Боснийский и косовский кризис
Босн кризис (1992-1995 гг.) Босния и Герцеговина образована не по нац, а по историко-географическому принципу, 1992 г. БиГ провозгласила независимость – США, ЕС, Хорватия признали, сербы бойкотировали. Боснийские сербы начали боевые действия против мусульм прав-ва. Аналогичные действия – босн хорваты апрель 1992 – два центра силы – сербский в Пале и мусульм в Сараево, юнь 1992 – СБ ООН распростр мандат сил ООН по подлержанию мира на боснию (ЮНПРОФОР), но не имел возможности по принуждению к миру ЕС и США отказались от мандата, РФ согласились, перелом – 1994, США и ряд стран ЕС – принуждение к миру с использованием НАТО, ноябрь 1995 – Общее рамочное соглашение о мире в БиГ, создан Совет по выполнению Мирного соглашения, в результате – БиГ – “мягкая федерация”, два образования, управляется межд институтами, искл роль у Высокого представителя
Косово 1998-1999 белград – внутреннее дело Сербии, Милошевич отказывался от прямого диалога с Ибрагимом Руговой Весна 1998 – обострение конфликта между сербами и албанцами. Май 1998 – переговоры Клинтона и Руговы. Тогда мировое сообщество еще выступало за целостность Юг. Ругова – цели: независимость, но нужен переходный период под эгидой международных организаций. Ответ Милошевича – военно-полицейская операция, сотни тысяч беженцев. Октябрь 1998 г. – под угрозой ракетно-бомбовых ударов НАТО по Югославии – подписание соглашения Холбрука-Милошевича, (по нему – прекращение вооруж противостояния). Но в январе 1999 г. Милошевич проигнорировал требование мирового сообщества (в т.ч. РФ) о прекращении использования военной силы в Косово. Февраль 1999 г. – I раунд переговоров в Рамбуйе. Обсуждали разработанные Контактной группой принципы решения косовской проблемы, включая «элементы широкой автономии Косово». Безрезультатно. Март 1999 г. – II раунд переговоров. Сорван. 4 марта 1999 г. без санкции СБ началась военная операция НАТО против Югославии, предлог – предотвращение гуманитарной катастрофы. Было создано Международное гражданское присутствие в Косово (МООНК) в целях создания временной администрации для Косово. Югославские силы были выведены, НАТО прекратила бомбардировки, и для обеспечения безопасности был введен контингент многонациональных Миротворческих сил в Косово под командованием НАТО (КФОР).. Кос кризис – важнеишии прецедент в современнои практике МО: впервые в истории военныи удар по суверенному государству был нанесен в ответ не на внешнюю агрессию, а на внутренний конфликт и на насилие государства в отношении собственного населения. 17 февраля 2008 г. Косово провозгласило независимость. Вопрос о признании независимости Косово вызвал серьезный раскол в международном сообществе В Косово сеичас деиствует институт международного гражданского представителя (МГП), который является высшеи директивнои инстанциеив вопросах государственного управления.Деятельность МГП дополняется институтами ЕС. Кроме того, сохраняется военное присутствие НАТО (KFOR).
