Основные направления практической журналистики за рубежом. Специфика сбора и распространения новостей журналистикой зарубежных стран.
Для средств массовой информации и коммуникации, безусловно, важнейшим является их содержание, без которого немыслимы ни осуществление прессой коммуникативной функции, ни амбициозные планы превращения журналистики в «четвертую власть», ни эффективность формирования общественного мнения и управления им, ни доходы медиакорпораций. В журналистике два человека играют ведущую роль: журналист и читатель (слушатель, зритель). Именно от их взаимодействия зависит характер прессы, как печатной, так и электронной.
Деление всей прессы США на «массовую» и «качественную» весьма условно, поскольку любая «массовая» газета стремится делать хорошие, качественные материалы, а любая «качественная» – к увеличению тиража и охвату максимально возможного числа читателей из аудитории, на которую она сориентирована.
Конечно, социальная ориентация издания сказывается на его содержании в первую очередь. Например, «Уолл-стрит джорнэл» рассчитана на богатых американцев и освещает проблему «как делать деньги» в широком смысле слова. Причем «делать деньги» не только в США, но и на мировом уровне. Состав редакции – 500 человек. Имеет очень высокий доход от рекламы. Основная часть тиража расходится по подписке; число экземпляров, распространяемых в розницу невелико. О «качественном» характере этого издания говорит, например, тот факт, что на первой полосе не помещается фотографий.
Конечно, самой престижной газетой Америки по праву считается «Нью-Йорк таймс». Многочисленный штат репортеров и обозревателей позволяет газете обходиться без публикации материалов информационных агентств, в том числе и по международной тематике, поскольку газета содержит большое число зарубежных корреспондентов. Лозунг «Все новости, достойные опубликования», иногда претворяется в жизнь весьма своеобразно. Например, в ходе процедуры импичмента против президента Клинтона газета опубликовала 400 страниц доклада прокурора, содержащие интимные подробности жизни Клинтона, на том основании, что «читатель желает знать». Этот отблеск «желтизны», однако, не повредил репутации газеты, чего не скажешь о репутации Клинтона.
Как отмечает Ю.В.Маркина, несмотря на очень высокий уровень информационных технологий, который позволил бы назвать «Нью-Йорк таймс» глобальным изданием, эту газету нельзя отнести к данному типу. Существуют определенные признаки, по которым она является именно общенациональной газетой, освещающей новости международного масштаба. Глобальное издание должно иметь:
• не более двух секций или полное их отсутствие (в то время как «Нью-Йорк таймс» состоит примерно из 18 секций);
• небольшой объем рекламы, не превышающий 30% всей печатной площади (рекламный размер «Нью-Йорк таймс» составляет около 50%);
• компактный объем газеты, не превышающий 20–24 полос (объем «Таймс» составляет от 64 до 160 страниц).
Газета имеет несколько региональных вариантов: нью-йоркскую версию, северо-восточную, общенациональную – и воскресный вариант. Наибольший интерес в плане создания имиджа газеты представляет нью-йоркский вариант. Блоки его материалов представляют собой колонки международных, местных, спортивных, экономических новостей.
Воскресный номер несколько варьируется – к нему добавляются еще шесть-семь страниц. Этот выпуск журналисты стараются сделать более легким и развлекательным. Политическую и экономическую информацию они разбавляют известиями из области искусства, науки, литературы, спортивными новостями, анализом автомобильного рынка и так называемыми «домашними» новостями.
Обычно на «Нью-Йорк таймс» ссылаются как на достоверный источник информации. Журналисты обязаны быть чрезмерно точны и скрупулезны в ее отборе.
«Что касается языка и стиля, то все сотрудники держат у себя на столе редакционный словарный и стилистический справочники. Там перечислены все репортерские запреты – никакой резкости и грубости, запрещено употреблять бранные слова, даже что-либо типа черт побери. Во всех материалах перед фамилией персонажа положено ставить формально вежливое госпожа или господин, даже если этот господин убийца из Бронкса, схваченный с пистолетом в руках. NYT никогда не напечатает такое же интервью, как журнал “Плейбой”. В сущности, в этом нет ничего удивительного. Это вид редакционной цензуры, который в значительной степени определяет направление, стиль, традиции издания», – свидетельствует Ю.В.Маркина.
