Глава ii. формирование и свойства наций
При всей проблематичности определения этнической группы ученые тем не менее в состоянии хотя бы приблизительно назвать их число, составляющее, по различным оценкам, 3—5 тысяч. С нациями дело обстоит значительно сложнее, поскольку этот термин имеет несколько значений. На Западе распространена традиция рассматривать нации и государства как синонимы — отсюда такие сочетания, как Организация Объединенных Наций, национальная безопасность, национальные интересы, национальная сборная команда и даже (в Индии) — "национальная погода", означающая метеорологическую обстановку в масштабах страны. С этой точки зрения число наций совпадает с числом государств — членов ООН. Второе значение термина — народ, и в этом смысле термин нация может обозначать разные человеческие общности. Нациями или народами можно назвать 11 тыс. жителей государства-острова Науру (территория — 22 кв. км) в Тихом океане, 148 млн россиян и почти миллиард индийцев, говорящих на сотнях различных языков. Согласно другой интерпретации, более привычной для жителей постсоветских и восточноевропейских государств, народ, или нация, идентичен этносу — по крайней мере, если его численность достигает некой, хотя весьма неопределенной величины, и он расселен более или менее компактно на территории, рассматриваемой в качестве родины. С этой точки зрения россияне и индийцы — это не нации, а многонациональные гражданско-политические общности. Этническая интерпретация нации отражена в Конституции нашей страны, начинающейся словами "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...", в названии созданной в 1991 г. Организации Непредставленных Наций и Народов, устава которой (см. Приложение) придерживается большинство отечественных и значительная часть зарубежных исследователей. Наконец, нациями традиционно называются индейские племена в Северной Америке. Различие между двумя толкованиями термина состоит в том, что в одном случае нация рассматривается как гражданско-политическая, а в другом — как этническая (этнокультурная, этноязыковая) категория. Понятие нации как сообщества граждан первоначально сложилось во Франции и США во второй половине XVIII в. В полиэтничных странах Восточной и Центральной Европы, разделенной (до 1871 г.) на многочисленные княжества, в Германии, Италии, Российской и Османской империях в процессе национального пробуждения возобладало понятие нации как этнокультурной общности. Наиболее четко оно было сформулировано И. Сталиным в 1912 г. и вплоть до конца 50-х годов сталинское определение воспринималось марксистскими исследователями как бесспорная истина (см. статью из "Краткого философского словаря" 1954 г.). Новейшие этнические определения нации отечественными и зарубежными исследователями существенно не отличаются от сталинской дефиниции. Статья из "Американской энциклопедии" выпуска 1994 г. показывает, что этническая интерпретация термина, по существу, стала нормативной и в западном обществоведении. В отрывке из работы американского исследователя Уокера Коннора сжато изложены различные интерпретации понятия нация и их следствие — терминологическая путаница.
Противопоставление "гражданских" и "этнических" наций в ряде случаев весьма условно и не вполне правомерно: принадлежность к "классической" гражданской нации — французской — предполагает не только обладание гражданством Франции, но и фактически знание французского языка и приобщенность к французской культуре. Иными словами, французская нация — это не только гражданско-политическая, но и социокультурная общность. Подробнее эта проблема затрагивается в III главе при сравнении "гражданского (или государственного)" и "этнического" национализма.
В советском обществоведении было принято делить нации на буржуазные и социалистические, тем не менее историки и этнологи в конкретных исследованиях выходили за рамки классовой интерпретации и увязывали становление современных наций с процессами этнического развития в условиях общей модернизации. Сходной концепции историко-культурного детерминизма придерживаются многие зарубежные исследователи. Это направление представлено отрывками из работ Карла Дойча, Энтони Смита и Уокера Коннора. К. Дойч, один из крупнейших политологов XX в. (в 1976—1979 гг. он был президентом Международной ассоциации политических наук), связывает становление наций прежде всего с развитием коммуникаций в пределах этнокультурных ареалов. Его развернутая и логически стройная концепция построена на богатом фактическом материале (главным образом европейском), охватывает все основные стороны процесса формирования наций и выгодно отличается от модных сегодня неомарксистских подходов, характерной чертой которых является редукционизм — стремление интерпретировать сложный и многогранный процесс становления наций исключительно как следствие целенаправленной деятельности "элит", преследующих свои социально-экономические интересы. Известный британский историк, автор ряда фундаментальных работ по проблемам формирования наций и национализма Энтони Смит рассматривает формирование наций как следствие "тройственной революции" — качественных сдвигов в сферах экономики, политики и культуры. Согласно получившей широкую известность концепции Бенедикта Андерсона становление наций обусловлено секуляризацией общественной жизни, воздействием "печатного капитализма" и распространением грамотности.
