Основные этапы развития женского движения и решение женского вопроса в России в XIX-XX вв.
Многие теоретики конца XIX - начала XX столетия рассматривали женское движение как решение проблемы достижения равных с мужчинами гражданских и политических прав. Председатель Союза равноправия женщин Е.Н. Щепкина женское движение определяла как многообразие обществ, союзов, клубов, созданных женщинами, чтобы расширить свои права на образование, на труд, на большие заработки, получить право голоса в местном самоуправлении и при выборе депутатов в палаты народных представителей1 .
Эта точка зрения поддерживается и современными учеными, которые считают, что женское движение - это совместные действия различных социальных групп, объединенных общей целью и общими политическими задачами, моральными ценностями и нормами1 .
Женское движение в России сформировалось в 60-е годы XIX века, что было связано с радикальными преобразованиями в государственном устройстве, социально-экономической и духовной сферах общества. Важнейшей предпосылкой активизации этого движения был низкий правовой статус женщин в пореформенной России. Например, в наследственном праве всеми преимуществами обладали мужчины. Дочь при живых братьях получала из всего наследуемого от родителей недвижимого имущества четырнадцатую часть, а движимого - восьмую. Жена наследовала после мужа седьмую часть недвижимого, четвертую часть движимого имущества.
Гражданские законы не распространялись на крестьян, которые жили по нормам обычного права.
В избирательном праве женщины были отнесены к категории неправоспособных граждан. Лишь владельцы значительного недвижимого имущества имели цензовое право участвовать в дворянских собраниях, общинных и земских выборах.
В сфере образования права женщин также были ограничены, потому уровень грамотности женщин был очень невысоким. Согласно переписи 1897 г. число грамотных среди женщин России составляло 13,1%.
Практически отсутствовало законодательство об охране материнства и младенчества. В сфере труда и его оплаты также имелось немало особенностей не в пользу трудящихся женщин. Предпосылками развития женского движения также являлись аграрные реформы, рост промышленного производства, реформы в социальной сфере, повсеместный общественный подъем.
Подчиненное бесправное положение женщин во всех сферах жизни общества, отсутствие условий для самовыражения вызывали недовольство, повлияли на политическое, нравственное сознание демократически настроенных слоев населения. Атмосфера свободомыслия захватила также значительные слои женщин.
Росту самосознания женщин способствовала обстановка широкой гласности, сложившаяся в России в ходе социальных и экономических реформ. Провозвестниками идеи равноправия полов стали общественно-политические и литературные журналы «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «Дело», «Женский вестник», «Женское дело», «Союз женщин».
Таким образом, ломка феодально-крепостнических устоев стимулировала процессы самоорганизации женщин, зарождение разнообразных женских обществ, союзов, клубов. Вопросы равноправия женщин во всех сферах отношений заняли одно из ведущих мест в общественной жизни России конца XIX века. Женские организации в этот период много внимания уделяли вопросам благотворительности, просвещению и обучению женщин грамоте. Заметными событиями стали инициативы за доступ женщин к высшему образованию. По существующим правилам выпускницы женских гимназий не были приравнены к выпускникам мужских гимназий и не имели доступа в университеты. Получить высшее образование женщины могли лишь в немногих высших учебных заведениях, открытых в России по частной инициативе, или за границей.
Социальные инициативы женской общественности выражались в ходатайствах и прошениях по открытию частных профессиональных курсов. Просветительские общества, появившиеся в этот период, как московское Общество воспитательниц и учительниц (1870) и Общество распространения практических знаний между образованными женщинами (1871), Екатеринославское общество попечительства о женском образовании (1871), Тифлисское общество взаимного вспоможения учительниц и воспитательниц, общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию в Петербурге (1899) и другие активно выступали за развите женского образования. Эти общества открывали школы, курсы, профессиональные и ремесленные училища, посреднические бюро для содействия в трудоустройстве женщин. Наиболее распространенными были курсы рукоделия с мастерскими при них кулинарные школы со столовой, школы черчения и рисования, коммерческого счетоводства, каллиграфии, стенографии и машинописи и другие учебные заведения. В 1870 г. Общество распространения технических знаний открыло одну из первых женских ремесленных школ в Москве для обучения и подготовки грамотных мастериц. Потребности рынка труда также обусловливали необходимость развития обучения женщин.
По инициативе общественных организаций в ряде городов России были открыты педагогические женские курсы с двухлетним сроком обучения. Успешно окончившие курсы получали аттестат домашней наставницы. В 1903 г. петербургские курсы такого рода были преобразованы в первый в России Женский педагогический институт.
