Ошибка! Раздел не указан
Рис. 3.Структура спектра деструктивных воздействий (по сферам национальной безопасности Республики Беларусь)
В сетевом информационном пространстве активность политических сил может не совпадать с их активностью в других средствах массовой информации. Проиллюстрируем это на примере соотношения виртуальных сторонников главных политических сил в Государственной думе Российской Федерации (рис. 4).
Рис. 4. Соотношение сторонников главных политических сил Государственной думы Российской Федерации социальной сети «ВКонтакте» (чел., на 21.04.2011) [79]
Обратим внимание на то, что еще в конце ХХ в. развитие гуманитарных наук
и цифровых технологий сформировало новое измерение социальной среды – Виртуальное. Это измерение требует смены подходов и направлений, ракурсов, с которых осмысливаются социально-политические процессы, и методов идеологической работы.
Показательны в этом отношении слова американского исследователя Ф. Фукуямы, завершающие работу «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию»: «Социальный капитал подобен храповику, который легко идет в одну сторону и не идет в другую: он может быть легко растрачен действиями правительства, но его уже не удастся повернуть обратно. Сейчас, когда вопрос идеологии
и институтов в основном решен, вопрос о сохранении и дальнейшем накоплении социального капитала выходит на первое место».
Это означает, что конечной целью зарубежных организаторов информациионного противоборства, осуществляемого средствами второго поколения, является подрыв доверия к действующим институтам суверенного государства.
Социальное доверие представляет набор нормативных ожиданий и направлено на увеличение стабильности, предсказуемости жизни общества в условиях трансформационных преобразований. При этом ключевыми терминами и объектами информационного противоборства становятся: мнение, влияние/доверие, репутация. По мысли Ф. Фукуямы, именно доверие определяет прогресс, успех самореализации конкретного общества, который зависит не от рыночных принципов и не от приверженности традициям, но от «одного, распространившегося повсюду элемента культуры – уровня доверия, существующего в обществе»[80]. Критерием позитивности и полезности информационного воздействия для суверенного государства, как представляется, служит направленность сообщения на усиление суверенитета, целостности системы управления, сохранение баланса интересов групп общества.
В первом приближении анализ различных научных источников и дискуссий показывает, что в пропаганде «цветных революций» активно используются идеи анархизма. Она дополняется концепцией нетократии, предполагающей появление
в глобальном сообществе нового господствующего социального слоя. Подразумевается, что общество оказывается разделенным на пролетариев, не имеющих доступа к информации, и элиту, осуществляющую управление и манипулирование информационными потоками.
Ниже приводятся основы для деструктивных воздействий пропаганды, отнесенные к таковым западными специалистами.
Во-первых, борьба с институтами суверенного государства, которая должна осуществляется за пределами правового поля. Идеологи «цветных революций» обосновывают это тем, что «демократия требует государственного управления
с участием народа и подчинения закону, в противном случае государственный аппарат нелегитимен. И обязанность гражданина – бороться с таким государственным аппаратом»[81]. Отсутствие легитимности у действующей власти связывают с непризнанием результатов выборов структурами ОБСЕ (в частности, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ))[82]. Следует подчеркнуть,
что сам процесс планирования и организации наблюдения за выборами в странах Западной и Восточной Европы неодинаков. За время существования БДИПЧ полномасштабные миссии в 111 из 112 случаев направлялись в страны Восточного блока и лишь один раз в Албанию[83]. В то же время в страны Европейского союза эти миссии не направлялись ни разу. Сама методика оценки выборов, которой БДИПЧ уделяет так много внимания, в настоящее время не обнародована. Из 46 выборов, оцененных миссиями БДИПЧ ОБСЕ и признанными несоответствующими обязательствам (полностью либо с отдельными положительными аспектами),
39 проходили в государствах – участниках СНГ; 5 – в государствах бывшей Югославии; 1 – в Латвии; 1 – в Албании. Иными словами, все выборы, оцененные отрицательно, проходили в восточноевропейских государствах. За рассматриваемый период ни одни выборы в западной части ОБСЕ не были оценены миссиями БДИПЧ отрицательно. Очевидно, что представители БДИПЧ выдают «методику наблюдения» за «методику оценки» выборов. По-видимому, неслучайно БДИПЧ постоянно уклоняется от четкого нормативного закрепления процедур выработки итоговых заключений по результатам наблюдения.
Кроме того, БДИПЧ необоснованно и произвольно самостоятельно устанавливает международные принципы (в качестве обязательных норм для суверенных государств) организации и проведения национальных выборов, пытаясь взять на себя законодательные функции в обход общепризнанных канонов международного права. Заметим, что в конечном итоге легитимность избирательных кампаний в Беларуси регулируется не зарубежным, а национальным законодательством и подтверждена комиссиями и наблюдателями от СНГ.
