Организация работы Совета ЕС, его полномочия.
Это орган, работающий на непостоянной основе. Форма работы Совета, таким образом — сессионная. Совет созывает на сессии Председатель, как правило, по собственной инициативе. Фиксированная периодичность для проведения сессий Совета не установлена. В среднем в течение года проходит примерно 100 сессий Совета, причем разные его «формации» могут заседать в одно и то же время.Сессия Совета включает одно или несколько заседаний и завершается, как правило, в течение дня. В заседаниях от каждого правительства участвует национальная делегация в составе компетентного министра (член Совета) и сопровождающих его лиц (эксперты, а иногда и другие министры).
С правом совещательного голоса в заседаниях Совета, как правило, принимают участие также представители Комиссии, а в некоторых случаях и ЕЦБ.
Что касается механизма принятия решений, долгое время принцип единогласия был основным(т.е. все должны быть «за»). На практике вместо принципа единогласия традиционно используется консенсус — процедура принятия решений без голосования при отсутствии заявленных возражений (т.е. никто не против).
Право вето отсутствует, когда Совет принимает решение большинством голосов. Учредительные договоры предусматривают два вида мажоритарного голосования: простое большинство и квалифицированное.
Для принятия решения простым большинством в Совете необходимо, чтобы его поддержали свыше половины от общего числа членов, т.е. 8 из 15. Простое большинство, таким образом, выступает как абсолютное большинство от общего состава Совета.
Квалифицированное большинство является наиболее сложным и, одновременно, самым гибким способом принятия решений в Совете. Оно учитывает не только позиции государств-членов, но, хотя и косвенно, также граждан Европейского Союза. Этим оно отличается и от единогласия, и от простого большинства. ДФЕС значительно расширяет сферу применения данного принципа.
«Новое» квалифицированное большинство, предусмотренное ДФЕС, предполагает выполнение двух основных условий (ст.16 ДЕС):
Поддержка проекта решения со стороны не менее 55% членов Европейского совета
Государства, представителями которых являются проголосовавшие «за» члены Европейского совета, должна насчитывать, как минимум, 65% населения Европейского Союза в целом.
Полномочия Совета ЕС
Законодательные полномочия.— полномочия осуществлять правовое регулирование общественных отношений посредством издания нормативных актов.
Бюджетные полномочия.— полномочия утверждать роспись доходов и расходов в форме документа под названием «общий бюджет Европейского Союза».
Контрольные полномочия. Подобно законодательным органам в государствах Совет осуществляет контроль за тем, как выполняются принятые им нормативные акты и другие решения «правительством» ЕС — Комиссией.
Б. Полномочия в сфере исполнительной власти
Договор о ЕС сохраняет за Советом возможность оставлять за собой право принятия «мер по исполнению» законодательных актов Сообщества. На практике эта возможность используется довольно редко: «меры по исполнению», как правило, издает Комиссия, а Совет осуществляет контроль за ней.
Совет ежегодно утверждает «общие ориентиры экономической политики», и за их соблюдением государствами-членами Совет осуществляет контроль.
По некоторым вопросам Совет наделен также распорядительными полномочиями, в том числе правом применять санкции к государствам-членам.
В. Полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц Европейского Союза
Отдельную группу полномочий Совета образует право формировать состав других институтов и органов Европейского Союза, а именно, Европейскую счетную палату, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и некоторые другие органы.
Ниицкий договор также наделил Совет правом учреждать судебные органы ЕС специальной юрисдикции — «судебные палаты» — и назначать их членов.
Г. Внешнеполитические полномочия
Наиболее важным полномочием Совета является заключение международных договоров от имени Европейских сообществ или всего Союза. Данные полномочия Совет осуществляет в рамках всех трех опор, однако важнейшие соглашения ЕС нуждаются сейчас в утверждении Европарламентом.
К полномочиям Совета относится также издание специальных внешнеполитических актов Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности: общих позиций, общих акций, а также решений.