Британский обществовед Эрнест Геллнер рассматривает становление наций как результат целенаправленной деятельности государства (особенно в сфере просвещения и образования) в эпоху индустриализации. Его подход существенно не отличается от марксистского детерминизма, особенно заметна близость к взглядам Фридриха Энгельса, в свое время решительно осудившего национальное пробуждение чехов и других небольших народов. В последние десятилетия в большинстве стран Запада наибольшим влиянием пользуется так называемый конструктивистский подход к возникновению наций. Непосредственно он восходит к тезису Геллнера, сформулированному еще в 1964 г., согласно которому нации — это не что иное, как изобретение националистов. Развивая эту мысль, сторонники конструктивистской концепции рассматривают нации как "искусственные конструкции", "изобретение" этнических элит, под прикрытием придуманного ими же национализма преследующих свои узкогрупповые, т.е. классовые, цели. Марксистские истоки этой концепции очевидны — в этом легко убедиться, заменив слово "элиты" на "мелкую буржуазию". Критика попыток изобразить возникновение наций как следствие национализма содержится в отрывке из статьи голландского историка Гарри Хутинка.
НАЦИЯ
Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М., 1954. С. 393—394.
Нация — "исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры" (Сталин. Сочинения. Т. 2. С. 296). Указанные в этом определении признаки нации <...> являются необходимыми признаками; только наличие всех этих признаков, взятых вместе, дает нацию, и наоборот, достаточно отсутствия хотя бы одного Из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией. Нацию нельзя смешивать ни с расой, ни с племенем. В отличие от расы, характеризующейся определенными внешними биологическими признаками (например, цветом кожи, волос и т.д.), нация представляет собой не биологическую, а социальную категорию. В отличие от племени, являющегося категорией этнографической, характерной для первобытнообщинного, родового строя, нация представляет категорию историческую, возникшую впервые лишь в эпоху поднимающегося капитализма. Исторически нации складывались из людей различных рас и племен. <...> Развитие капитализма привело к уничтожению феодальной раздробленности, к развитию экономических связей между отдельными областями, к объединению местных рынков в один общенациональный рынок. Таким образом, складывалась общность экономической жизни, а на ее основе развивалась культурная общность и т.д. Так как основой этого процесса являлось развитие капиталистического способа производства, то создание национальных связей было созданием связей буржуазных.
Сложившиеся в эпоху поднимающегося капитализма нации являлись буржуазными нациями, ибо их собирала воедино и цементировала буржуазия, ибо их главной руководящей силой являлись буржуазия и ее националистические партии. Это наложило отпечаток на весь духовный и социально-политический облик этих наций. «Классовый мир внутри нации ради "единства нации"; расширение территории своей нации путем захвата чужих национальных территорий; недоверие и ненависть к чужим нациям; подавление национальных меньшинств; единый фронт с империализмом — таков идейный и социально-политический багаж этих наций» (Сталин. Т. 11. С. 338). Неизбежным следствием этого явились раздор и ненависть между нациями, национальные конфликты, которым может положить конец только ликвидация капиталистического строя. <...>
С падением капитализма сходят со сцены буржуазные нации. На развалинах старых, буржуазных наций развиваются новые, социалистические нации, представляющие собой принципиально новый тип нации. Эти нации складываются на основе поднимающегося социализма. Руководящей и направляющей силой, скрепляющей эти новые нации, является рабочий класс и его интернационалистическая партия. <...> В результате образования социалистических наций изменяются коренным образом и отношения между нациями: исчезают остатки былого недоверия между ними, развивается дружба народов, которая становится одной из важнейших движущих сил социалистического общества. Социалистические нации являются несравненно более сплоченными и жизнеспособными, чем буржуазные нации, ибо они свободны от непримиримых классовых противоречий, разъедающих буржуазные нации. <...>
Будучи исторической категорией, нация имеет не только свое начало, но и конец. В будущем, после победы социализма в мировом масштабе, когда нации объединятся в единой системе мирового социалистического хозяйства, создадутся реальные условия, необходимые для постепенного слияния всех наций в одно целое.
НАЦИЯ
Нация — большая группа людей, которые рассматривают себя как общность или группу и которые обычно ставят лояльность к группе выше любых других конфликтующих форм лояльности. Часто нации присуща одна или несколько из следующих особенностей: язык, культура, религия, политические и другие институты, история, с которой она отождествляет себя, и вера в общую судьбу. Обычно нации населяют компактную территорию.
Часто, хотя не всегда, группа входит в состав политического образования, именуемого нацией-государством, или просто страной, либо нацией. Но иногда группа, считающая себя нацией, разделена политическими границами. Например, в результате раздела Германии на зоны после второй мировой войны возникли два германских государства. Последователи иудейской веры часто говорят о себе как о нации. Они создали страну в Израиле, но евреи живут во многих нациях-государствах. С другой стороны, нация-государство может включать в свой состав несколько наций. Например, СССР включает неславянские группы народов, эквивалентных "нациям".