32.Общая Внешняя Политика ЕС, политика в области безопасности и обороны…1990-х-активный процесс формирования общей вп.Главные задачи ОВПБ – координировать действия стран ЕС на межд арене, формулировать единые для ЕС цели и добиваться их осуществления.Старт – Маастрихстский договор 1993, Оформление ОВПБ началось с 1999 в 2 этапа (саммит Кельн и Хельсинки)Инструменты ОВПБ: общие позиции; совместные действия (исходя из общих позиций); общие стратегии решения.Уроки кризиса в Косово в конце 90-х обусловили военную составляющую ОВПБ: ОЕПБО.1999 г. Хельсинский саммит ЕС (определены цели, которых планировалось достигнуть к 2003г. («Головная цель» - создание сил быстрого реагирования+учреждены новые органы: Комитет по политике и безопасности (КПБ), Военный комитет ЕС, Военный штаб).2003–Берлин-плюс (рамочное соглашение ЕС и НАТО) (гарантированный доступ к средствам НАТО)+решение о создании Гражданско-военной ячейки и Оперативного центра ЕС.Европейская стратегия безопасности и обороны 2003г. определила 5 ключевых угроз: терроризм; распространение ОМУ; региональные конфликты; развал государств (state failure); организованная преступность + предусматривала возможность проведения нескольких операций ЕС одновременно.«Главная цель -2010» - основная программа развития ЕПБО, принятая в 2004.Институциональная структура. Комитет по вопросам политики и безопасности (1999 г.), Военный комитет (1999 г.), Военный штаб (1999 г.). Были учреждены Европейский спутниковый центр (2001 г.), Ситуационный центр для сбора информации и разведывательных данных (2004 г.). Активно ведется работа над созданием Европейского оборонного агентства (с начала 2004 года).Лиссабонский договор укрепил ОВПБ. Учреждается пост Верховного представителя ЕС-возглавлять Совет по международным отношениям.2003 г.-первая миротворческая миссия, проводившаяся в рамках ЕПБО. 2003г. ЕС начал первую военную операцию «Конкордия» - Македония.2008г.мосркая операция «Аталанта» против сомалийских пиратов
33.Программа ЕС ”Восточное партнерство”.Зародилась 2008 по инициативе Польши и Швеции,программа в рамках уже существующей ЕПС.Запуск 2009 на Пражском саммите ЕС, - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии Молдавии и Украин. Главная цель ВП–создание необходимых условий для ускорения полит. и эконом. интеграции между ЕС и странами-партнерами. ВП не предполагает членства стран в ЕС, но не исключает.4 основных приоритета преобразований:1)утверждение демократии и верхов права, 2)экономическая интеграция, 3)энергетическая безопасность, 4)развитие контактов между людьми.Далее-соглашения об ассоциации и зоны своб торговли.ВП осуществляется как в двустороннем, так и в многостороннем форматах.Многосторонний формат действует на: наивысший уровень-саммиты глав государств и правительств стран-членов ЕС и стран- партнеров, следующий уровень-встречи министров иностранных дел, также действуют многосторонние тематические платформы старших должностных лиц, работающих в отдельных отраслях. 29-30 сентября 2011 прошел второй саммит ВП, на котором обсуждался достигнутый прогресс.Созданы Парламентская ассамблея ВП, конференция.Произошло увеличение финансирования ВП со стороны ЕС.ноябрь 2013 – третий саммит в Вильнюсе, Укр отказалась подписать соглашение, Грузия и Молдова подписали соглашения, Азер не подписал.За время своего существования ВП не сумело продемонстрировать эффективность в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.Таким образом, ВП-это первый интеграционный проект ЕС на постсоветском пространстве, направленный на сближение ЕС с бывшими союзными республиками. Проблемы и противоречия, цели не достигнуты.Реакция России на ВП: с большой озабоченностью восприняла идею ВП как посягательство на сферу своего геополитического влияния
