Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
1.1 Власть – основная категория политологии.
1.2 Институты, ресурсы и основные функции политической власти.
1.3 Легитимность политической власти: значение и типы.
1. 1 Власть – основная категория политологии. Среди множества научных определений понятия «политика» центральной является следующая дефиниция:
Политика – это деятельность, направленная на государственную власть с целью ее приобретения, распределения, удержания и использования в тех или иных интересах и целях. Иначе говоря, категория «власть» в политологии имеет такое же фундаментальное значение, как понятие «энергия» в физике или «деньги» в экономике.
Власть – это всегда и в первую очередь есть отношение между людьми, характеризуемое господством и подчинением, приказом и исполнением его. Она возникает как отношение и не существует вне отношений. Власть невозможна без подчинения;
Фундаментальная особенность всех человеческих сообществ состоит в том, что власть здесь присутствует всегда и повсюду. Она неустранима из социальной реальности.
Власть и властные отношения – это объективно необходимый фактор, без которого невозможно существование общества. В зависимости от методологических подходов или акцентов внимания к той или иной грани власти в современной политологии существуют следующие основные ее трактовки:
- с точки зрения разделения труда власть – это обмен деятельностью в организованном действии (Т. Парсонс); или – особого рода отношения между управляющим и управляемым (М. Дюверже);
- психолого-бихевиористская интерпретация: власть – это особый тип поведения, изменяющий поведение других людей;
- телеологическое* определение: власть – это способность достигать определенные цели, получать намеченные результаты;
- с точки зрения конфликтологии**: власть – это способность принимать и осуществлять решения, регулирующие распределение благ _______________________
*Телеология – наука о целях и целесообразности человеческой деятельности. **Конфликтология – наука о природе, значении и закономерности развития конфликтов в обществе.
(ценностей) в конфликтных ситуациях.
Для возникновения и существования отношений власти, от самых простых до самых сложных, необходим следующий минимум универсальных элементов:
- не менее двух партнеров отношений власти; этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
- приказ субъекта власти, т.е. выражение им своей воли по отношению к объекту, сопровождаемый прямой или косвенной угрозой применения санкций в случае неподчинения;
- подчинение.
Для возникновения и осуществления политической власти необходим не только минимум универсальных элементов, но и нечто новое, а именно:
- социальное разделение и различие между власть имущими и теми, в отношении которых власть осуществляется;
- наличие институтов организованного и легального принуждения, на основе которых осуществляется власть в обществе;
- наличие общественных норм и законов, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот к кому эти приказы относятся, обязан подчиниться.
Высшим, наиболее развитым видом политической власти является государственная власть, которая характеризуется следующими дополнительными признаками:
- отдаленность от общества, выраженная в существовании особого класса лиц и аппарата управления, осуществляющих властную волю;
- суверенитет, т.е. статус верховной власти на определенной территории;
- централизованность и всеобщность;
- монополия на легальное применение силы с целью принуждения;
- максимальный объем ресурсов.
Ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других с целью вызвать реакцию подчинения» (Р. Даль) и побудить их к определенным действиям. Иначе говоря, ресурсы власти – это совокупность всех тех средств, без наличия которых отношение господства и подчинения не состоится. Основными ресурсами субъектов политической власти являются:
- физическая сила;
- знание (владение информацией);
- вера и страх;
- материальные богатства;
- обычаи и традиции;
- закон и право;
- организованность и привычка подчиняться;
- все любые другие средства, способные сообразно ситуации вызвать реакцию подчинения.
Всеми названными ресурсами в большем или меньшем объеме располагает государственная власть любой страны. Приоритеты в их использовании зависят не только от конкретно-политических ситуаций, но и от типа политического режима, культуры общества и даже от особенностей характера политических лидеров.
1.2 Институты, ресурсы и основные функции политической власти.Изучение и знание структуры властных отношений, безусловно, является важнейшим условием понимания явлений политической власти. Но это понимание всегда оказывается ущербным, если не будет дополнено знанием смысла существования этих явлений, которые обнаруживаются в совокупном значении их функций. Речь в данном случае идет о роли, которую выполняет политическая власть относительно потребностей общества. Эта роль определяется следующими действиями политической власти:
- обеспечивает целостность общества, разделенного на классы, группы и слои. Политическая власть живет социальной гетерогенностью* общества, даже если внутри его она пытается создать некоторое единообразие;
- подчиняет определенному порядку общественные отношения с целью предотвращения и минимизации социальной конфликтности. Политическая власть устанавливает не справедливость, а порядок;
- осуществляет авторитарное распределение ценностей (материальных благ и социальных преимуществ);
- обеспечивает управляемость общества и определяет приоритетные цели его развития;
- организует массы и мобилизует ресурсы для осуществления определенных целей и защиты общества от внешних угроз.
