для разных стран. Если государство и общество объединены общими целями и интересами и государство поддерживает образование граждан, приобщение их к демократическим правилам и процедурам, то этот процесс происходит с наименьшими потерями.
Если общество оказывается слишком апатичным и атомизированным и в силу этого неспособным организовать процесс гражданского образования, то ему на помощь приходит государство, правящая элита, осознающая ответственность задач, стоящих перед ней.
Возможен вариант, когда общественные силы достаточно подготовлены для организации гражданского образования. В таком случае государство пытается не мешать этому процессу.
И, наконец, государство может оказаться контрагентом гражданского образования, препятствовать и пресекать попытки общества организовать обучение граждан, так как его интерес к демократии в лучшем случае не простирается дальше попыток установления лишь ее внешних атрибутов без глубинных изменений массового сознания. В этом случае приобретение гражданами навыков активной само деятельности становится сложным, затяжным и противоречивым процессом.
В Беларусигражданское образование осуществляется, к сожалению, в условиях последнего варианта. Забота о формировании в Беларуси деидеологизированной системы демократического политического образования, основанного на идее национального ценностного консенсуса, должна стать общим делом государства и гражданского общества. Однако деятельность правительственных учреждений образования все сильнее ориентируется на внедрение государственной идеологии, что ведет к воспроизводству в массовом сознании консервативно-советских идеологем, несовместимых с ценностями и стандартами демократического мира.
Однимиз главных препятствий на пути перехода Беларуси к демократии является преобладание в массовом сознании и поведении традиционалистской, патриархально-подданической культуры, отображающей низкий гражданский статус личности и пренебрегающей автономией человека и общества по отношению к государству.
Продвижение Беларуси по пути к гражданскому обществу и демократии станет успешным и необратимым только в том случае, когда граждане овладеют основами гражданской культуры поведения, когда будет происходить постоянное политическое информирование населения, когда люди поймут и оценят важность демократического порядка, научатся принимать осознанные решения на выборах, коллективно решать общие проблемы, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, демонстрировать терпимость к политическим оппонентам, готовность к компромиссу и партнерству, когда, наконец, у большинства граждан сформируется чувство белорусской идентичности, принадлежности к общей Родине – Республике Беларусь.
Инициатором и сподвижником в распространении гражданских знаний и развитии компетенций являются преимущественно неправительственные организации (НПО), а также негосударственные вузы, демократические партии и независимые СМИ. Организации «третьего сектора» Беларуси накопили значительный опыт гражданского образования и просвещения. Образовательные программы выходят на более широкие слои общества. Все более многообразными становятся и формы такого образования: семинары по различным проблемам, организуемые партиями и НПО; образовательные кружки, лектории, народные университеты для широких слоев населения; школы и семинары для отдельных категорий граждан – журналистов, молодых политиков, женщин, учителей и др. Именно от целенаправленных и скоординированных усилий структур гражданского общества зависят перспективы формирования в Беларуси массовой политической культуры гражданского типа.
Тема 2. Политика как общественное явление