Формирование корпоративной культуры и корпоративной идентичности организации
Корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, которые заставляют человека, группу вести себя в тех или иных ситуациях определенным образом. На видимом уровне культура группы людей принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языковых символов и артефактов.
Корпоративная культура – комплекс норм поведения, философии, идеологии, правил, ценностей организации, принимаемых всеми членами. Способствует формированию ощущения принадлежности к компании и гордости за неё, т.е. формирование корпоративной идентичности.
Для формирования корпоративной культуры необходимо трансформировать ценности людей, сформировавшиеся под воздействием командно-административных методов управления. Одним из важнейших показателей такой культуры является ориентация не только на обеспечение благоприятной атмосферы, нормальных отношений в коллективе, но и на достижение намеченных целей и результатов деятельности корпорации. Корпоративная культура может создаваться целенаправленно сверху, но она может формироваться и стихийно снизу, из различных элементов разных структур, привнесенных человеческих отношений между работниками, руководителями и подчиненными, разными людьми, ставшими сотрудниками . Формирование корпоративной культуры, как правило, идет от формальных лидеров (руководства компании ) или, что бывает реже, неформальных. Поэтому важно, чтобы менеджер, желающий сформировать корпоративную культуру, сформулировал для себя (в первую очередь) основные ценности своей организации или своего подразделения.
Основные этапы работы по формированию и развитию корпоративной культуры:
- Анализ существующей культуры.
- Разработка Корпоративного Кодекса.
- Определение форм и методов работы.
- Реализация проектов.
- Анализ изменений.
Анализ существующей корпоративной культуры проводится по следующим основным направлениям:
- Базовые ценности.
- Традиции и символика.
- Стандарты поведения.
- «Герои» организации.
- Восприятие бренда.
Корпоративная идентичность при формировании включает несколько этапов. Новые сотрудники должны пройти инициацию, т.е. процедуру посвящения в мир ритуалов и ценностей компании. Инициация – обряд, подчеркивающий значимость вхождения человека в какое-либо общество и закрепление в нем. Давно успешно используется крупными западными компаниями. Инициация имеет смысл: «С этого момента ты являешься одним из нас, ты полноправный член компании; ты можешь гордиться тем, что принадлежишь к достойному обществу». Психологический момент – приобщение, вхождение в значимую группу и признание данного факта всеми ее членами.
Следующим этапом корпоративной идентичности является интериоризация критериев и норм организации. Сотрудник прошел обряд инициации, стал членом референтной группы, затем перед ним встает проблема ориентации: определение правил и норм повседневной жизни этой группы, что здесь приветствуется, что наказуемо, каков образец для подражания и критерии успешности? Для этого есть «образцовые сотрудники», чьи ролевые модели используются в качестве ориентиров для «новобранцев».
Следующим этапом развития организационной культуры является признание и продвижение таких «образцовых сотрудников». Компания выделяет таких работников и активизирует остальных следовать их примеру. Этот подход в формировании ролевых моделей в организациях, отличающихся сильной корпоративной культурой, считается эффективным методом продвижения корпоративных ценностей.
Условиями формирования корпоративной идентичности являются знание о компании, ритуалы и символика. Они же являются и методами ее создания. Для формирования корпоративной идентичности необходима информированность сотрудника о компании. Новая информация формирует картину, которая дает возможность сотруднику почувствовать принадлежность к компании. Человек, чувствуя свою принадлежность, ассоциирует цели, масштабы деятельности и достижения компании своими.
Через фирменную символику, ритуалы и гимны, праздники и съезды компания выражает свои приоритеты, которые видны внешнему наблюдателю. Также ценности организации отражаются в принципах организации пространства, оформлении помещений и визуальных образов.
Так как формирование корпоративной культуры происходит через ценностное поле, а ее развитие происходит только в комплексе и непрерывно.