34. Российское предложение о заключении Договора о европейской безопасности.2008 – инициатива безопасности, создание в области военно-политической безопасности в Евро- Атлантике единого, неразделённого пространства.С этой целью Медведев предложил закрепить в мп принцип неделимости безопасности-ни одно государство и ни одна международная организация в Евро- Атлантике не могли бы укреплять свою безопасность за счёт безопасности других стран и организации. Договор также рассматривает консультациии участников, а также конференции и чрезвычайной конференции. США и союзники негативно - не хотят ослабления роли НАТО в Европе.Поддержать ДЕБ согласилась Швейцария. Важнейшим результатом предложения стало заметное оживление дискуссий о реформировании системы европейской безопасности.Существует заинтересованность в более интенсивной работе в рамках треугольника Россия-США-ЕС, развиваются «треугольник Россия-Германия-Польша», «Веймарский треугольник» (Германия, Франция, Польша) + Россия.Также в ОБСЕ в 2009 г. стартовал «процесс Корфу» - переговорнаяплощадка для обсуждения путей реформирования этой организации.Акцент-на поиске подходящих институциональных рамок для вероятного обновления системы общеевропейской безопасности, содержательным аспектам российской инициативы уделяется гораздо меньше внимания. Нерешенный вопрос: должен ли это быть юридически обязывающий нормативный документ (как это предлагает российская сторона), серия соглашений, или переговоры должны просто служить платформой для укрепления взаимного доверия или механизмом по определению общих угроз для России и Запада. Дискуссия о евр безопасности является противоречивой и далекой от завершения, а значительных практических шагов пока не было предпринято
35. Миссии НАТО 1992-2015. авг1995-операция НАТО «Делиберейт форс», цель - положить конец насилию в Боснии и Герцеговине. Воздушная операция прошла успешно, было подпис мирное соглаш. Эти первые три успешно проведенные операции по поддержанию мира продемонстрировали готовность НАТО решительно действовать по призыву международного сообщества. НАТО в Афганистане (2001-по наст.вр.) Крупнейшая операция НАТО. Сформированные в 2001 году Международные силы содействия безопасности (МССБ или ISAF) изначально согласно мандату должны были обеспечивать безопасность Кабула и окрестности, но расширили их зону ответственности. Действуют под руководством НАТО с 2003 года. Задача – помогать центральному правительству Афганистана укреплять свою властью.НАТО в Косово(1999-по наст.вр.)СДК продолжают обеспечивать ощутимое присутствие на всей территории и оберегать мир, установленный НАТО. Вслед за провозглашением независимости Косово в феврале 2008 года НАТО согласилась сохранять свое присутствие. В июне 2008 года НАТО было принято решение взять на себя надзор за расформированием Корпуса защиты Косово и помощь в процессе создания Сил безопасности Косово.НАТО и Ливия(2011)Вслед за народным восстанием СБ санкционировал принятие «всех необходимых мер» для защиты гражданского населения, а также для обеспечения соблюдения зоны, запретной для полетов.НАТО решила обеспечить соблюдение зоны, запретной для полетов, с 24 марта; начиная с 27 марта, НАТО приняла обязанность защищать гражданских лиц. 31 октября 2011 года военная операция-завершена.Наблюдение за обстановкой на Средиземном море(2001-по н.вр.)Операция «Эктив индевор» проводится под руководством ВМС НАТО; ее цель – обнаружение и сдерживание террористической деятельности на Средиземном море.Борьба с пиратством у берегов Африканского Рога(2009-по н.вр.)Операция «Оушен шилд» сосредоточена на морских действиях против пиратов у берегов Африканского Рога. Операция была утверждена советом НАТО 2009 году. Она вносит вклад в международные усилия по борьбе с пиратством в этом районе. НАТО и Ирак(2004-по н.вр.)На Стамбульской встрече в верхах в июне 2004 года союзники по НАТО согласились принять участие в мероприятиях межд сообщества, помогавшего Ираку в создании боеспособных сил безопасности. В результате увидела свет Учебная миссия НАТО в Ираке (НТМ-И)-поддержка в области учебной подготовки.Предоставление поддержки Африканскому союзу(2007-по н.вр.) С2007 года НАТО оказывала содействие АС в рамках его миссии в Сомали (АМИСОМ), помогая перебрасывать по воздуху миротворцев АС. Операция по ликвидации последствий землетрясения в Пакистане2005 г.Запрос от пакистана, НАТО приступила к осуществлению гуманитарной операции. Завершилась 1 февраля 2006 года. НАТО в Боснии и Герцеговине С 1995 по 2004 год НАТО руководила контингентом по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине, помогая поддерживать безопасную обстановку и содействуя восстановлению страны после войны 1992-1995 гг.НАТО в бывшей Югославской и Македонии. Запрос македонии, с августа 2001 по март 2003 года НАТО осуществила три операции. 1)«Основной урожай» помогла разоружить группы этнических албанцев. 2)«Эмбер фокс» обеспечила защиту международных наблюдателей 3)«Эллайд хармони», задача предоставить консультантов для обеспечения стабильности на всей территории страны.
