Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум
1. Период цивильного (квиритского) права – Царский период (VIII – VI вв до н.э.) – с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 – 509 гг. до н.э.) – царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената (“Сенатус-Консульты”); Акты магистратов (Эдикты магистратов).
2. Период расцвета Римского права (классический период) – период Республики (V – I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 – 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права: кривитское право – действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право – система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) – внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.
3. Период после классический (III – V вв.) – период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. – IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. – Vв н.э.). Принципат – переход от республики к монархии – царь становится первым среди равных. Доминат – абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. “Институция Гая” построена по институционной системе – о лицах, вещах и формах.
Законы XII таблиц – первая римская кодификация восходит к середине V столетия до н. э. Написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади; были в основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).
От слова “цивитас” (город), право Таблиц называли “цивильным”, то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова “квирит” (как называли себя сами римляне) – “квиритским”.
Четко проведенное разделение вещей на две категории: res mancipi – земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi – все остальные вещи.
Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме – mancipatio (манципация) – производилась следующим образом. Продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи (“хватал раба”), говоря при этом: “Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь”. Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной.
Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: “вещи, не нуждающиеся в манципации” res пес mancipi.
Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись “мясо и кровь” должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, “налагал на должника руку” (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. “В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу”, что означало рабство.
Семейные отношения – неограниченная власть домовладыки. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только “отец семейства”. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.
Происхождение брака “сине ману” – возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым “правильный брак” был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.). Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке “сине ману” жена приносила приданое (в “правильном” браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.
Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай “с обработанного плугом поля”. Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство – компенсировались штрафом. Государственные преступления – устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др. Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.