Суммируя значение названных функций властных отношений в бытии общества, нетрудно заметить: во-первых, политическая власть есть автономно-ведущее организационное и регулятивно-контрольное универсальное
начало жизни общества, проникающее во все сферы его деятельности; во-вторых, политическая власть есть средство борьбы с социальной энтропией** и хаосом.
1.3 Легитимность политической власти: значение и типы. Возникнув в обществе, развиваясь вместе с обществом, политическая власть закреп-
_______________________
*Гетерогенность – неоднородность по составу (противоположное – гомогенность, т.е. однородность).
**Энтропия – неупорядоченность, неопределенность состояния системы.
ляет собственную стабильность, упорядоченность и постоянство на основе исторически формирующихся институтов властных отношений.
Эти институты представляют собой материальное выражение политической власти в виде государственных учреждений, организаций, законов, приказов, инструкций, правил и т.д. Институтам политической власти соответствует система институционализированных ролей, статусов,
которые определяют тех, кто командует и кто обязан подчиняться.
Признание большинством общества или его социально значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной политической власти, выраженное в общественном согласии подчиняться ей и установленному ею порядку добровольно, в политологии обозначается понятиями «легитимное господство» или «легитимная политическая власть». Существенно здесь то, что ситуация легитимного господства предполагает взаимное ожидание того, кто командует, что его приказу
будут повиноваться, а тех, кто повинуется, что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается и, следовательно, признается.
Понятие «легитимность» не следует отожествлять или путать с понятием «легальность» означающим юридическую законность, соответствие ей.
Понятие «легитимность» ввел М. Вебер, и он же по критерию мотивов подчинения выделил три основных «чистых» типа легитимности политической власти (господства):
- традиционная (патриархальная) легитимность. Здесь политическая власть основывается на религиозной вере в священность издревле существующих порядков, в божественное происхождение власти и по традиционной привычке подчиняться. Для данного типа легитимности характерны отношения: монарх – подданные; господин – слуги; т.е. отношения, присущие докапиталистическим (доиндустриальным) обществам аграрного типа, феодальным монархиям. М. Вебер подчеркивал, что патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи, и именно это обстоятельство делает его особенно прочным и устойчивым;
- харизматическая легитимность политической власти. Здесь политическая власть основывается на эмоционально-воодушевляющей вере в необыкновенные способности и качества личности правителя, дарованные
ему природой, судьбой или Богом. К харизматическим качествам М. Вебер относит сверхъестественные способности, пророческий дар, выдающуюся силу ума, духа и слова. Для данного типа легитимности характерны отношения: пророк апостолы – последователи; герой – полководец – солдаты; вождь-демагог – масса, толпа, т.е. отношения, которым присущи большое напряжение, требующее подвигов, свершений, повседневного героизма, энтузиазма.
Харизматическая власть чрезвычайно эффективна особенно в функции организации или мобилизации масс, но относительно кратковременна, исчерпываясь периодом жизни носителя харизмы. Она также обладает огромным революционно-преобразующим потенциалом и, как правило, отвечает потребностям эпохи великих перемен.
- рационально-легальный тип легитимности политической власти. Здесь отношения господства и подчинения основываются на рациональном интересе и понимании необходимости политической власти, действующей на основе и в рамках правовых законов. Особенность данной легитимности в том, что политическая власть формируется посредством демократических процедур и подчинение адресовано не личности, а законам. Рациональная легитимность характерна для демократических стран и возникает она как ответ на вызов аксиомы европейских буржуазных революций – «никто не вправе управлять народом без его согласия».
Типы легитимности власти, описанные М. Вебером, в идеальном, «чистом» виде в политической реальности не существуют. В каждом конкретном случае, в той или иной стране реальность легитимности политической власти выражается в смешанном виде ее «чистых» типов. Поэтому определение характера легитимности политической власти каждой конкретной страны осуществляется по признакам явного преобладания одного из них. Утрата легитимности ведет, по меньшей мере, к кризису политической власти или же к ее краху, смуте, революции, смене правящей элиты и политического режима. Показателями степени легитимности политической власти являются:
- уровень интенсивности мер принуждения и устрашения, применяемых властью в обществе для осуществления своей политики;
- наличие или отсутствие реальных попыток свержения правительства или лидера;
- интенсивность проявлений гражданского неповиновения;
- результаты выборов, референдумов;
- массовость демонстраций в поддержку власти или ее оппозиции.
Различают два типа кризисов легитимности власти: 1) персонифицированный; 2) институциональный. Кризис персональной легитимности связан с утратой общественного доверия к личности политического лидера, главы государства или составу парламента, и преодолевается, как правило, посредством очередных или внеочередных выборов в органы представительной власти.
Институциональный кризис легитимности возникает и развивается на основе массового недоверия, перерастающего в нетерпимость к устройству государства, к способности его институтов осуществлять успешную экономическую и социальную политику.
В последнее десятилетие проблема дефицита легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран, и по-разному, но наиболее остро она проявляется в СНГ.
|