У людей, составляющих нацию, обычно формируется чувство национализма. Если нация добивается статуса нации-государства, она развивает политическую структуру, которая защищает народ и способствует росту национальных институтов. С подъемом национализма люди могут подчинить свои личные установки целям достижения национальной независимости, престижа, процветания и силы нации. Национальные политические лидеры, иногда преследуя корыстные интересы, могут поощрять людей верить в их исключительные качества и даже превосходство над другими национальными группами или политическими образованьями. Крайние формы таких установок приводят к агрессии против других наций, рассматриваемых как неполноценные.
Там, где группа людей обладает всеми признаками нации, кроме независимости, они могут существовать как неудовлетворенное меньшинство в рамках более крупного государства. Например, ирландцы возмущались оккупацией своей страны англичанами и не смирились в течение веков, пока не добились в 1922 г. создания независимой Ирландской республики.
Основания национальности
При определении нации следует рассматривать ряд факторов.
Язык. Совершенно очевидно, что люди, говорящие на одном языке, понимают друг друга, и это порождает осознание принадлежности к одной и той же группе. Общность языка создает условия для развития национальной литературы, ранние формы которой обычно имеют форму патриотических баллад и саг, прославляющих героев и военные победы в,истории нации. С течением времени может появиться великий писатель, как Шекспир в Англии или Сервантес в Испании, который еще больше вдохновляет народ.
Носители господствующего языка в нации-государстве могут пытаться подавить другие языки, используемые в пределах страны, например, настаивая на изучении доминирующего языка в школах. Другие же нации-государства поощряют двуязычие и даже многоязычие. Например, Канада преимущественно англоязычна, но формально считается двуязычной. Однако эта уступка не помешала многим франкоязычным канадцам призывать к независимости от Канады.
Примерно в каждом четвертом государстве не существует языкового большинства. В Африке политические границы унаследованы от колониального периода, в ряде стран население говорит на многочисленных языках племен. Это уменьшает вероятность формирования нации-государства.
Раса. Большинство ученых не применяет термин раса к национальным, религиозным, территориальным, языковым или культурным группам. Тем не менее во многих нациях люди считают, что они принадлежат к одной расе. Если к тому же они еще верят, что отличаются от других народов особой судьбой, это означает, что они сделали большой шаг к формированию группового сознания и гордости, которые способствуют осознанию своей национальности.
Многие лидеры пропагандировали идею богоизбранности своих народов. Британский политический лидер XIX в. Джозеф Чемберлен писал, что "англосаксонская раса бесспорно предопределена стать господствующей расой в истории и цивилизации мира". Германский диктатор Адольф Гитлер доказывал, что арийская раса превосходит все другие расы, включая остальных белых. Его призывы способствовали формированию извращенного типа национализма в Германии и служили оправданием для уничтожения миллионов евреев.
Хотя антропологи отвергают концепцию расового превосходства, осознание расы, предполагающее исключительность или даже превосходство, составляет существенную черту большинства национальных групп.
География. При формировании нации важный элемент составляет осознание проживания в определенных границах на конкретной части земной поверхности. Прирост населения привел к тому, что некоторые национальные группы распространились на большой территории, и национальные связи ослабли. Однако развитие коммуникаций в целом содействовало их восстановлению. Газеты и электронные средства массовой информации во многих случаях успешно укрепляют восприятие своей национальности.
Географические факторы могут разделить национальные группы. Пиренеи разделяют испанцев и французов, исландцы изолированы от других народов морями. Но многие национальные группы преодолели природные барьеры.
Политические институты. Тенденция к централизации политической власти ускорила формирование наций-государств. Хотя германские народы можно рассматривать как нацию до 1871 г., они достигли подлинного единства как нация-государство лишь после того, как Отто фон Бисмарк установил над многочисленными местными правителями мощное центральное правительство. Лишь принятие Конституции США (1789), предусматривавшей сильное центральное правительство, положило конец вражде между штатами, возникшими на месте отдельных колоний. <...>
Попытки создания наднациональной лояльности не были особо успешными. Коммунистическая доктрина подчеркивает международное единство рабочих, но даже в государствах коммунистического блока, над которыми в той или иной степени политически и экономически господствует Москва, чувство национализма сохранилось. В странах за пределами советской сферы влияния коммунистические партии часто проводят националистическую политику, полагая, что рабская послушность Кремлю сведет на нет любые надежды приходя к власти. И даже в СССР советские лидеры обнаружили во время второй мировой войны, что обращение к чувству любви граждан к "Матери-России" более эффективно для мобилизации большинства нации против германского вторжения, чем коммунистическая риторика.