Виды конституционного контроля (надзора). Процедура рассмотрения дел органами конституционного контроля (надзора)
Существует семь видов конституционного контроля.
1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.
2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.
3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.
4. Решающий и консультативный виды контроля.
5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.
6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.
7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.
Процедура рассмотрения дел органами конст. контроля:
В конституционном суде существует особый порядок рассмотрения и разрешения дел. Правила конституционного судопроизводства формируются в конституции, законах о конституционных судах и регламентах конституционных судов.
Существуют как общие, так и специальные процедуры при рассмотрении отдельных категорий дел.
Конституционное судопроизводство отличается от судопроизводства по гражданским, административным, уголовным делам по кругу участников процесса, срокам подготовки и рассмотрения дел, правовым последствиям.
Общая процедура рассмотрения дел включает субъектов, наделенных правом инициативы на возбуждение производства, порядок назначения судьи-докладчика для подготовки дела рассмотрению, предварительное изучение всех материалов судьями и сторонами, открытое судебное разбирательство (в некоторых судах, например, Германии, допускается письменное разбирательство, т.е. без выхода в открытое заседание), совещание судей, голосование по проекту решения с правом судьи высказать особое мнение, его оглашение и опубликование, исполнение и т.д.
Что же касается специальных процедур, то в зависимости от предмета вопроса могут быть установлены особенности по кругу лиц, правовым последствиям принятого решения и т.д. В неспециализированных органах конституционного контроля (надзора) рассмотрение дел осуществляется по системе досье.
10. Общественный строй: понятие и структура.
Общественный строй – это исторически конкретная система общественных отношений; организ-я общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и объема продуктов, характерными особенностями общественного познания, традициями, охраняемым гос-м и правом.
Общественный строй находится под воздействием гос-ва, кот-е оказывает воздействие на него организац-й деятельностью гос-х органов, учреждений, должностных лиц.
Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:
· экономические отношения,
· социальные отношения (в узком смысле слова),
· духовно-культурные отношения,
· политические отношения.
Экономические отношения (система) - это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. В мире существуют 2 основные модели экономики:
1. рыночная (либеральная),
2. планово-регулируемая (огосударствленная).
Социальные отношения (в узком значении термина) - это отношения между различными общностями и социальными группами, сложившиеся и развивающиеся в данном обществе. В конституциях либеральных стран обычно ничего не говорится о классовой структуре общества, это характерно лишь для тоталитарных государств. Социальные отношения характеризует известная целостность, обусловленная тем, что неизбежно существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. Если оно нарушено, имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты и в результате разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы.
Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ.
Эта сфера регулируется в наименьшей мере. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права сводится к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.
Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления - науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.
Политические отношения - это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть .