Развитие политического конфликта

Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя по& сле скрытого от широкой общественности периода постепен& ного обострения противоречий, его порождающих. Происхо& дит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препят& ствий на пути к их удовлетворению. На этой стадии стрем& ление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких&либо сферах жизни вызывает напря& женность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил усиливает возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию, порождает кон& фликтную ситуацию.

В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели

 

бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, исполь& зуя средства массовой информации, стремятся воздейство& вать на общественное мнение, склонить его на свою сто& рону. Предпринимаются действия, направленные на привле& чение в свои ряды новых сторонников. На этой стадии раз& вития конфликта проявляются его основные черты.

Во&первых, обозначен объект конфликта, то, из&за чего возникло противостояние. Это могут быть территории, гра& ницы, дискриминация этноса, расы, социальной группы, ус& ловия развития национальной культуры. Борьба может раз& вернуться вокруг вопроса о путях развития страны или методов, используемых в политике. Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.

Во&вторых, выявляется состав участников конфликта. Каждая из политических сил определяет свои позиции по обе стороны от «линии» конфликта. Определяется, на под& держку каких социальных групп они опираются. Выясняет& ся, какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государство и какова степень вовлеченнос& ти в конфликт масс.

В&третьих, становится все заметнее растущая напряжен& ность в отношениях между участниками конфликта. Разда& ются угрозы, выражается намерение нанести ущерб против& никам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т. е. требований, невыпол& нение которых влечет за собой применение санкций (напри& мер, в международном конфликте это могут быть экономи& ческие, политические или военные санкции). Стороны конфликта прибегают к демонстрации силы.

Происходит эскалация (от англ. escalation — восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление. Возрастают масштабы политической конфронтации. По ме& ре развития конфликт, подобно воронке, втягивает в себя новые проблемы и вовлекает новых участников. К против& никам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу. Ожесточаются формы политического пове& дения. Применяется насилие, происходит нанесение прямо& го физического ущерба.

В тех случаях, когда одной из сторон является государ& ственная власть, борьба ее противников грозит принять наи& более опасные формы. Это может быть бунт, т. е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения кон& фликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического по& ведения имеет разрушительный характер, высокий уровень интенсивности, активности участников и является одним из

 

самых опасных вариантов развития конфликта. Его харак& терная черта — слепые, бессознательные действия, принося& щие беды и страдания значительной части населения.

В отличие от бунта, мятеж является вооруженным и ор& ганизованным выступлением. Он возникает как результат целенаправленной подготовки. Организаторами мятежа яв& ляются либо офицеры, либо нелегальные организации, веду& щие за собой вооруженные формирования.

Восстание носит черты мятежа и бунта, характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым выступлением, может стать формой политической револю& ции, т. е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.

Использование методов вооруженной борьбы обеими сто& ронами иногда приводит к гражданской войне в стране. Ха& рактерными чертами гражданской войны являются непри& миримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.

Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.

Бунты, мятежи, восстания, войны (примеры которых из курса истории вы можете привести самостоятельно) наибо& лее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разру& шительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план дру& гими, более значительными и острыми конфликтами. Но по& лагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирова& ния, разрешения конфликтов.

\ «Только время улаживает конфликты, но ему необхо&

ДИМО ПОМОЧЬ».

I У. Зартман, американский ученый

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубо& ко изучать причины напряженности, своевременно прини& мать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфлик& та. Эти меры направлены на предупреждение перехода про& тиворечий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.

 

Конфликт может закончиться сам собой, без участия тре& тьей стороны, если объект конфликта потерял былое значе& ние; если обнаружилось явное превосходство одной из сто& рон, с чем вынуждена считаться ослабленная сторона; если одна из борющихся сторон уничтожена. Стремясь предот& вратить массовое гражданское неповиновение или подавить восстание, государство использует полицию и армию, осуще& ствляя тем самым принуждение в отношении противостоя& щих сил.

Бывают и неразрешимые конфликты, ведущие в тупик. Тупиковая ситуация может возникнуть в условиях, когда каждый участник блокирует действия другого, но изменить его позицию не в состоянии. В этом случае конфликт затя& гивается на долгое время в тлеющем состоянии, угрожая но& выми вспышками.

В условиях начавшегося конфликта выработать меры его урегулирования намного сложнее. Теперь важно не только учитывать причины конфликта, реальные силы борющихся сторон, но также изучать тактику сторон, их намерения, го& товность или нежелание остаться в рамках установленных норм взаимоотношений.

В процессе регулирования конфликта между борющими& ся сторонами организуются переговоры, результатом кото& рых может быть компромисс — разумный способ разреше& ния конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон. Для компромисса важно осознание пределов усту& пок, на которые может пойти каждая из сторон, их готов& ность в какой&то степени отступить от первоначальных тре& бований.

Переговоры — это совместное обсуждение конфликтую& щими сторонами спорных вопросов с целью достижения со& гласия.

