Механизм осуществления публич­ной власти

Все органы, организации, объединения граж­дан, функционирующие на территории той или иной страны, можно разделить на две группы: занятые в той или иной мере в осуществлении государственных функций и не занятые в них. При этом первые в совокупности образуют политически организо­ванное общество, каковым и является любое современное демократическое государство, а вторые - неполитическое общество, которое принято именовать гражданским.

Вот это политически организованное общество и образует механизм государства, точнее, механизм осуществления публич­ной власти. Данное дополнение необходимо для того, чтобы точнее передать сущность механизма управления современного государства. Дело в том, что одно из принципиальных отличий авторитарного государства от демократического состоит в уровне и степени вовлечения широких масс населения в осуществление управленческих функций в обществе, иначе говоря, в уровне обеспечения народовластия.

Авторитарное государство в реализации своих функций опи­рается исключительно на государственный аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со сто­роны населения зачастую превращается в аппарат насилия. Именно это обстоятельство подвигло К. Маркса и Ф. Энгельса, а вслед за ними В. И. Ленина и других советских философов и юристов к разработке теории отмирания государства. Точнее, по словам Ф. Энгельса, теории медленного "засыпания" государст­ва. На практике этот процесс должен был выражаться в посте­пенной передаче государством отдельных своих функций добро­вольным объединениям граждан.

Строго говоря, классики марксизма-ленинизма не были так уж неправы, развивая эту теорию. Другое дело, что

1) передача государственных функций не может осуществ­ляться только добровольным объединениям граждан. На месте го­сударственно-властных органов могут образовываться негосударст­венные органы (муниципальные органы, нотариусы, адвокаты, третейские суды и некоторые др.) Но все они осуществляют пуб­лично-правовые функции, в ряде случаев от имени и по поручению государства.

2) есть у государства функции, которые ни при каких услови­ях не могут быть переданы негосударственным структурам. Это функции обеспечения национальной безопасности и государст­венного суверенитета (вооруженные силы, пограничная стража, борьба с преступностью, внешняя политика, денежная система и др.). Таким образом, полное отмирание государства даже в отда­ленной перспективе вряд ли возможно. Но минимизация его функций, направленных на управление обществом, и передача их исполнения негосударственным образованиям - процесс вполне объективный. Более того, попятный процесс, направленный на усиление государственного вмешательства в частную жизнь граж­данина, структур гражданского общества, имеющий место в от­дельных случаях в нашей стране, свидетельствует о неустойчиво­сти демократических начал в России и попытках реставрации то­талитарного полицейского государства.

Итак, механизм государства, точнее, механизм осуществления публичной власти в государстве, включает в себя:

- основные формы осуществления народом (совокупностью граждан) публичной власти;

- общие требования к системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на го­сударство функций, закрепляемых в конституции и законах конкретного государства;

- строго определенный порядок создания, функционирова­ния и ликвидации системы этих органов;

- набор специфических полномочий (прав и обязанностей) и форм юридической ответственности каждого органа пуб­личной власти;

- перечень специальных требований, предъявляемых к граж­данам, занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти;

- наличие вспомогательного аппарата органа публичной власти.

Механизм народовластия

В любом демократическом государстве публичная власть в той или иной степени принадлежит народу (совокупности граждан государства). Народ выступает первичным элементом механизма осуществления публичной власти. Так, согласно ст. 3 действую­щей КонституцииРФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее много­национальный народ. В этой же статье определены и важнейшие формы осуществления механизма народовластия: выборы, референдум, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, на первичном уровне механизма осуществле­ния публичной власти народ выступает его составной частью в двух качествах: непосредственно и путем делегирования властных полномочий формируемым им властным органам.

Прежде всего нас интересует механизм непосредственного участия народа в осуществлении публичной власти. Выборы и референдум - это близкие по внешним при­знакам, но разные по сути формы народовластия. Референдум - это процесс непосредственного участия граждан в принятии кол­лективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или госу­дарственное значение), а выборы - это процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти.

Несмотря на различные цели, эти формы народовластия имеют не только общие внешние признаки - непосредственное голосование граждан, но и общее место в системе народовластия. Эти коллективные действия граждан относятся к числу учреди­тельных акций.

С помощью учредительных акций народ непосредственно при­нимает важнейшие публично-властные решения и формирует орга­ны публичной власти, образующие публично-правовой механизм управления обществом и государством.

Таким образом, граждане, объединенные в те или иные пуб­лично-правовые территориальные общности (народ, население субъекта федерации, муниципальной территории), образуют ос­нову механизма государства, непосредственно принимая участие в формировании органов публичной власти и принятии важней­ших решений государственного и общественного значения.

Вместе с тем, если бы государство функционировало только в форме принятия гражданами решении го­сударственного и общественного значения, то его деятельность была бы малоэффективна. Осуществление власти - это специфическая деятельность, требующая высокого профессионализма и специальных знаний. Не случайно большинство должностей в органах государственной власти и местного самоуправления в развитых странах мира занимают экономисты и юристы. По­скольку обладание этими профессиями непосредственно учит обладающих ими граждан искусству управления другими людь­ми, поэтому большую часть своих публично-властных функций граждане передают органам публичной власти, в том числе и из­бираемым ими представительным органам.

Осуществить гражданам правильный выбор при формирова­нии представительных органов публичной власти помогают по­литические партии и иные политические общественные объедине­ния. Формально они не входят в механизм государства и даже механизм местного самоуправления, но оказывают существенное, а в ряде случаев решающее влияние на состав и даже конкрет­ную деятельность парламентов, президентов, министров и другие важнейшие элементы механизма государства.

Не являясь частью механизма государства, политические партии и иные политические общественные объединения зани­мают значительное место в политически организованном обще­стве и могут рассматриваться как часть механизма осуществле­ния публичной власти в государстве, но опосредованного, дей­ствующего через волеизъявление избирателей.

Наши рекомендации