Характерной чертой женского движения в стране в целом была ее антифеодальная, демократическая направленность, поддержка женщин разных социальных слоев.
На рубеже XIX и XX вв. усиливаются процессы организационной дифференциации и политизации. Наряду с благотворительностью и трудовой помощью женщинам формируется направление, поставившее своей целью добиться равноправия во всех сферах политической и гражданской жизни. Наиболее активно по этим вопросам выступал Союз равноправия женщин. В этот период появились также общества защиты нравственных устоев женщин, профессиональные объединения, клерикальные союзы, национал-патриотические организации. У всероссийских женских организаций, таких как Союз равноправия женщин, Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин и других, имелись региональные отделения. Особенно значимой инициативой этих организаций были все же их выступления за избирательное право женщин.
Начало XX века ознаменовано глубоким теоретическим обоснованием причин развития женского движения в России. В работе В.И. Ленина «Развитие капитализма в России»
(1896-1899) дается подробная характеристика условий жизни женщин в России. Он раскрывает особенности экономического положения работницы и крестьянки, глубоко анализирует уровень их заработка й характер труда. На фабриках и заводах европейской России в 1890 г. среди рабочих женщины составляли 24%. В работе отмечается, что привлечение к производству женщин - явление в основе своей прогрессивное. Однако по отношению к женщинам особенно необходимо сокращение и регулирование рабочего дня, обеспечение гигиенических условий работы. Машинная индустрия, создавшая тяжелейшие условия жизнедеятельности женщин, вместе с тем толкала вперед их развитие, способствовала разрушению патриархальных отношений в семье, повышала их самостоятельность. Промышленность создает для женщины и совершенно независимое от семьи и мужа положение1.
В целом ряде работ о положении женщин в обществе отмечается, что речь идет вовсе не о том, что между мужчиной и женщиной нет существенных различий и что роли обоих полов в социальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставящие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справедливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе то положение, которое она могла бы завоевать себе своими личными силами2.
Выходом из такой ситуации должно быть создание равных условий для мужчин и женщин в социальной жизни, уничтожение всех ограничений в гражданских и политических правах, создание условий для получения образования по всем профессиям. Все это должно быть связано с демократизацией общества, реформированием государственного строя. Большинство авторов справедливо замечают, что в России, стоит вопрос не борьбы против мужчин, а обеспечения женщине свободы и права выбора жизненного пути.
Значительное место в теоретической разработке проблемы женского движения и практической ее реализации сыграли представители марксизма. A.M. Коллонтай в ряде работ писала о необходимости разработки идеологии женского движения, создания женских рабочих союзов, обосновывала равноценность личности женщин и мужчин. Она подчеркивала экономическую основу женского вопроса «Женский вопрос - это в конечном счете вопрос куска хлеба... Чтобы решиться потребовать равноправия с мужчиной, женщина должна была стать прежде всего экономически самостоятельной»1 .
В.И. Ленин, разделяя точку зрения К.Маркса, утверждавшего, что общественные перевороты невозможны без женского фермента, подчеркивал: женское движение является важной составной частью революционного движения, которая может при известных условиях стать решающей его частью. Он признавал, что партия должна иметь свои органы (рабочие группы, комиссии, комитеты, отделы), специальная задача которых - будить широкие массы женщин, связывать их с партией и удерживать их под ее влиянием. «Не привлекая женщин к общественной службе,... к политической жизни, не вырывая женщин из их отупляющей домашней и кухонной обстановки, нельзя обеспечить настоящей свободы, нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализме»2 .
В начале XX века женщины продолжали объединяться в первые союзы и общества. Крупной организацией было Русское женское взаимноблаготворительное общество. Его лозунгом был: «Свобода и равенство всех перед законом без различия пола»3.
Создаются женские организации с ярко выраженным национально-патриотическим содержанием. Это союз равноправных женщин (СРЖ), Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин и др. Большинство из них имели отделения в провинциях. В 1907 г. в Петербурге по инициативе A.M. Коллонтай организуется первый социалистический женский клуб «Общество взаимопомощи работницам». При клубе была вечерняя женская школа. Образованию женщин коммунисты уделяли большое внимание. Американская журналистка Л. Брайант - жена Джона Рида, автора известной книги «Десять дней, которые потрясли мир», обобщая свои впечатления от увиденного в нашей стране, писала: «Коммунисты борются с неграмотностью, как с чумой, причем воспитание классового сознания - неотъемлемая часть народного образования»1.