За последние десятилетия произошли изменения в оформлении газет: множество фотографий сделало их более красочными. Однако первое цветное фото в будничном номере «Нью-Йорк таймс» появилось лишь в 1997 году. Преобразования претерпела не только внешняя сторона изданий, но и их внутреннее содержание. На наш взгляд, журналистика всегда являлась отражением жизни общества. Если одни человеческие ценности конкретного периода времени заменяются другими, то и в газетных публикациях происходит смена тематики статей. Так, в частности, в «Нью-Йорк таймс» начала 1990 годов появлялись публикации, противоречащие этическим нормам прежней строгой «Таймс». Однако подобные преобразования стали следствием экономического кризиса 1990–1992 годов, снизившего объемы рекламы. Еще одним фактором, повлиявшим на изменение тематики материалов, стало резкое падение интереса американцев к чтению серьезных газет. Издатели крупных респектабельных газет были вынуждены приспосабливаться к желаниям и настроениям нового поколения читателей.
Впоследствии другая стратегия, выбранная новым издателем А.О. Сульцбергером-младшим (с 1993 года), начала приносить положительные плоды. Молодой энергичный владелец решил немного изменить направленность элитарной «Нью-Йорк таймс», адресовав газету не только богатым людям из высшего класса, но и привлекая разные слои общества. Тексты статей стали более живыми, злободневными, стали восприниматься легче, чем раньше. Газета стала больше отражать то, что заботило не только людей из высшего класса.
Основанная в 1981 году общенациональная газета «Ю-Эс-эй тудей» рассчитана на самую широкую аудиторию. Это подчеркивает и дизайн с использованием цвета. Отдает предпочтение очень коротким материалам – не более 10 предложений в каждом. Позволяется размещать не более четырех материалов по 35 предложений. Этот подход перекочевал с телевидения. Географический охват политических и спортивных материалов – по одному материалу из каждого штата. Многие осуждали подобный подход газеты, считая его поверхностным. Но в итоге получилось так, что «Ю-Эс-эй тудей» стала публиковать материалов на политическую тематику больше, чем «Нью-Йорк таймс», а по проблематике штатов – больше, чем соответствующие региональные газеты.
Несколько утратила свои позиции «Вашингтон пост», достигшая пика своей популярности в годы правления президента Никсона, в связи с расследованием уотергейтского скандала. Вместе с тем, владевшая газетой Екатерина Великая (так называли журналисты Кэтрин Грэхэм) пользовалась исключительным уважением; с ней не могли не считаться президенты. Своим личным другом Кэтрин Грэхэм считали президенты США Линдон Джонсон и Рональд Рейган, президент Франции Жискар д’Эстен, федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт, британский премьер Эдвард Хит, принцесса Диана Уэльская. Показателен такой пример. Одному из корреспондентов «Вашингтон пост» удалось добыть «жареные» факты, затрагивающие интересы высокопоставленных чиновников. Утечка информации из редакции позволила принять предупредительные меры. Директор ЦРУ позвонил Кэтрин Грэхэм и попросил не публиковать материал. Она отказалась подчиниться. Тогда ей позвонил президент Рональд Рейган. Материал так и не увидел свет, но этот случай остался в памяти американцев.
Когда Екатерина Великая умерла в 2001 году в результате травмы головы при случайном падении, то американцы отмечали, что ее имя золотыми буквами вписано в историю журналистики. «Столица и вся страна оплакивают сегодня утрату любимой первой леди американской журналистики, – говорится в заявлении президента Буша. – Г-жа Грэхэм стала легендой при жизни, потому что она была настоящим лидером и настоящей леди: железная, но и застенчивая, властная, но и скромная, известная своей честностью, всегда любезная и великодушная к другим». Мэр Вашингтона Энтони Уильямс приказал приспустить флаги на столичных государственных учреждениях в знак траура.
Кэтрин Грэхэм унаследовала свое дело от мужа Филипа Грэхэма. Обанкротившуюся газету «Вашингтон пост» в 1933 году купил на аукционе ее отец Юджин Мейер, эльзасский еврей-иммигрант, о котором Джон Пирпонт Морган однажды сказал: «Следите за этим малым, а не то дело кончится тем, что он завладеет всеми деньгами на Уолл-стрит». Спустя шесть лет Кэтрин Мейер познакомилась с молодым юристом Филипом Грэхэмом и стала его женой. Глава компании, чей сын к тому времени стал врачом, предложил передать дело зятю, и тот согласился. В 1961 году к компании добавился еженедельник «Ньюсуик», затем две телевизионные станции. В 1963 году Филип Грэхэм, страдавший тяжелой депрессией, покончил самоубийством, и у руля встала его вдова. В 1990 годах она уступила пост председателя совета директоров сыну Дональду.
