Конституционные гарантии местного самоуправления.
Осуществление местного самоуправления в РФ имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности МС и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.
Согласно Конституции (ст. 133), местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав МС в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от 1-5 установленных законом МРОТ в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.
Граждане, проживающие на территории МО, органы МС вправе обращаться в суд или АС с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления. В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления (рассм. в АС).
Судебная защита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участие в МС в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии и т.д.
Только в судебном порядке, согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть отменены решения органов местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) местное самоуправление в РФ гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность и независимость, обязано выполнять решения органов гос. власти. При этом органы МС вынуждены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложением на них дополнительных полномочий, либо в связи с неправомерными действиями. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами гос. власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы МС имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в гос. собственность объекты муниципальной собственности.
Конституцией РФ (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в РФ гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и ФЗ. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией и ФЗ, не может быть ограничен органами гос.власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.
Органы гос. власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов МС, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением гос. и общ. безопасности, общ. порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.
К числу других правовых гарантий местного самоуправления ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов МС и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами МС и гражданами. Решения органов МС и должностных лиц МС могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.
Обращения органов и должностных лиц МС подлежат обязательному рассмотрению органами гос. власти, гос. должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Представительные органы МС обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.