С 1914 г. по предложению В.И. Ленина стал выходить женский журнал «Работница», сыгравший большую роль в активизации женского движения.
Итак, начало XX века характеризуется формированием массового женского движения, подчас объединяющего разные слои населения, с разной ориентацией. Особенно росло пролетарское движение. В 1908 г. в Санкт-Петербурге был проведен, по инициативе Русского женского взаимоблаготворительного общества, Первый Всероссийский женский съезд с требованиями объединить все силы в борьбе за экономические, политические и гражданские права. Это была крупномасштабная, серьезная попытка к объединению, к установлению связи с международным женским движением, добиться избирательного права, преодолеть семейные предрассудки и др. Был создан Всероссийский женский совет.
В годы Первой мировой войны многие женские организации подчинили свою деятельность потребностям фронта и тыла.
В ходе февральской революции 1917г. под напором многотысячных выступлений и инициатив общественности женщинам России впервые было предоставлено избирательное право. После Октябрьской революции женское движение приобрело совершенно иное направление. ВЦИК и СНК приняли ряд декретов, в корне изменивших правовой и социальный статус женщин России.
Вопросы женского движения стояли на повестке дня VIII, XIX, XI, XII, XIII, съездов РКП (б). Принятые решения стали базовыми на многие десятилетия в государственной политике по отношению к женщинам. В первые же годы советской власти были отменены все законы, предусматривающие неравенство женщин. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой Конституции России. Другими законодательными актами советская власть уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, гражданских, семейно-брачных отношениях, приняла меры по охране материнства и младенчества, закрепила принципы равной оплаты за равный труд.
Женщины активно вовлекались в строительство нового общества. Новой формой женских объединений стали делегатские собрания, на которых обсуждались вопросы экономического положения в стране, борьбы с голодом и др. Эти собрания стали своеобразной школой подготовки умелых организаторов из числа женщин.
На Востоке создавались женские клубы, красные уголки, где женщины получали медицинские и другие консультации, приобщались к общественному самоуправлению. В 1918 г. стали создавать женотделы при ЦК РКП(б), его комитетах в регионах.
В ноябре 1918 г. I Всероссийский съезд работниц и крестьянок решил многие вопросы, в том числе и вопрос о яслях и детских садах. Несмотря на сопротивление некоторых женщин, представляющих, что такие сады превратят детей в «общих», к 1920 г. было открыто около 600 детских яслей, сотни домов матери и ребенка, молочные кухни, женские и детские консультации и т.д.
На руководящую работу выдвигались женщины, которые успешно справлялись со своими обязанностями. Среди них были A.M. Коллонтай, И.Ф. Арманд, PC. Землячка и др., которые прошли сложный революционный путь, отличались своей интеллигентностью и профессионализмом. Выдвигали женщин на руко-в0дящие посты с предварительным изучением кандидаток, с обсуждением на общих собраниях на заводах, в цехах. Посылали учиться, первоочередной считалась задача ликвидации неграмотности женщин. В пятилетних планах содержались задания по внедрению женского труда.
Большую роль сыграли женсоветы, осуществлявшие свою деятельность с 1918 по 1929 гг. Эти советы позже вновь возродились и выполняли большую работу по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность, содействуя повышению их роли в управлении делами общества. Их социальную роль трудно переоценить. В Положении о советах женщин (женсоветах) записано, что они активно содействуют успешному выполнению женщинами материнских и семейных обязанностей, проявляют заботу об укреплении семьи, помогают одиноким матерям, семьям погибших при исполнении гражданского и служебного долга, инвалидам войны и т.д.
Женсоветы создавались по территориально-производственному признаку. Основной ячейкой стали советы женщин трудовых коллективов.
Словом, весь долгий послереволюционный период сопровождался активной деятельностью женщин. Женщинам был обеспечен доступ во все сферы отношений. Позитивные изменения произошли в духовной, нравственной структуре личности женщины. Их по существующей квоте избирали в высшие и местные органы власти - Верховные Советы. Однако сделанный преждевременно вывод, что женский вопрос в СССР решен окончательно, привел к резко отрицательным последствиям в 80-90 гг., когда использование интеллектуального потенциала женщин значительно сократилось. Стереотип мужского мышления, патриархатные взгляды заставили женщин вырабатывать новую стратегию и тактику, которые, к сожалению, пока еще не дали должных результатов. Социальная значимость общественных и частных инициатив женского движения вновь стала повышаться.