Основные тенденции развития зарубежных СМИ в первой половине ХХ в
1.Увеличение тиражей периодических изданий: к н20 века во Франции выходит 471 ежедневная газета, в Великобритании 247, в США более 2000, в Германии более 7000 газет и журналов разной периодичности.
2.Влияние прогресса полиграфии.
3. «массовые издания» в борьбе за читателя
Основные тенденции в СМИ ХХв.
1. Тематические издания.
2. Формирование газетно-промышленных концернов.
3. Структура СМИ разных стран в первой половине ХХв.
4. Социально экономическое положение стран Европы и Америки на кануне первой мировой войны. Политический, социально-экономический и духовный кризис.
Первая мировая война 28.06.14-11.11.18
Пресса в годы войны:
Ø Ухудшение экономического положение газет.
Ø Рост националистических настроений
Ø Пропагандистская направленность журналистики.
Введение цензуры во всех воюющих станах, запрет на ввоз печатных материалов из за границы, ограничение деятельности инф. агентств.
1. 22. Американская периодическая печать в первой половине ХХ в.
Подготовка к Первой мировой войне велась задолго до ее начала. Весь ход исторического развития со второй половины XIX века подтверждает стремительную подготовку мировых держав к войне.
Когда началась Первая мировая война, Соединенные Штаты декларировали политику нейтралитета. Вопрос об участии страны в войне вызвал самое резкое столкновение мнений и позиций в американском общественном мнении. По данным Ф. Мотта, в начале Первой мировой войны 240 ежедневных газет США занимали нейтральную позицию по отношению к воюющим сторонам и только 20 выражали прогерманскую позицию. Изоляционистскую позицию занимали «Вашингтон пост», «Чикаго трибюн», «Лос-Анджелес тайме», «Сан-Франциско кроникл». Откровенно прогерманской ориентации придерживалась херстовская «Нью-Йорк джорнел», занимавшаяся непосредственной пропагандой в пользу Германии.
Ход войны уже в первые ее дни поставил правительства воюющих стран перед острой необходимостью сорвать информационно-пропагандистские усилия противника и обеспечить собственную военную пропаганду всеми средствами государственной поддержки.
С вступлением Соединенных Штатов в мировую войну на стороне Антанты (апрель 1917 года) резко усилилась антигерманская пропагандистская деятельность американского правительства. Были созданы специальные правительственные органы по управлению прессой. Комитет общественной информации (Си-Пи-Ай) при правительстве США (его возглавил личный друг президента Вудро Вильсона, Дж. Криль) с мая 1917 года публиковал правительственный орган информации «Оффишиэл буллетин», тираж которого к концу войны составлял 118 тыс. экземпляров. Криль сумел привлечь к работе в своем ведомстве крупных профессионалов, которые были распределены по специализированным секциям: новостей, иноязычной прессы, кино, гражданского просвещения, отношений с промышленниками, военных выставок и ярмарочных экспозиций, устной лекционной пропаганды, рекламы, карикатур и т.д.
Правительство США оказывало и прямое давление в нужном ему направлении на журналистику внутри страны. Американское правительство пошло в годы Первой мировой войны на введение прямой официальной цензуры. Под особо жесткий цензурный контроль были поставлены любая информация военного характера и все ее источники, включая солдатские письма. Военное министерство регулировало все вопросы, связанные с деятельностью военных корреспондентов, хотя за ними в принципе сохранялось право «правдиво» информировать народ о фактах, касающихся операций армии, но категорически запрещалось выдавать врагу «сведения».
В условиях мировой войны в США были задействованы «Закон о шпионаже» от 15 июня 1917 года, предусматривавший привлечение к уголовной ответственности за «подрыв правительственных кампаний», и принятый в мае 1918 года «Закон о подстрекательстве к мятежу». Тогда же была введена цензура зарубежной почты. Осенью 1917 года был лишен почтовых привилегий и, по сути, закрыт левый общественно-литературный журнал «Мэссиз» («Массы»).
Опыт, приобретенный в годы Первой мировой войны, использовался американским правительством и в последующих войнах и конфликтах. Он стал предметом всестороннего изучения и обобщения, показал плюсы и минусы организации правительственной пропаганды внутри страны и за рубежом.
