Высадка русских десантов на побережье Швеции
В 1718 году на Аландских островах Швеция и Россия проводили мирные переговоры об окончании войны. Под давлением Англии Швеция затягивала переговоры и не соглашалась подписывать документы на условиях России и сорвала их. Тогда Петр I решил нанести по Швеции решающий удар со стороны Финляндии силами армии и флота. Его замысел заключался в сокрушении экономики противника с помощью уничтожения морских перевозок продовольствия противника по Балтийскому морю и разрушения промышленности враждующего государства (в первую очередь металлургии) на его побережье и ускорить заключение мира.
В конце 1718 года пришло извести, что шведский король Карл XII был убит при осаде норвежской крепости, подвластной Дании. На шведский престол вступила сестра Карла XII – Ульрика-Элеонора, которая была сторонницей Англии.
В 1719 году произошло несколько десантных операций. Они продолжались вплоть до 1721 года, пока не был подписан мирный договор. По стратегическому замыслу Петра I главный удар по шведскому побережью должен был наносить гребной флот, а корабельный флот должен был прикрывать со стороны моря гребной флот от судов противника. Русское командование использовало разведку и наблюдение за флотом противника и шхерных фарватеров. Командующим русским военно-морским флотом Ф. М. Апраксину было указаны районы высадки десантов при уничтожении промышленных и военных объектов и торговых судов. Разрешалось разорять и жечь, но людей не трогать.
В начале июля 1719 года гребные корабли вышли из базы Або (около 230 судов), а парусный флот из Ревеля (40 парусных кораблей , из которых 21 линейный). В операции принимало участие 26 тысяч русских войск.[19] Боевые действия начались 10 июля 1719 года в двух направлениях: к северу и к югу от Стокгольма. С 10 июля до 19 августа на широком фронте от Евле на севере до Норчепинга на юге было высажено более тридцати десантов. За двумя эскадрами шведского флота в Карлсхаме и в Стокгольме должны были наблюдать два отряда парусного русского флота, чтобы не допустить их соединение. Но эти две эскадры уже успели соединиться, тогда русский флот предпринимал действия, чтобы выманить суда противника в открытое море и не помешать десантным операциям.
Отряд русского военно-морского флота под командованием генерал-майора Ласси численностью 3,5 тысячи человек на 21 галере и 12 лодках был направлен к северу от Стокгольма и дошел до города Евле, несколько раз высаживал десант и вступал в бой. Десанты уничтожали рудники, медеплавильные и железоплавильные заводы, склады с оружием и боеприпасами, запасы продовольствия. Действия гребного флота прикрывали парусные суда, связь с которыми поддерживалась посыльными судами. Дойдя до города Евле, отряд Ласси повернул обратно и вернулся на остров Лемланд. Потери русских войск составили 21 человек.
Силы галерного флота под командованием Ф. М. Апраксина 13 июля 1719 года стали продвигаться на юг, обошли крепость Деларе и несколько раз высаживали десант на шведское побережье. Десанты под прикрытием гребного флота разоряли побережье противника, сожгли города Седертелье, Нючепинг, местечко Трос, многочисленные мызы, замки литейные заводы. В бухте Норчепинг было затоплено 27 купеческих судов, на острове Нэкварн был уничтожен пушечный завод и захвачено около 300 чугунных пушек.
Чтобы противник не успел отдохнуть от натиска русского десанта, Петр I приказал войскам идти к Стокгольму. На оба берега фарватера Стексунд, который вел к Стокгольму, были высажены два десантных отряда по 3 батальона каждый. Командовали отрядами И. Барятинский и С. Стрекалов. после полуторачасового боя отряд И. Барятинского разбил передовой отряд шведов, состоявший их двух полков пехоты и одного полка кавалерии, который прикрывал Стокгольм. Но при атаке шведских укреплений отряд потерпел неудачу и отступил.
Во время десантных операций 1719 года было разорено 8 городов, свыше 100 особняков и замков, 21 завод, 23 мельницы и 26 военных складов.[20] Десантные операции русского флота посеяли страх и панику в Шведском обществе и нанесли большой урон экономике и силе противника. Масштабные действия русской армии и флота показали мощь России, маневренность и прекрасную тактическую подготовку флота и сухопутных сил, умение прекрасного взаимодействия этих двух составляющих русской армии. С лучшей стороны проявился флотоводческий талант Петра I, он трезво оценивал соотношение сил на театре военных действий, и прекрасно владел тактикой морского боя.
Правительство Швеции обратилось с просьбой к Петру I о возобновлении мирных переговоров. Но они были вновь прерваны после того как Швеция заключила договор с Англией, направленный против России.
