Развитие советского государственного аппарата в 1920-х, первой половине 1930-х гг.

В целом, структура органов государственной власти, сложившаяся в предшествующий период, сохранялась. Но, вместе с тем, советское государство стало собственником огромного количества объектов: земли, лесов, недр, промышленных предприятий и так далее.
Во второй половине 20-х годов перед советским государством встала проблема выбора стратегии дальнейшего экономического развития.
Для решения этой задачи, по мнению руководства страны, нужно было создать крупную промышленность современного уровня (на тот момент времени). В связи с этим во второй половине 20-х годов начинается развёртывание программы индустриализации, которая предполагали в кратчайшие сроки создание не только огромного количества новых предприятий, но и новых отраслей промышленности. Вполне естественно программа индустриализации потребовала перестройки аппарата государственного управления. Во второй половине 20-х гг. начинается свёртывание НЭПа и переход жёсткой планово-распределительной экономики при административных методах управления.
В 1929 году принимается закон СССР "О реорганизации управления промышленностью". В соответствии с данным законом ограничивается хозяйственность субъектов. Основные управленческие функции передаются созданные в составе Высшего Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР отраслевым главным управлениям (главкам), таким как Главметалл, Главэлектро, Главхим и так далее. Всего в составе было создано 33 главка. Все они делились на три группы:
— общесоюзные, то есть управляющие предприятиями только союзного подчинения
— союзно-республиканские, управляющие предприятиями двойного подчинения как общесоюзного, так и республиканского через советы народного хозяйства союзных республик
— местные, управляющие предприятиями через СНХ республик и областные СНХ.
Такая система оказалась слишком громоздкой, сложной, в связи с чем на рубеже 1931-1932 годов начинается реорганизация управления народным хозяйством.
5 января 1932 г. принят Закон "о перестройка управления промышленностью", в соответствие с которым ВСНХ СССР упраздняется, вместо него образовывались три общесоюзных наркомата: тяжёлой, лёгкой и лесной промышленности. Позднее в 1934 году создаётся наркомат пищевой промышленности. Следствием этой реорганизации стало то, что основная масса крупной промышленности перешла под управление общесоюзных органов в этот момент и была выведена из-под контроля союзных республик.
Изменения в системе высших органов государственной власти и управления касались изменений в организации управления. С этой целью первоначально была образована система главков.
Во второй половине 20-х гг. начинается ликвидация прежней, ещё дореволюционной системы административно-территориального устройства, которая была заложена уже в 18 веке при Петре I. Данный процесс получил наименование районирования. На месте прежней системы первоначально создаётся также трёхзвенная система: области, округа, районы ( губернии, уезды, волости — до этого). Следует отметить, что при проведении районировании границы прежних единиц не совпадали с новыми. Были заложены новые принципы деления: вчитывалась экономическая целостность территории; национальный состав населения. В 1930 году совместные постановлением ВЦИКа и совнаркома округа были признаны не целесообразными и упразднены. Все вопросы, которые принадлежали окружным советским органам были переданы на уровень районов.
На основе нового административно-территориального устройства формируется система местных органов советской власти, оживляется деятельность местных советов, на которое были возложены серьезные задачи в рамках общегосударственных программ.
В соответствии с нормами конституции регулярно проводились выборы в органы местных советов с обновлением их качественного состава. В период второй половины 20-х гг. велась интенсивная работа по усилению законодательной базы по деятельности местных советов.
Наиболее крупным актом на упорядочение действия местных советов это : 6 апреля 1928 г. ВЦИК утвердил положение о краевых (областных), окружных и районных советов и их исполкомах.
— принимать общеобязательные постановления
— приостанавливать проведение в жизнь распоряжений наркоматов РСФСР (с немедленным уведомлением об этом ВЦИК и СНК, а также соответствующего наркомата)
— выступать с законодательной инициативой о совершенствовании законодательства в отношении их действия на соответствующей территории
— контролировать деятельность всех государственных учреждений, воинских частей, прокуратуры и так далее
была решена задача по ликвидации сельских всходов.
Совместные постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 марта 1927 г. сельские советы взяли проведение и работу сельских всходов под свой жёсткий контроль.
В начале 30-х гг. сельские всходы перестали существовать и все вопросы решались уже другими органами.

Наши рекомендации