После окончания Первой мировой войны развитие журналистики в США в целом продолжалось по путям, проложенным ею до 1914 года. Общий разовый тираж ежедневных газет США стремительно рос, но кризис 1929–1932 годов замедлил этот рост. Тираж воскресных газет увеличивался. Количество ежедневных газет к 1940 году значительно уменьшислось. Это говорит о дальнейшей монополизации прессы.
Наблюдалось полное преобладание вечерних газет над утренними.
По тиражности первые места среди газет США занимали: «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Чикаго америкен». Три четверти всех ежедневных газет Америки представляли собой малотиражные издания лишь в несколько тысяч экземпляров.
Нарастали концентрация и монополизация периодической печати. К началу 1930 годов крупные газеты в большинстве своем принадлежали «трестам».
Наибольшее количество газет было скуплено группой Скриппс-Говарда. Начав со скупки провинциальных газет, Скриппс и Говард к концу 1920 годов стали приобретать газеты в крупных центрах – Вашингтоне, Балтиморе, Сан-Франциско и, наконец, в Нью-Йорке.
Одной из наиболее ярких и влиятельных фигур американского газетно-издательского мира оставался У.Р. Херст, трест которого занимал второе место по количеству ежедневных газет, а по их суммарной тиражности – даже первое. Около 30% всех рекламных расходов в США попадало в газеты Херста, таким образом, вдвое превышая процент тиражности по этому показателю.
Среди ведущих газетных групп США в межвоенное десятилетие находился трест кузенов Маккормиков – Паттерсонов с двумя гигантами американской прессы – «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Чикаго трибюн».
В то время как во всей Европе газеты стали обрастать журналами, газетные издатели Америки начали выделять свои журналы в самостоятельные предприятия.
Американская ежедневная пресса получила новый импульс к своему дальнейшему развитию в 1919 году вместе с рождением «таблоида» – нового типа дешевой прессы – издания половинного формата и уменьшенного объема. Первым из них стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс», примеру которой последовали «Нью-Йорк дейли миррор» Херста и «Нью-Йорк ивнинг график». Сенсационная журналистика нашла новую форму в «таблоидах». Намного меньшего формата, чем обычные газеты, они удобны для людей, читающих в трамвае или в баре. Первые полосы в них обычно полностью занимают фотографии, чаще всего легкого содержания.
Господствующее положение в системе американской ежедневной прессы, естественно, занимала массовая, «народная» пресса, хотя и качественные газеты в лице «Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк геральд трибьюн» и «Крисчен сайенс монитор» также значительно расширили в этот период свою аудиторию.
Что же касается американского журнального дела, то оно настолько выросло в количественном и качественном отношениях до Первой мировой войны, что уже не могло развиваться как придаток к газете, а существовало и функционировало самостоятельно. Журнальные тиражи исчислялись миллионами экземпляров уже после Первой мировой войны.
Самое крупное журнальное издательство принадлежало Кертису, издателю газет в Нью-Йорке и Филадельфии. Все три журнала Кертиса уже практиковали публикацию цветных вкладок.
Межвоенное двадцатилетие
Межвоенное двадцатилетие закрепило окончательно и бесповоротно господствующее положение рекламы в журналистике США, особенно в газетной прессе. В среднем, реклама занимала 60% печатной площади газет.
Регулярно совершенствовались ротационные машины и линотипы. Высокая печать оставалась повсеместно используемой формой. Развитие гелиогравюры еще более углубило различие между газетной и журнальной печатью. Отныне каждая типография располагала специализированными ателье фотогравюры, и место иллюстративного материала в газете не переставало возрастать.
Использование телефона редакторами-обработчиками привнесло новый стиль в «репортаж» и дало рождение сначала в американской печати, а затем в европейской пресс-стенографированию и практике «рирайтинга», т.е. подготовки к печати, или литературной обработки полученных материалов репортеров специализированными кабинетными редакторами.
Созданные в 1930 годы ведущие организации американской журналистики: Американская газетная гильдия (1933 год), Ассоциация американских газетных издателей (1937 год), Американское общество газетных издателей (1938 год) и Американское общество газетных редакторов (1934 год) – приняли как раз в предвоенное десятилетие «этические правила» и «моральные кодексы» журналистов, которыми декретировались беспристрастность в выборе информации, правдивость и точность.