Битва при Гренгаме.
После гангутского сражения Англия была озабочена возросшим морским могуществом России. Для того, чтобы уменьшить влияние Русского государства Англия использовала дипломатические каналы и вывела из войны союзников России Пруссию и Данию, а затем заключила договор о сотрудничестве со Швецией, направленный против России. Обстановка осложнилась тем, что два флота вместе английский и шведский значительно превосходили русский военно-морской флот в боевой мощи.
Как только Петру I стало известно о заключении союза между Швецией и Англией, он сразу принял меры в соответствии с обстановкой: приостановил наступательные действия на шведском побережье и сосредоточил внимание на укреплении обороны военно-морских баз, портов и новой северной столицы.
В мае 1720 года в Балтийском море появилась Английская эскадра (20 линейных кораблей и 8 парусных судов) под командованием адмирала Норриса. Она шла на соединение со Шведской эскадрой (11 линейных кораблей и 14 других парусных судов)[21] в Балтийском море. Задача соединенной эскадры состояла в уничтожении русского военно-морского флота. 30 мая соединенный флот подошел к Ревелю и стремился атаковать наш порт. Адмирал Норрис, убедившись в хорошей обороне города, побоялся атаковать его и отошел к Стокгольму, чтобы защитить столицу Швеции от наступательных действий русского флота.
В это же время Петр I приказал парусному флоту оставаться в районе Кроншлота для обороны Санкт-Петербурга. А гребной флот должен был выйти из базы Гельсингфорс (Хельсинки) и направляться к Аландским островам, оставив несколько гребных судов для патрулирования базы. 6 августа 1720 года русский гребной флот под командованием М. Голицына приблизился к Аландским островам и заметил шведский флот между островами Лемланд и Фритсберг. Был сильный ветер, атаковать противника не было возможности, и тогда русский флот отошел к острову Гренгам, чтобы подготовить хорошую позицию среди шхер.
7 августа русские корабли приблизились к острову. В это время шведский флот под командованием вице-адмирала Г. Шеблада неожиданно снялся с якоря, пошел на сближение с русскими судами и начал массированный артиллерийский обстрел противника. Русские галеры стали отступать на мелководье, шведы начали преследование. Но на мелководье они лишились маневренности, а два шведских корабля сели на мель. Этим они препятствовали маневренности других шведских кораблей.
Русские моряки сразу воспользовались ситуацией и перешли в атаку. В ожесточенном абордажном бою они захватили 4 фрегата со 104 пушками и 407 матросов. Успел уйти только один шведский корабль, на котором держал свой флаг вице-адмирал Г. Шеблад. Потери русских составили 82 человека убитыми и 236 ранеными.[22] Захваченные фрегаты вместе с пленными были доставлены в Петербург.
Гренгамский бой был первой победой русского гребного флота над шведскими парусными кораблями, имевшими значительное преимущество в артиллерии. Победа была одержана благодаря высоким морально-боевым качествам русских моряков, хорошей подготовкой по проведению абордажа и правильной выбранной тактике военных действий на всех этапах боя.
Поражение шведов у Гренгама стало новым ударом не только по их флоту, но подорвало престиж английского флота, который демонстрировал свою мощь в Балтийском море и не смог оказать никакой помощи своему союзнику.
Победа в Гренгамском сражении имела важное тактическое и оперативное значение: она окончательно закрепила позиции русского флота на стратегически важных Аландских островах и обеспечила дальнейшие наступательные действия на побережье Швеции. Набеги гребного флота на шведский город Умео в 1720 году, между городами Гефле и Питео в мае 1721 года подорвали экономику Швеции, и она уже не могла продолжать военные действия и вынуждена была подписать мирный договор с Россией на условиях, продиктованных Петром I. Договор был подписан 30 августа 1721 года в Ништадте.
Так закончилась Северная война, которая продолжалась 20 лет. Она закончилась полным сокрушением военной и экономической мощи Швеции на суше и на море. По условиям Ништадского мирного договора Россия возвратила себе устье Невы, Карельский перешеек, Выборгский округ, Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия и Моонзундские острова. Таким образом, Россия вернула земли, некогда принадлежавшие нашим предкам, и прочно утвердилась на побережье Балтийского моря.
Заключение.
Северная война в истории России и все Европы явилась величайшим событием, которое определило судьбы многих стран и народов на многие десятилетия вперед. Она составила значительную эпоху в истории России, Швеции, Польши, Дании, Финляндии, Англии и Германии. Для Российской империи это была война за жизненные интересы страны и русского народа.