Именно под руководством Кэтрин Грэхэм «Вашингтон пост» добилась своего основного успеха: при ней «раскручивалось» дело о документах Пентагона, при ней велось расследование уотергейтского скандала.
Вместе с известностью пришли и финансовые успехи. За три десятилетия руководства Кэтрин Грэхэм доходы компании выросли в 20 раз. В 1997 году за книгу мемуаров «Личная история» она получила Пулитцеровскую премию. Быть гостями ее дома в Джорджтауне почитали за честь самые могущественные люди этого мира.
Конечно, среди влиятельных газет нельзя не отметить и «Лос-Анджелес таймс», обслуживающую второй по величине регион США. Этой газете так и не удалось стать общенациональной, к чему она стремилась. Герберт Терри относит эту неудачу к недостаточному профессионализму журналистов. 400-страничный воскресный выпуск газеты весом 2,5 кг позволил «Лос-Анджелес таймс» завоевать репутацию самой большой газеты в США.
Все средства массовой информации в той или иной мере освещают политическую проблематику. После событий 11 сентября 2001 года в американской журналистике многое изменилось. Известный исследователь зарубежной журналистики П.Я.Рыкованов отмечает:
«Анализ медиатизации трагических событий в Нью-Йорке и в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. самым мощным в мире арсеналом СМИ этой страны позволяет со всей ответственностью утверждать, что массмедиа США с первых минут чудовищного теракта превратили его освещение в истеричную кампанию нагнетания страха. Ведущая роль, конечно, была отведена телевидению, непрерывно транслировавшему прямой репортаж с мест трагических событий не только на всю страну, но, можно сказать, даже на весь мир. Впервые за свою историю американское телевидение отказалось от принципов эпизодической и тематической подачи новостей, использовав ситуационный принцип, позволивший хлынуть с экрана телевизора потоку фактоидов – слухов, домыслов, шепотков, короче, неверсифицированной, недостоверной информации из сомнительных источников, подчас не менее ужасной, чем кадры врезающихся в башни Мирового торгового центра самолетов, разрушений, бегущих в панике людей.
В течение первых четырех дней “насыщенный репортаж” транслировался всеми сетями американского телевидения, в нарушение сложившейся у них традиции, бесперебойно, не прерываясь ни на секунду рекламными роликами. Американцы впервые стали свидетелями такого длительного “пира” ничем не прикрытого насилия на экранах своих телевизоров. Страна была повержена в шок. Уже через несколько минут после теракта из журналистских комментариев исчезло слово “преступление”. Слово “война” быстро вытеснило его и зазвучало назойливо, как заклинание: “военным актом” сразу же квалифицировало злодеяние террористов американское руководство. О возможных причинах террористической атаки Нью-Йорка, а затем и Вашингтона – ни слова».
Разного ранга представители администрации США устраивали многочисленные пресс-конференции, в ходе которых развивали оценки, кратко сформулированные президентом Бушем. «Во время кризиса телевидение – не только средство, транслирующее информацию. Это также сцена, на которой интерпретируются ключевые акты политики, сцена, которая использует ответственных лиц правительства для общения с протагонистами и их избирателями», – отмечал профессор Э. Кляйненберг. Но гораздо труднее объяснить его же свидетельство: «... спустя неделю после атаки американцы, которые хотя все и видели, но по-прежнему не понимали даже мелочей в событии, только что перевернувшем их жизнь».
Предваряя развитие событий, телеканалы начинали использовать новый прием. В течение многих дней они делили экран на две части, совмещая показ наиболее зловеще сенсационных сцен теракта с беспрерывной подачей устной и визуальной информации. Большинство сетей сопровождали при этом видеоряд подпечаткой текста новостей бегущей строкой: «Антиамериканское настроение завоевывает почву у радикальных исламистов», «Европейцы соблюдают три минуты молчания», «Уолмарт продал более 300 тысяч американских флагов, начиная со вторника», «Пауэлл: Со странами, которые скрывают террористов, будут обходиться как с террористами» и т.д.