Понятие и система правоохранительных органов
Органы, составляющие систему правоохр-ных органов. Фед-ные суды общей юрисдикции и фед-ные арбитражные суды, мировые суды;
• Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ;
• органы, осущ-щие организационное обеспечение деят-ти судов: Служба суд.приставов Минюста РФ, иные службы Минюста РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;
• прокуратура;
• органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи ОВД и т. п.);
• органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).
Правоохр-ная деят-сть является одним из видов гос-ной деят-ти. Статья 1 Конституции РФ определяет РФ как правовое гос-во. Это означает, что гос-во в лице его органов осущ-яет свою деят-сть на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность гос-ва и граждан. В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью гос-ва. Таким образом, гос-во обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и суд.власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в гос-ве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные гос-ные интересы, гос-ные органы тем самым косвенно участвуют в правоохр-ной деят-сти, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деят-сти большинства гос-ных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям гос-во создает спец.органы, для которых правоохр-ная деят-сть является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осущ-ять правоохр-ную деят-сть в установленной законом форме. Таким образом, можно говорить о правоохр-ной деят-сти в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деят-ть всех гос-ных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию,законность и правопорядок. В узком смысле - это деят-ть специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осущ-мая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. Как уже указывалось, гос-во создает спец.органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохр-ными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохр-ного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохр-ным. В связи с этим в юр.литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать гос-ный орган для того, чтобы его м/б считать правоохр-ным:1. Правоохр-ный орган уполномочивается законом для осущ-ния правоохр-ной деят-сти. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деят-ти этого органа.2. Правоохр-ный орган осущ-ет свою деят-ть не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохр-ных органов влечет дисциплинарную, админ-ную, материальную или уголовную ответственность.3. Правоохр-ные органы в процессе своей деят-ти имеют право применять меры гос-ного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохр-ными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность. Традиционно к правоохр-ным органам относят суд, прокуратуру, ОВД, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохр-ных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.