36. Организационная и концептуальная трансформация НАТО в 1991-2015.Особенность начала 2000х-уменьшение вероятности проведения кампаний всеми странами вместе. Возрастает возможность действия нескольких стран от имени НАТО и по её мандату, фактически самостоятельных от альянса – тенденция с операции в Ираке 1998.Расширение НАТО. 2002, Прага: приглашение о вступлении в альянс 7 странам (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония). Официально стали членами НАТО в марте 2004г. 2009 — Хорватия, Албания. Всего в НАТО 28 стран.Три страны-Босния и Герцеговина, Черногория и Македония – являются участниками Плана действий по членству(факт. кандидаты).Функциональная и др трансформация. События 9/11=>2001-выход за границы Сев. Атлантики: Афганистан, террористич операция «Несокрушимая свобода». 12 сент 2001-впервые применена ст.5 Вашингтонского договора (нападение на 1 из стран=нападение на весь блок).Саммиты: 2002, Пражский саммит. 1) Создание сил быстрого реагирования 2) переход от защиты территории к защите интересов, 3) принята концепция «открытых дверей». 2006, Рижский саммит. Впервые озвучена идея «энергетической безопасности»: приравнять использование «энергетического оружия»к военному нападению. 2008, Бухарест. 1) поставлена задача превращения из региональной организации в глобальную; 2) заявлено о подготовке новой стратегии: должна быть универсальна и действовать везде; 3) обсуждалось вступление Укр и Груз. Нояб 2010, Лиссабон. Принята новая стратегическая концепция «Активное вовлечение, новая защита» (Active Engagement and Modern Defence). 1)глобальная роль НАТО 2) самые важные партнёры-ООН, ЕС 3) Главная цель - «гарантировать свободу и безопасность всём членам НАТО политическими и военными средствами» 4) 3 главн задачи: коллективная оборона, кризисное регулирование, безопасность на основе сотрудничества 5)коллективная оборона понимается как защита от угрозы агрессии, новых вызовов безопасности 6) п.33: «НАТО не представляет собой угрозы для РФ».Май 2012, Чикаго. Основная тема - вывод войск из Афганистана+вопрос создания системы ПРО в Европе. Объявлено о завершении «первой стадии» строительства системы ПРО, письменных гарантий РФ, на которых она настаивает, не дали.Угрозы: распространение ЯО, распространение ракетной техники, терроризм, нестабильность за пределами НАТО, кибератаки, защита транспортировки энергоносителей, нехватка питьев воды, перебои с поставками эн/ресурсов.Гос-ва, которыми обеспокоены: КНДР, Иран, нестабильные failed states, в тч Сомали (пиратство). Существует цель достижения «глобального ядерного нуля». Но пока ЯО есть не только в НАТО, будут сохранять своё оружие.
