Понятие конституционного контроля и надзора. Становление и развитие этих институтов в СССР, РФ и РТ

Юр верховенство к! предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и специализированные органы, кот обязаны не допускать применение законов и др актов, противоречащих к!. Специализированный конст надзор – важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Наряду с ним действуют и другие виды контроля: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции.

В РФ ф-ции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд. Россия, проводя демокр преобразования, стала первой на территории бывшего СССР, учредившей в дек 1990 г. специализированный орган суд конст-го контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР. 12 июля 1991 г. был принят З-н РСФСР "О Конст Суде РСФСР".

Деят-ть Конст-го Суда в 1992-1993 гг. внесла существенный вклад в становление конст-го правосудия в России, однако получила неоднозначную оценку в обществе. В условиях острой конфронтации м/у законодательной и исполнительной властями КС оказался вовлеченным в водоворот политических страстей, что в итоге привело к приостановлению его деятельности в октябре 1993 г.

Ст 165 прежней К! характеризовала КС чрезвычайно широко - как высший орган судебной власти по защите конст строя. Ст 1 Закона от 21 июля 1994 г. дает более четкое определение КС - судебный орган конст контроля, самост и независимо осущ-щий суд власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты КС: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деят-ти - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

В конст контроле в пределах своей компетенции участвуют и др органы - Президент (ст. 85, 115 К!), Прав-во, законодательные и исполнительные органы SS федерации, обычные суды, прокуратура. Однако судебный конст контроль - особая и самостоятельная сфера деят-ти, осуществляемая специально на то уполномоченным органом - КС. Такой контроль выражается в проверке и оценке посредством конституционного судопроизводства соответствия К-ции законов, др нормативных актов, которые в случае признания их неконст-ми утрачивают силу. КС действует в целях защиты основ конст строя, основных прав и свобод личности, обеспечения непосредственного действия К!, ее правовой охраны.

Действующая К! по сравн с предыдущей увеличила числ состав КС с 15 до 19. З-н о КС предъявляет высокие требов-я к кандидатам на должность конст судьи. Им может быть только гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Конституция определяет порядок назначения судей Конституционного Суда, который конкретизирован в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч. 1 ст. 9 Закона.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона о Конституционном Суде).

Толкование Конституции наряду с рассмотрением конституционных жалоб становится главным направлением в деятельности Конституционного Суда. Конституция и Закон о Конституционном Суде прямо не устанавливают конкретные критерии допустимости запросов о толковании, в отличие от других обращений.

Конституция Республики Татарстан принята Верховным Советом Республики Татарстан 6 ноября 1992 (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1994)

Закон о Конституционном надзоре принят 13 декабря 1990; Закон о Конституционном Суде - 22 декабря 1992

Комитет конституционного надзора образован 15 декабря 1990

Число членов ККН - 6. В КС предусмотрено избрать 8 судей (избираются на неограниченный срок Государственным Советом - парламентом, 4 - по представлению Президента, 4 - по представленю председателя парламента)

9. Конститтционные суды РФ и РТ: организация и компетенция. Конституционное судопроизводство.

Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются К! РФ (ст. 125, 128, и ФКЗ о КС РФ от 21 июля 1994г.) В целях защиты основ конст строя, основных прав и свобод человека и гр-на, обеспечения верховенства и прямого действия К! РФ на всей территории КС РФ:

1) разрешает дела о соответствии К! РФ:

а) фз, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, ГД, Прав-ва РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов SS РФ, изданных по ??, относящимся к ведению органов гос власти РФ и совместному ведению органов гос власти РФ и органов гос власти SS РФ;

в) договоров между органами гос власти РФ и органами гос власти SS РФ, договоров между органами гос власти SS РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федер органами гос власти;

б) между высшими гос органами SS РФ;

3) по жалобам на нарушения конст прав и свобод гр-н и по запросам судов проверяет конституционность з-на, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему К! РФ, Федеративным договором и фкз;

КС РФ решает исключительно вопросы права.

КС РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат КС. состоит из 2 палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя КС.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

КС вправе рассмотреть в пленарном заседании любой ?, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях КС: разрешает дела о соответствии К! РФ к! республик уставов SS РФ; дает толкование К! РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания КС; решает ? о выступлении с законодательной инициативой по ?? своего ведения.

КС на пленарных заседаниях также избирает Председателя, заместителей Председателя, судью-секретаря КС; принимает Регламент КС и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КС, а также о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря КС.

Согласно действующему законодательству КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деят-ть при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. судьей КС может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юр профессии не менее 15 лет. Судья КС назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается.

КС РТ состоит из 6 судей. Компетенция, избираемых Государственным Советом Республики Татарстан.
порядок организации и деятельности КС, статус его судей определяются федеральным законом, законом РТ. Председатель и заместитель Председателя КС РТ назначаются Гос Советом РТ по предложению судей КС РТ.
Судья КС РТ избирается на должность сроком на 10 лет.

Конституционное Судопроизводство - в РФ одна из форм осуществления правосудия, определенный процессуальный порядок деятельности КС (система конституционных процедур) по рассмотрению дел, отнесенных к его ведению. Конст Судопр осуществляется также конст судами республик в составе РФ в пределах их компетенции. Конст Судопр-во основывается на общих для всей судебной системы конст принципах судопроизводства: незав-ти, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, гос языка, гласности, устности и непрерывности произ-ва по делу, состязательности и равноправия сторон. Вместе с тем Конст Судопр-во обладает определенным процессуальным своеобразием: главное для него - не применять правовые нормы, а обеспечивать их соответствие К!РФ.

10. Конституционный строй РФ: понятие и структура. Правовые основы конст строя РФ.

Понятие “основы” оценивают по-разному. Так под основой можно понимать конституцию в целом, но вынесение этой категории невозможно без толкования понятия “К. строй”.

К. строй - это такой порядок организации власти в государстве, при котором на основе К! происходит соблюдение прав и свобод ч-ка, разделение властей, равноправие форм соб-ти, а так же судебная защита прав и свобод индивида. это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы человека и гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления

Соотношение гос-го строя и К. строя. Гос строй - это фактическая конституция общества. К. строй - это гос строй в условиях реальной К!. Если к! фиктивна, то К. строя не будет. Хотя даже конституция тоталитарного строя может создавать К. строй, т.к. для юр науки не важно содержание, важна сама форма. Если гос строй укладывается в реалии К., он К.. По содержанию К. строй делится на демократический (правовой, справедливый) и антидемократический. Согласно Конституции РФ многонациональное российское общество характеризуется прежде всего тем, что оно утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, сохраняет исторически сложившееся государственное единство, руководствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверенную государственность России, утверждает незыблемость ее демократической основы и стремится обеспечить благополучие и процветание страны. Согласно действующей К! РФ является суверенным, правовым, демократическим, федеративным, социальным и светским государством.

Структура к.строя складывается из 4 основных элементов, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества.

Такими элементами являются:

а) экономические отношения; б) социальные отношения,в узком смысле слова; в) духовно-культурные отношения; г) политические отношения.

Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих отношениях, отнесенных к другим группам.

Элементы к. строя между собой тесно взаимодействуют, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одного элемента на другой. Взаимодействие элементов в значительной части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются КП.

11. Политическая система рос общества как механизм народовластия: понятие и стуктура.

Всякое классовое общество политически обозначено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Наши рекомендации