Базовый уровень местного самоуправления
В мировой практике выделяют базовый уровень самоуправления – тот уровень организации местного самоуправления, который по своему экономическому потенциалу способен самостоятельно реализовать наиболее полный набор местных задач и обладает качеством целостности, т.е. выступает как «производящая единица», способная либо самостоятельно произвести нужный продукт (услугу), либо обменять (купить) ее у другой такой же единицы.
Таковым, как правило, выступает городской уровень и уровень «ниже района области, но выше отдельного сельсовета», который в англоязычных странах носит название «тауншип». И делается так не случайно. Город, рассматриваемый как целостный социально-экономический организм, выступает единицей, производящей промышленную продукцию, но потребляющей продукты питания. Село (сельские округа), наоборот, выступает единицей, потребляющей промышленную продукцию, но производящей продукты питания. Взаимная потребность обеспечивает необходимость обмена между ними. А вот будет ли обмен нормальным, дает ли он возможность удовлетворить потребности населения – зависит от того, каким образом в государстве происходит выделение границ населенных мест и соответствуют ли компетенции самоуправления экономическому потенциалу территории.
По отношению к базовому уровню все более «высокие» уровни организации власти рассматриваются как вспомогательные или регулирующие, задач которых обеспечить координацию и согласование интересов населенных мест разных видов (если речь идет о районном уровне), либо территориальных мест (если речь идет об уровне области).
Что касается уровней «ниже» базового, то они рассматриваются как производные от базового и действует общий принцип: орган власти базового уровня сам формирует на своей территории структуру управления и власти, исходя из соображений целесообразности и удобства управления /40, c. 55, 56/.
В связи с этим в наших условиях базовый уровень местного самоуправления представляют:
городские районы в городах республиканского значения;
города областного и районного значения;
поселки, сельские округа.
В городах республиканского значения принятие в качестве базового уровня местного самоуправления городских районов обусловлено тем, что:
- во-первых, для удобства управления и организации местного самоуправления, поскольку данные города имеют довольно большие масштабы, как по численности населения, так и по территории;
- во-вторых, эти города обладают особым статусом и приравниваются к областям и в связи с чем, согласно предложенной нами в предыдущих разделах организационной модели управления (см. рис. 8), должны быть объектами государственного управления.
Города областного, районного значения в плане организации системы местного самоуправления являются наиболее подходящими единицами, поскольку обладают достаточным экономическим потенциалом для самообеспечения.
Сложным и противоречивым представляется процесс организации системы местного самоуправления на уровне села. При современном обнищавшем состояний большинства сел трудно говорить о возможности наделения органов местного самоуправления финансово-экономической базой. Отсутствуют, либо находятся в состоянии непригодности объекты, которых можно было бы передать во введение органов местного самоуправления. Учитывая низкую налоговую базу на этом уровне надо полагать, что их бюджеты будут долгое время дотационными.
В этой связи для смягчения негативных влияний вышеназванных факторов целесообразно внедрение системы местного самоуправления не во всех аулах и поселках, а в крупных поселках и сельских округах.
Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального сообщества и его выборных органов по управлению делами.
В качестве субъектов местного управления и самоуправления могут выступать: население административно-территориальных единиц, отдельные граждане, государственные органы, различные предприятия, учреждения, организации, объединения.
В демократических государствах 80% всех вопросов, с которыми жители обращаются к властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные правительства приходят к пониманию того, что во многих случаях местные нужды могут быть более рационально удовлетворены органами самоуправления, поэтому они передают им все больше функций, одновременно сокращая свою роль в ведении местных дел.
Местное самоуправление – это самоорганизация на базовом уровне – там, где население может решать свои проблемы, не обращаясь к государству. Органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами, взаимодействуя с ними в осуществлении властных функций, а также в выполнении отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться. В той мере, в какой они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.
Деятельность органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений соответствующей территории.
Представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.
Право на местное самоуправление – это естественное право граждан, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой через систему государственных и местных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и местного управления. Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством, местное самоуправление имеет отличительные особенности от органов государственной власти, а именно:
действует в рамках законодательства, принимаемого органами государственной власти;
возникает лишь в том случае, когда строго определена часть общественных дел, которым оно занимается (предметы его ведения);
должно иметь достаточные собственные материально-финансовые ресурсы для решения вопросов местного значения;
требует обязательного наличия представительства населения в местных органах власти (оно выборное по своей природе).
Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность самостоятельно и ответственно исполнять возложенные на них государством общественные дела.
Определение предметов ведения органов местного самоуправления происходит как за счет предложений населения соответствующей территории, так и в русле единой государственной политики. Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность ответственно исполнять часть общественных и государственных дел.
Государственное и местное управление различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам. В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д. Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, т.е. это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества. Местное управление имеет свойства более узкого уровня: управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на определенной территории. Местное управление осуществляет функции управления по решению вопросов местного значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических, национальных и иных особенностей и традиций, реализуя закрепленные государственным правом полномочия.
Следовательно, местное управление имеет как собственные, так и переданные государством полномочия, а значит и местное, и государственное управление тесно взаимосвязаны: у них один источник власти – народ, они выполняют общую для всех функцию: обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы.
Местное управление активно взаимодействует с государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государство в целом, его отдельного региона и конкретного местного сообщества.
Механизм взаимодействия государственных и местных органов – это система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полномочий.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах:
взаимодействия;
законности;
добровольности;
учета совместных интересов и взаимной ответственности;
сохранения независимости местной власти.
Одним из важнейших международных правовых актов в области местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18 октября 1985 г. Государства-участники Европейской Хартии взяли на себя обязательства считать себя связанными ее статьями в определенном объеме. Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна придерживаться положений Европейской Хартии, если в дальнейшем хочет вступить в Евросоюз.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями содержит пятый раздел, который называется «Местное управление и самоуправление». Статья 117 Конституции Республики Беларусь не разграничивает четко местное управление и самоуправление, а лишь устанавливает, что «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Понятие местного управления и самоуправления раскрыто в первой статье Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Правовые возможности для обеспечения местного самоуправления финансовыми ресурсами открывает статья 133 Конституции Республики Беларусь, согласно которой бюджетная система Республики Беларусь включает республиканские и местные бюджеты. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит главу 5 «Экономическая основа местного управления и самоуправления».