37)Переговорный процесс по урегулированию украинского кризиса. Нормандская четверка. Минские договоренности…
38. Интеграционные процессы в АТР, деятельность в АТЭС, планы создания ТГП.АТР–территория от Японии до Новой Зеландии, включает 3 субрегиона: СВАзию, ЮВ Азию и Южную часть ТОкеана.Уступает Европе и Северной Америке по глубине интеграционных процессов, но по динамике их проведения – опережает.Транстихоокеанское партнерство (ТТП), с участием 9 стран: США, Австралии, Перу, Вьетнама, Малайзии, Сингапура, Брунея, Новой Зеландии и Чили. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское эк сотрудничество (АТЭС), АСЕАН регион форум (АРФ), ШОС и др. Несмотря на сохранение дезинтегрирующих факторов (неоднородность региона, серьезные различия в уровне экономического различия, территориальные споры, Корейская проблема, терроризм и др.), естьперспективы формирования общерегион ЗСТ в АТР, чему способствуют такие факторы, как 1)ведущая и признанная роль АТЭС как единственной многосторонней межправительственной структуры в регионе2)неуклонное повышение роли азиатских государств в мировой экономике благодаря динамичным темпам роста;3)стремление на коллективной основе защитить нац экономики от финансовых потрясений;4)высокая плотность ЗСТ в расчете на каждое гос-во в Восточной Азии;5)интерес ведущих держав – США, Японии, Китая;Дискуссии о создании «Тихоокеанского сообщества» - с конца 1980-х,1989 – Канберра – образование АТЭС-задача - развитие интеграционных связей между странами и территориями бассейна Тихого океана.21 участник (19 стран и 2 территории – Гонконг и Тайвань). Первоначально в состав АТЭС вошло 12 стран – 6 развитых (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся – из АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). В 1993 вступили КНР, Гонконг, в 1994-Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1995-Чили, а в 1997-Тайвань. В 1998-Россия, Вьетнам и Перу, и был введен мораторий на дальнейшее расширение.Цели:1)поддержание эк роста региона2)усиление взаимной торговли3)ликвидация ограничений на передвижение товаров, услуг и капиталов.1994-Лидеры АТЭС приняли «Богорские цели», т.е. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. 2000-"Канкунская декларация"- развитие информационной инфраструктуры АТР и АТЭС. В 2012 году саммит прошел в России (во Владивостоке),итог - совместная декларация, которая конкретизирует меры по использованию достижений экономик региона в реализации приоритетов АТЭС, обозначенных ключевыми на 2012 год:либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция; укрепление продовольственной безопасности; формирование надёжных транспортно-логистических цепочек; интенсивное взаимодействие для укрепления инновационного роста.
39. КНР в современных международных отношениях.Китайско-американские отношенеия 1991-2015гг…Послераспада СССР Дэн Сяопин завещал вести скромную вп, и так на протяжении всех 90-х гг., в отношении с США и Европой роль младшего партнера2000-е – смещение приоритетов, курс на активизацию вп.1)слишком мощная экономика2)необходимость искать новые рынки сбыта3)внутр проблемы Китая – окр среда, переизбыток раб силы стали затрагивать 3-и страны.Сейчас АТР – новый мирвой центр, Япония и Китай – лидеры.2001 – Китай вступил в ВТО – ускорение для экономики.2010 – второе место в мире.КНР наращивает свой военный бюджет, увеличив его в 2007 году на 18%, но он придерживается исключительно оборонительных позиций и выступает за мирное развитие. Китай стремится к центральной интегрирующей роли со странами АСЕАН. Активно развивается сотрудничество с РФ, Индией и Китаем в рамках БРИКС.Продолжается борьба с Индией за влияние в Азии. По-прежнему сложными остаются отношения с Японией, особенно на фоне вопроса по островам. Отношения с США и странами Запада у КНР непростые.Обострение-заявление о продаже партии оружия Тайваню. США недовольны растущей международной активностью Китая, а также его экономической экспансией в Африке, ЛатАмерике и на БлВостоке. Но наибольшее разочарование в США вызывает упорное нежелание Китая идти на повышение курса юаня. Тем не менее, в двусторонних отношениях есть и позитивные тенденции. К концу 2001 года при поддержке США Китай был принят в ВТО, что облегчило доступ товаров на рынки обеих стран. Китаю предоставлен статус наибольшего благоприятствования в торговле.Тайваньский вопрос стоит по-прежнему остро. С2000 по 2008 президент Тайваня призывал к созданию независимого государства, с 2008 году более лояльная позициия. В этот период началось сближение с КНР,Тем не менее, очередное обострение отношений произошло в 2012-2013 году в связи с активизацией конфликта Китая и Японии по поводу островов Дяоюйдао. Тайвань также претендует на данную территорию.