Начиная войну, Россия не имела ни выхода к морю (за исключением Белого моря), ни флота, ни мощной судостроительной промышленности. В период войны со Швецией Россия, по образному выражению А. С. Пушкина, прорубила окно в Европу и прочно утвердилась на побережье Балтийского моря, вернув себе исконно русские земли, которые принадлежали нашим предкам еще в IX-XI веках. Она построила мощный военно-морской флот, создала крупную судостроительную промышленность и сильную армию с крупной оружейной промышленностью. В неимоверно тяжелых условиях военного периода страна из отсталой, в военном отношении, превратилась в Русскую империю, которая имела сильнейший в Западной Европе военно-морской флот и армию, решающее господство в Балтийском море и огромное влияние в дипломатических отношениях между странами Западной Европы.
За годы военных действий в России был построен мощный военно-морской флот, который по численности кораблей, по артиллерийскому вооружению и обучению личного состава значительно, во много раз, превосходил военно-морские флоты крупнейших стран Западной Европы, в первую очередь Швеции и Англии. В период военный действий русский военно-морской флот обрел такие тактические навыки и такую боевую способность, которые в своем развитии далеко ушли вперед по сравнению с шаблонной военной тактикой Швеции и западноевропейских держав XVIII века. Тактическое искусство русского военно-морского флота заключалось в требовании Петра I творчески подходить к сложившейся обстановке. В Гангутском и Гренгамском сражениях, в боях у острова Эзель, при взятии Выборга, в десантных операциях на шведской территории тактическое мастерство русских моряков значительно превосходило тактику противника, что позволило русскому флоту одержать решительную победу.
Хорошо организованная разведка перед боем, умелое использование географических и метеорологических условий, широкое применение маневра для занятий выгодной позиции при атаке и решительных тактических приемов ведения боя: нарушения строя неприятельских кораблей, взятие противника под перекрестный огонь, охват флангов, окружение, абордаж, навязывание противнику своих условий ведения боя даже при невыгодных исходных позиций перед началом сражения, нанесения решительных сосредоточенных ударов на решающих направлениях позволило русским морякам умело обыграть противника и заставлять сражаться его на своих условиях. Разумная инициатива, мужество, упорство и настойчивость в достижении цели, тщательная подготовка корабля, оружия и личного состава к бою стали непременным условием успешных действий в военных сражениях.
Русский военно-морской флот сыграл исключительную роль в сокрушении военной и экономической мощи Швеции и в утверждении России в Балтийском море и в Западной Европе. Огромная заслуга в создании русского военно-морского флота принадлежит великому флотоводцу Петру I, который прекрасно организовал не только строительство кораблей, но творчески подходил к решению стратегических и тактических задач, умело использовал взаимодействие армии и флота, масштабно подходил к строительству военно-морских баз для обеспечения базирования кораблей в Балтийском море. Большой заслугой и достижением Петра I было появлением целой плеяды великолепных русских флотоводцев и полководцев, которые одержали первые в русской истории блестящие победы: князь Голицын, генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, генералиссимус А. Д. Меньшиков, Наум Сенявин.
В период Северной воны Россия не только прорубила окно в Европу, но и прорубила окно по маршруту нового развития: создания мощной военно-морской державы, с которой должен был считаться весь Западный мир.
Список литературы.
1. Ветров Ю. А. Курс истории Военно-морского флота / Ветров Ю. А. – СПб: БГТУ, 2006. – 248 с.
2. Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – 464 с.
3. Тарле Е. В. Избранное сочинение в IV томах. Том третий. / Тарле Е. В. – Ростов н/Д.: Феникс, 1994. – 720 с.
4. Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – 160 с.
Приложение А
Макет скампавеи образца 1700 года.
Приложение В
Карта сражения за Выборг
Приложение Е
Карта Эзельского боя
[1] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 7.
[2] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 16.
[3] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 31.
[4] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 21.
[5] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 22.
[6] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 19.
[7] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 21.
[8] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 37.
[9] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 38.
[10] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 108.
[11] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 121-122.
[12] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 41.
[13] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 141.
[14] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 44.
[15] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 45.
[16] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 143.
[17] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 45.
[18] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 51.
[19] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 52.
[20] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 156.
[21] Золотарев В. А., Козлов И. А. Флотоводцы России / Золотарев В. А., Козлов И. А. – М.: ТЕРРА, 1998. – с. 53.
[22] Шутой В. Е. Северная война (1700-1721 гг.) / Шутой В. Е. – М.: Просвещение, 1970. – с. 157.