Известно также, что не существует идеальных демократических принципов построения общества, а в любом обществе западного образца отдельный человек вынужден принимать волеизъявление большинства участников избирательного процесса.
Во-вторых, специально сконструированный и информационно поддерживаемый миф о мнимой недееспособности государственных органов Беларуси(табл. 3). Его смысл понятен: по определению западных экспертов, недееспособное государство не может или не желает защищать своих граждан от насилия или гибели; ставит себя выше национального и международного права; страдает от дефицита демократии. Сегодня этот миф опирается на столь же произвольные оценки неизвестных экспертов относительно ситуации в Беларуси, произвольные критерии оценки. В частности, вызывают удивление как сами экспертные оценки,
так и возможность сопоставления некоторых показателей для разных стран. Например, представляется неправомерным сравнение Швеции и Беларуси по первому показателю, приведенному в табл. 3: Беларусь в течение только XX в. была втянута
в две мировые войны, а Швеция не воевала уже 150 лет.
Таблица 3
Факторы недееспособности государства (индекс failed states 2011)
Показатель | Беларусь | Россия | Украина | Польша | Швеция |
Социальные показатели | |||||
1. Уровень демографического давления | 6,3 | 6,3 | 5,3 | 4,3 | 2,8 |
2. Уровень миграции беженцев и/или перемещенных лиц | 3,6 | 5,1 | 3,1 | 3,5 | 2,9 |
3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп | 6,8 | 7,6 | 6,5 | 3,5 | 1,3 |
4. Устойчивая и перманентная эмиграции из страны | 4,5 | 5,7 | 6,3 | 5,6 | 2,0 |
Экономические показатели | |||||
5. Неравномерность экономического развития | 6,3 | 7,6 | 5,9 | 4,7 | 2,2 |
6. Уровень бедности, резкое ухудшение экономического положения | 6,2 | 4,6 | 6,0 | 4,3 | 1,9 |
Политические показатели | |||||
7. Уровень легитимности государства, коррупция, дефицит репрезентативности в органах власти | 8,8 | 7,8 | 7,4 | 4,2 | 0,9 |
8. Наличие и качество общественных услуг (здравоохранение, образование, санитарно-эпидемиологический контроль) | 5,8 | 5,3 | 4,1 | 3,3 | 1,5 |
9. Уровень нарушений прав человека и верховенство закона | 8,0 | 8,1 | 5,5 | 3,5 | 1,6 |
10. Качество работы аппарата государственной безопасности, наличие параллельных государству структур применения насилия | 6,3 | 7,2 | 4,0 | 2,5 | 2,3 |
11. Влияние групповых клановых или региональных элит | 8,0 | 7,8 | 8,0 | 3,6 | 1,8 |
12. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов | 7,0 | 4,6 | 6,8 | 3,9 | 1,6 |
Общий балл(значение индекса failed states 2011) | 77,6 | 77,7 | 69,0 | 46,8 | 22,8 |
В-третьих, в западных пристрастных информационных каналах иногда утверждается, что система иерархического управления государственным механизмом Беларуси неэффективна. Однако это противоречит высоким для Европы показателям экономического роста нашей страны, сохранявшимся в течение длительного периода.
Для решения крупных задач, требующих больших ресурсов, государству необходимо привлекать значительное число людей. Для управления ими во всем мире используются испытанные временем механизмы – иерархия, разделение властей и др. Действительно, система государственных органов может быть централизована,
а Глава государства в нашей стране обладает значительной властью. Однако это
не столько недостаток, сколько преимущество нашей системы, позволяющее динамично реагировать на возникающие вызовы. Минимально возможная скорость принятия ответственных государственных решений в рамках системы государственного управления, определенной на всенародном референдуме и закрепленной Конституцией Республики Беларусь, по сравнению с действовавшей до 1996 г. парламентской Конституцией страны, возросла не менее чем в 50 раз.
Отказ от иерархии на практике в условиях трансформации обычно означает невозможность достижения значимых для страны целей государственного строительства
и управления. Печальные следствия такого отказа в наши дни наблюдаются после осуществления управляемых из вне «цветных революций» в Египте, Тунисе, Ливии.
Поучительно в этом отношении рассмотреть негативный опыт Египта.
На рис. 5 представлена структура связей в социальной сети Интернет в момент свержения Х. Мубарака (рисунок заимствован из южноафриканского научного журнала). Неоднородность сети подтверждается числом связей отдельных «управленцев» сети из-за рубежа (табл. 4). Анализ позволяет сделать вывод о том, что в сети доминирует относительно небольшое число узлов, имеющих большое количество связей.
Рис. 5. Структура социальной сети Интернета в момент свержения Х. Мубарака
Таблица 4