40. Региональная политика Китая:КНР и государства АСЕАН, ШОС.-базируется на его интересах в регионе:-обеспечение эк развития; -расширение влияния; -обеспечение безопасности (больше для Центральной Азии –поставки энергоносителей из Персидского залива, но не стоит и забывать про Корейский полуостров и роль Китая в решении ядерной проблемы КНДР)Китай стремится поддерживать отношения со всеми странами региона, ставя на первый план собственное экономическое развитие, не только с отдельными государствами региона, но и с международными организациями АТР.В 2001 Рос, Кит, Казах, Кирг, Узб и Тадж-ШОС. Основа отношений для Китая экономическое сотрудничество. Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта. приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну. ЦА для них – тыл. Кроме того, хотят оттуда вытеснить американцев.этапы: начальный (2001—2003 гг.) активизация КНР в нефтегазовой отрасли центральноазиатских партнеров по ШОС и дальнейшее усиление роли КНР в регионе в условиях кризиса (2008-10 гг.).Сотрудничество с АСЕАН «АСЕАН+3» (3 — это Китай, Япония и Южная Корея), созданный в 1997 г.2006 г. - саммит в Китайе, посвященный 10-летию этого диалога. С 1 января 2010 г. действует зона свободной торговли АСЕАН-Китай.Ряд важных моментов в отношениях Китая со странами АСЕАН:-вопрос суверенитет над акваторией Южно-Китайского моря; - споры с Вьетнамом из-за Парасельских о-вов; - споры с Малайзией, Брунеем, Филиппинами, Вьетнамом, Тайванем из-за Спратли (на этих островах есть нефть). В этом вопросе страны АСЕАН поддерживает США. Китай хочет решать все споры в двустороннем формате, а АСЕАН и США – в многостороннем.Важными экономическими партнерами в регионе для Китая по-прежнему остаются Южная Корея и Япония.
41. Российско-китайские отношения с 1992-2015гг.Значительные изменения в отношениях между СССР и Китаем – от тесной дружбы между СССР и КНР в 50-е годы до обострения отношений в 60-70-е годы и развитием стратегического партнерства уже между РФ и КНР в 90-х годах. 2001 г. «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР»-развитие сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной, в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, не будут применять первыми, друг против друга ядерное оружие и не будут взаимно нацеливать стратегические ядерные ракеты. 2004 г План действий по реализации положений Договора о на 2005-2008 гг., а 2008 г. – такой же план на 2009-2012. Успешно реализуются подписанные Рос, Кит, Казах, Кирг и Тадж Шанхайское (1996 г.) и Московское (1997 г.) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. В экономике – с 2000 по 2013 гг. объем российско-китайской торговли вырос более чем в 10 раз до 80млрд.дол. Важное место отводится и межправительственному научно-техническому сотрудничеству, которое ведется на основе соглашения от 18 декабря 1992 г. Позиции стран по международным вопросам одинаковы. Существенную роль играет их деятельность в рамках ШОС (2001). ШОС механизм обеспечения безопасного развития региона Центральной Азии и АТР. Основными направлениями деятельности: решение пограничных споров между членами ШОС; противодействие экстремизму и терроризму и наркотрафику; противодействие влиянию США в обширном евразийском регионе; решение региональных проблем военно-политического характера.Первоначальными предпосылками формирования ШОС стали меры по сближению российско-китайских отношений в процессе формирования российско-китайской границы, с1999 стратегическое партнерство. Начиная с 1992 г., работа по урегулированию границ в пятистороннем формате. К настоящему времени процесс делимитации государственных границ России и Республик Центральной Азии с Китаем практически завершен.