Семинар № 2. Цивилизация Древней Греции
ГРАНИЦЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте природные условия Греции В чем заключался «вызов» естественной среды и как «ответила» на него цивилизация?
2. Расскажите об основных этапах расширения древнегреческой цивилизации, используя карту.
3. Какие результаты дала колонизация для внутренней жизни Греции? Какой тип личности был характерен для древних греков?
ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС
Вопросы и задания
1. Что такое полис? Дайте определение.
2. Вспомните, как соотносились друг с другом государство и община на Востоке. Сравните с древнегреческим полисом. Объясните, в чем заключалось главное отличие восточной общины от древнегреческой.
3. Как вы понимаете термин «гражданская община»? Все ли жители полиса являлись его гражданами? Кто считался неполноправным?
4. Что такое автаркия? Как этот принцип сказывался на отношениях полисов друг с другом?
5. Объясните, чем демократия отличается от олигархии, используя определения Платона.
Какие еще формы государственного правления существовали в Греции? Когда приблизительно в полисах стала устанавливаться демократия? Почему переход к демократии лежал через тиранию? Почему греческую демократию называют демократией не для всех?
6. Какие идеалы были характерны для граждан полиса? Как, с вашей точки зрения, можно объяснить появление таких идеалов?
7.Расскажите о развитии товарно-денежных отношений в Древней Греции. В каком полисе они были развиты наиболее ярко? Почему появился термин «античный капитализм»? Можно ли его использовать по отношению к Греции? Объясните свой ответ. Какую роль в экономической жизни Греции играли рабы? Сравните положение рабов на Востоке и в Греции.
ДВА ЦЕНТРА ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСА
Вопросы и задания
1. Где располагались Афины и Спарта? Подумайте, какое значение для экономического развития этих полисов имело их географическое положение В чем были преимущества Афин?
2. Сравните законы Ликурга и Солона. Какую роль они сыграли в дальнейшей жизни Афин и Спарты? Отвечая на этот вопрос, сопоставьте экономические и политические особенности полисов.
3. В каком из двух полисов, в Афинах или в Спарте, получила развитие частная собственность? Подумайте, существует ли связь между частной собственностью и товарно-денежными отношениями.
4. Спартиаты называли свое государство общиной равных. Считаете ли вы правильным такое определение? Во всех ли областях жизни спартиаты действительно были равны?
5. Какой из двух путей развития полиса кажется вам самым перспективным? Почему? Где вы сами предпочли бы жить — в Афинах или в Спарте?
6. Расскажите, как развивалась борьба за лидерство между Афинами и Спартой. Почему попытки объединить Грецию под властью того или другого полиса оказались неудачными? Что не нравилось союзникам в политике Афин? Как должны были реагировать демократические полисы на победу Спарты?
7. Объясните, в чем причины кризиса полиса. Почему А. Тойнби считал, что кризис полиса — это кризис всей цивилизации?
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА
Вопросы и задания
1. Что такое философия? Когда она возникла в Греции?
2. Как объясняли происхождение и устройство мира первые греческие философы? Подумайте, кому из них принадлежит высказывание: «Необходимо знать всеобщий закон, что борьба и есть справедливость, что все возникает в борьбе по непреклонному закону необходимости»?
3. Что в человеке интересовало в первую очередь греческих поэтов-лириков? Сравните с религиозной лирикой Востока, с которой вы познакомились в предыдущей главе
4. Какой смысл вкладывали авторы трагедий в заключительные сцены гибели своих героев? Почему трагедия всегда заканчивалась смертью главного героя?
5. Какое значение для воспитания свободной личности имела софистика?
6. Согласны ли вы с высказыванием Протагора о том, что «о каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения»? Попробуйте привести примеры, которые это подтверждают или опровергают.
7. Почему фраза «Познай самого себя» была так важна для Сократа? Что такое эйдосы Платона? Как может душа человека достичь мира эйдосов? Почему Платон, живший в Афинах, во многом руководствовался примером Спарты, когда рисовал образ идеального государства? Что не нравилось Платону в демократическом строе Афин?
5. ПОСЛЕДНЯЯ ФАЗА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
Вопросы и задания
1. Какие территории включала в себя империя Александра Македонского? Какие древние цивилизации Востока вошли в ее состав?
2. Какой этап в истории Греции называют эллинистическим?
3. Расскажите о том, что привнесли греки в жизнь завоеванных стран Востока. Какие элементы жизни восточных цивилизаций были усвоены греками? Какая форма правления установилась в эллинистических государствах? Как в эту эпоху изменился полис? Почему?
4. Какие философские системы появляются в эпоху эллинизма? Какие новые идеалы жизни выдвигают философы эллинистической Греции? Почему?
5. В чем заключалось значение эпохи эллинизма для дальнейшей истории Запада и Востока?