«Если речь идет о мире, нужно говорить даже с самим | дьяволом». ; Э. Эррио, французский государственный деятель }

Переговоры являются своеобразным продолжением кон& фликта и одновременно средством его преодоления. В тех случаях, когда участники конфликта пытаются вести пере& говоры с позиции силы, они демонстрируют свое превосход& ство над противником, чтобы добиться односторонней побе& ды. Такой стиль переговоров может не ослабить конфликт, а, напротив, обострить его. В лучшем случае достигается ча& стичное разрешение.

Когда стороны идут на переговоры с намерением вести честную дискуссию, с готовностью к уступкам и удовлетво& рению части требований сторон, возможно урегулирование конфликта.

 

Большую роль в примирении сторон может сыграть посредничество. Посредник — это третий независимый уча& стник переговоров. Он должен быть признан обеими конфликтующими сторонами как нейтральная фигура, не заинтересованная в выигрыше одной из них, способная со& хранить объективность в решении спора. Посредник должен помочь противникам понять друг друга, добиться соблюде& ния правил ведения переговоров, искать решение, которое бы удовлетворило обе противостоящие стороны.

В зависимости от полноты разрешения противоречия уча& стниками конфликта возможны три типа соглашения меж& ду ними.

Первый тип — соглашение о перемирии — означает пре& кращение на определенное время вооруженных столкнове& ний (если конфликт достиг вооруженной стадии). Переми& рие позволяет остановить насилие и предоставить время для переговоров, для обсуждения вариантов урегулирования конфликта мирным путем.

Результатом переговоров может быть урегулирование конфликта — соглашение (второй тип), при котором проис& ходит увязка интересов сторон и снижение остроты проти& воречий (но не их снятие).

Третий тип — соглашение, основанное на разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, т. е. ликвидация конфликта. Разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменение обстоятельств, которое породи& ло бы бесконфликтные отношения сторон, исключило веро& ятность возобновления разногласий.

В международных конфликтах наряду с соглашением сторон может иметь место и принуждение под угрозой при& менения санкций со стороны международных организаций. Наряду с посредничеством используется арбитраж. В отли& чие от посредников, арбитры принимают решения, имеющие для участников конфликта юридическую силу.

ШШ Основные понятия:политический конфликт.

И Термины:переговоры, компромисс, арбитраж.

Проверьте себя

1) Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфлик& ты в политической жизни общества? 2) Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации полити& ческого конфликта? 3) Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта. 4) Каковы пути предот& вращения, урегулирования и разрешения конфликтов? 5) В чем заключается роль переговоров? роль посредничества? роль арбитража?

 
Подумайте, обсудите, сделайте

1. Русский философ Н. Ф. Федоров (1828—1903) писал:

«В том и состоит унижение, что не закон человечности человек распространяет на животных, а себе усвояет живот& ный закон борьбы». Имеет ли это высказывание связь с про& блемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?

2. Приведите примеры межличностного конфликта, кон& фликта социальных групп, конфликта политических орга& низаций. Сравните их. Укажите общие черты и отличия.

3. Какой политический конфликт описан в вашем учеб& нике истории наиболее обстоятельно? Обратите внимание на такие внутриполитические события в России, как револю& ции 1905—1907 гг. и 1917 г., Гражданская война, полити& ческие события августа 1991 г. и октября 1993 г.; на меж& дународные события: Первую и Вторую мировые войны, Карибский кризис 1962 г. или другие по вашему выбору. Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения теории политического конфликта, представленной в данном параграфе: выявите его причины, состав участников, разви& тие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным источникам.

4. Германский государственный деятель Людвиг Эрхард сказал: «Компромисс — это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу в по& литическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Пояс& ните его на примере.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями немецкого философа и социолога

(XX в.) Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.

[...] Переговоры, т. е. создание органа, в котором кон& фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде& ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон& фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали& фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто& роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан& ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность

 

этого образа действий, посредничество (например, Генераль& ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра& щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа& ция характеризует положение правовых институтов в неко& торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу& чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране& ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза& ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова& ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули& руемый конфликт является в известной степени смягчен& ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре& рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си& лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ& ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта //

Социс. — 1994. — № 5. — С. 146—147.

1111 Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра& жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат& ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова& нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

Вспомните:

Политический процесс

 
политическая власть: что делает ее привлекательной? Что означает слово «процесс»? Имеется ли связь между политической деятельностью и повседневной жизнью граждан государства?

В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели ха& рактеристики и основные особенности различных политиче& ских систем и политических режимов. Вместе с тем пони& мание мира политики, понимание того, как именно осуществляется власть в той или иной стране, невозможно без учета особенностей и параметров политического проO цесса.

В политической науке существуют разные интерпретации понятия «политический процесс». Некоторые российские и зарубежные исследователи фактически отождествляют поли& тический процесс и политику в целом. Политика в этом смысле представляется процессом взаимодействия субъектов в борьбе за власть и влияние. Нередко под политическим процессом понимается прежде всего деятельность субъектов политики, направленная на реализацию своих целей и интересов, на завоевание власти. Сторонники системного подхода и школы структурно&функционального анализа интерпретировали политический процесс как форму функ& ционирования политических систем и составляющих эти системы элементов. Попробуем разобраться в том, чем же является и что включает в себя понятие «политический про& цесс».

Наши рекомендации