Раздел i. человек как творец и творение культуры
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Федеральное КАЗЕННОЕ образовательное учреждение ВЫСШЕГО образования
Пермский ИНСТИТУТ
(ФКОУ ВО ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ)
ПРОГРАММА
вступительного испытания по общеобразовательному предмету
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Пермь
ПРОГРАММА
Вступительного испытания по общеобразовательному предмету
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Пояснительная записка
В процессе вступительного испытания абитуриенты должны показать знание вопросов, изученных в курсе обществознания в школе и при этом:
Знать/понимать:
˗ биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
˗ тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
˗ необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
˗ особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
˗ характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
˗ анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
˗ объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
˗ раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
˗ осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
˗ оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
˗ формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
˗ подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
˗ применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
˗ успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
˗ совершенствования собственной познавательной деятельности;
˗ критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
˗ решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
˗ ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
˗ предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
˗ оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
˗ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
˗ осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Подготовка к вступительному испытанию должна быть существенной и целенаправленной с учетом вышеизложенных требований. Это позволит успешно сдать вступительное испытание по обществознанию.
Для поступающих на очную форму обучения за счет бюджетных ассигнований дополнительное вступительное испытание проводится в устной форме в виде классического экзамена по билетам.
При проведении устного экзамена в аудитории могут одновременно находиться не более шести экзаменующихся.
Для подготовки к ответу поступающему отводится не более 30 минут.
По окончании подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени поступающий докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы.
По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать экзаменуемому дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Для поступающих на заочную форму обучения вступительное испытание проводится письменно в виде тестирования. Вопросы теста представлены на специальных бланках.
Во время проведения экзамена абитуриенты должны работать самостоятельно.
Продолжительность тестирования – 3часа 30 минут.
При составлении материалов вступительных испытаний по обществознанию авторы руководствовались Образовательным стандартом среднего общего образования по обществоведению (включая экономику и право), Примерной программой среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), а также кодификатором требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию в 2014 г. (подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я».
Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности.
Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.