Вопрос 3. Характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых при проведении общественно-массовых мероприятий

Массовое общественное мероприятие можно определить как политическое, спортивное, культурное и иное мероприятие с участием значительных групп (масс) людей, санкционированное государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, осуществляемое на основании обычаев, традиций, норм права.

К сожалению, в настоящее время многие общественно-политические мероприятие не проходят без разного рода происшествий.

Основной причиной таких правонарушений и преступлений являются:

– алкогольное опьянение участников – часть преступлений (например, вандализм, хулиганства, уничтожение чужого имущества, причинение вреда здоровью в драках) совершается лицами в нетрезвом состоянии, другая часть (грабежи, разбои, причинение вреда здоровью) посягательств осуществляется нередко в отношении лиц, находящихся в алкогольном опьянении;

– недостатки в организации мероприятий (некачественная разработка и реализация плана-расчета мероприятий органами внутренних дел, недостаточно организованное взаимодействие между силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения безопасности данных сборищ и др.);

– заранее спланированные противоправные акции с целью дестабилизации обстановки, как при проведении МОМ, так и в целом в обществе;

– профессионально неверные и неадекватные действия ОВД, провоцирующих отдельных участников сборищ на противоправные действия;

– неосторожность (халатность) в поведении и действиях, присущая некоторым участникам мероприятий;

– неприспособленность и неподготовленность мест проведения таких мероприятий.

Анализ данных о преступлениях, зарегистрированных при проведении МОМ, позволяет сделать следующий вывод:

– наиболее значимой характеристикой преступности в общественных местах при проведении МОМ является доминирование в ее структуре тяжких и особо тяжких преступлений, которые суммарно составляют более 60%.

– основными видами преступлений, совершаемых в общественных местах, являются кражи, грабежи, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, повреждение и уничтожение чужого имущества, вандализм и уголовно-наказуемые хулиганства;

– улицы, парки и скверы, стадионы, музыкальные площадки являются преобладающими местами совершения преступлений.

Практика противодействия правонарушениям и преступлениям, совершаемым при проведении МОМ, показывает, что структура таких деяний зависит не только от качества организации и хода мероприятия, количества участников, действий контролирующих органов, но и от вида проводимых мероприятий.

Так, в ходе проведения социально-политических мероприятий, в первую очередь несанкционированных, совершаются противоправные посягательства нехарактерные для других видов общественных мероприятий: нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
(ст. 5.38 КоАП РФ); блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ); терроризм (ст. 205 УК РФ); массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ); уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ); оскорбление представителей власти (ст. 319 УК РФ) и ряд других.

Нарушения общественного порядка футбольными болельщиками отличаются особой дерзостью, сопровождаются причинением вреда здоровью гражданам и сотрудникам сил правопорядка, причинением материального ущерба оборудованию стадионов и расположенных возле него предприятий, торговых точек, транспортных средств и т.д.

Жертвами правонарушений, совершаемых при проведении массовых мероприятий чаще всего оказываются представители тех групп населения, которые в наименьшей степени адаптированы к условиям экстремальных ситуаций (дети, молодежь, женщины, лица преклонного возраста, инвалиды и т.д.).

В 2009 году органами внутренних дел обеспечен общественный порядок при проведении свыше 316,8 тыс. массовых мероприятий, около 60 тыс. санкционированных и несанкционированных публичных мероприятий, в которых приняли участие более 6 млн. человек, а также почти 17,6 тыс. спортивных мероприятий (19 млн. зрителей).

Вместе с тем, эффективность правоохранительной деятельности в сфере предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых при проведении МОМ, нередко не соответствует в полной мере сложившейся оперативной обстановке, что обусловлено следующими обстоятельствами:

– трудностями раскрытия деяний «по горячим следам» и установления всех участников посягательств против общественного порядка;

– несвоевременностью информирования о совершенных правонарушениях и преступлениях потерпевшими, либо другими гражданами дежурных частей органов внутренних дел в связи отсутствием, в подавляющем количестве случаев, в общественных местах технических возможностей;

– несвоевременностью прибытия, либо прибытие на место происшествия следственно-оперативной группы в неполном составе;

– недостаточностью материально-технической обеспеченности и некомплектностью личного состава патрульно-постовой службы; и др.

Процесс предупреждения преступлений, совершаемых при проведении МОМ, осложняется отсутствием в статистической отчетности полных сведений о данной разновидности правонарушений и преступлений.

К мерам борьбы с преступлениями, совершаемых при проведении МОМ, следует отнести:

– принятие Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации»;

– разработка и внедрение в практику ОВД специального ведомственного нормативного акта (инструкции, положения), раскрывающего все элементы организационно-методического и тактического обеспечения борьбы с преступностью в общественных местах;

– всемерное укрепление (информационное, техническое, материальное) подразделений, непосредственно отвечающих за охрану общественного порядка и результаты борьбы с уличной преступностью: патрульно-постовой службы милиции и профилактических подразделений;

– проведение регулярных комплексных учений (тренировок) правоохранительных и иных (медицинские службы, подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям-МЧС и др.) органов по отработке совместных действий по предупреждению различных посягательств в ходе МОМ;

– возрождение практики участия общественных формирований (дружинников, казачьих отрядов) по охране общественного порядка;

– изучение и внедрение положительного опыта зарубежных стран (например, Англии, Германии и др.) противодействия правонарушениям и преступлениям, совершаемым при проведении МОМ.

Наши рекомендации