80.Комитет постоянных представителей (Согерег). Комитет постоянных представителей — это вспомогательный орган Совета, включающий руководителей официальных представительств государств-членов при Европейских сообществах (обычно в ранге послов) или их заместителей.
Главная задача Согерег — рассматривать в предварительном порядке проекты решений1, подлежащие принятию Советом2. Большинство законопроектов рассматриваются в Согерег на уровне заместителей постоянных представителей. Комитет в данной «формации» называют Coreper-I. Он подотчетен отраслевому Совету.
Для обсуждения общеполитических вопросов собирается Согерег-П, Членами которого выступают уже сами главы представительств. Документы этой «формации» Комитета поступают в Совет по общим вопросам.
Наконец, в рамках второй и третьей опор часть функций Согерег выполняют другие комитеты, являющиеся формально самостоятельными от него: Политический комитет в составе политических директоров от каждого государства-члена (действует в рамках ОВПБ) и Координационный комитет, который участвует в подготовке решений по вопросам третьей опоры (СПСО).
Как видно, с помощью Согерег и его «дублеров» в значительной мере компенсируется недостаток Совета, обусловленный тем, что данный институт не может в основном составе работать постоянно. Комитет выступает как «фильтр» для Совета: часто он фактически принимает решения за Совет, хотя окончательное решение остается у последнего. Как гласит внутренний регламент Совета
Если в ходе обсуждения проекта в Комитете все его члены пришли к общему согласию (консенсусу) относительно проекта регламента, директивы и т.д., то Совет, как правило, уже не обсуждает документа, а автоматически принимает его.
Соответственно повестка дня Совета подразделяется на две части. Часть А — документы, одобренные Комитетом постоянных представителей. Совет по общему правилу принимает их без обсуждения1. Остальные вопросы, где согласие на уровне Согерег не удалось достичь, заносятся в часть В повестки Совета. В данном случае дискуссии переносятся уже на уровень национальных министров.
Подавляющее большинство вопросов, обсуждаемых Советом (свыше 90%), — вопросы части А его повестки дня. Это значит, что основная часть законодательства, исходящего от Совета Европейского Союза, является результатом усилий не столько министров, сколько членов Комитета постоянных представителей, а также рабочих групп.
Судебная система ЕС
Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.
Суд сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. Посредством судебного толкования он восполнил многие пробелы и уточнил содержание многих постановлений учредительных договоров и актов вторичного права. Согласно Ниццскому договору 2001 г. и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками существенно изменяются структура судебной системы и статус судебных учреждений ЕС. Эти изменения состоят в создании практически трехзвенной судебной системы ЕС :
1) Суд ЕС;
2) Суд первой инстанции (СПИ);
3) специализированные судебные палаты.
В соответствии с ЛД, Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС .
Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.
СПИ становится самостоятельной судебной инстанцией . К его подсудности отнесена основная масса дел прямой юрисдикции. Он выступает кассационной инстанцией по отношению к специализированным судебным палатам (ССП).
ССП призваны оказывать содействие СПИ при рассмотрении некоторых дел, выделенных в особую категорию. Это, например, споры между Сообществами и их служащими или споры, представляющие особую сложность в силу технических причин (проблемы интеллектуальной собственности, патентного права и т. п.).
Более четко структурирует судебную систему ЛД. Эта система включает три самостоятельные судебные инстанции :
1) Суд ЕС; 2) Трибунал общей юрисдикции; 3) специализированныетрибуналы, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией.
Решения специализированных трибуналов могут быть обжалованы в Трибунал первой инстанции, а решения последнегов Суд ЕС. Решения Суда являются безусловно обязательными для исполнения всеми государствами, институтами, гражданами и юр.лицами ЕС. Обжалованию они не подлежат.
Подвдомственность, т.е. круг дел,отнесённых учредительными документами Союза к юрисдикции его судов, как правило имеет исключительный характер,т.е. подобные дела не выноятся на рассмотрение других органов.
Одновременно ЛД вносит изменения в порядок формирования и юрисдикцию судебных учреждений.
Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами,
действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государств – членов.