Подлинным нововведением стало появление принципиально нового типа издания – «журнала новостей» («ньюс мэгэзин»). Пионером стал еженедельник «Тайм» («Время»), созданный Люсом и Хадденом. Первоначальный замысел Люса и Хаддена сводился к тому, чтобы создать издание журнального типа. Его кредо - информация сжатая, ясная, точная. С момента своего появления «Тайм» имел большой успех у читателей как издание, созвучное новым веяниям эпохи. Структурно редакция еженедельника состояла из региональных изданий, ориентирующихся на интересы местных читателей и зарубежной рекламы; журнал предлагал на мировом рынке более 60 своих вариантов, основанных на географических данных. В ряду выдающихся журналистских начинаний Люса (Хадден умер еще в 1929 году) было создание в 1930 году второго из задуманных им изданий – ежемесячного журнала «Форчун» («Судьба»). В течение первых лет его существования субъектом его материалов являлся только бизнес. Затем в нем появились темы, связанные с общественной жизнью и деятельностью правительства. В 1933 году Г. Люс купил журнал «Лайф» и превратил его в издание другого типа – иллюстрированный журнал смешанного содержания («мисэлэни»). «Лайф» сразу же заявил о своем намерении так же хорошо образовывать, как и привлекать, развлекать, забавлять. Основное содержание «Лайфа» составляли иллюстрированные новости. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания – другие журналы новостей – «Ньюсуик», «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт».
Именно в межвоенный период начался расцвет «дайджеста». Новаторским шагом явилось также создание в 1922 году Де Виттом Уоллесом журнала «Ридерс дайджест» («Читательское обозрение»). В 1921 году Де Витт Уоллес вместе с женой Лайлой Ачесон разослал несколько тысяч проспектов с объявлением о подписке на новый журнал стоимостью в три доллара. Откликнулись полторы тысячи подписчиков. «Ридерз дайджест» вышел в феврале 1922 года и представлял собой небольшую книжку карманного формата, состоящую из 62 страниц текста. Несмотря на многочисленные недостатки, первый номер «Ридерз дайджеста» произвел фурор. В конце 1920 годов появились многочисленные «дайджесты», использовавшие приемы и технику «Ридерз дайджеста». В результате целенаправленных действий Уоллеса конкуренцию с «Ридерз дйджестом» выдержали только журналы, перепечатывавшие материалы из специализированных изданий. Они заимствовали у «Ридерз дайджеста» лишь форму и методы подачи материалов, оставаясь направленными в какую-либо определенную область знания, науки. В 1935 году Уоллес заказал Дж. Фурнасу, одному из сотрудников журнала, написать статью о несчастных случаях, происходящих на дороге. Она имела колоссальный успех. Уоллес пришел к выводу, что оригинальные статьи производят большее впечатление на читателей, чем перепечатанные, и решил отводить им больше места на страницах журнала. С 1928 года вышло специальное издание для слепых по системе Брайля, став единственным национальным журналом подобного типа. Издатели «Дайджеста» стали выпускать в 1940 году пластинки для слепых со статьями из журнала.
Десятилетие, предшествовавшее «великой депрессии» 1929–1932 годов, в США называют «золотым веком» Америки. За это десятилетие национальный доход страны почти удвоился.
Период «великой депрессии»
Выход из «великой депрессии» Америка осуществляла через политику президента Франклина Делано Рузвельта, которая получила название «нового курса». «Новый курс» предполагал активное вмешательство государства в механизм общественного воспроизводства и его регулирование. Рузвельт ввёл службы печати в различных департаментах и правительственных учреждениях.
В США появились Коммунистическая партия, «прогрессивные» общественные организации, был создан первый Клуб Джона Рида, в котором объединились прокоммунистически настроенные литераторы Нью-Йорка. Вслед за ним подобные клубы появились и в других городах Америки. Многие из этих клубов имели свои печатные органы.
Важнейшим из них являлся журнал «Нью мэссиз», основанный в 1926 году группой левых литераторов. «Нью мэссиз» сделался одним из самых боевых центров антифашизма в Западном полушарии.
В эти годы американские коммунисты издавали свою ежедневную газету «Дейли уоркер» к которому позже присоединился «Санди уоркер».
Положение и функционирование американских средств массовой информации в годы Второй мировой войны.
При отсутствии цензуры издатель американской газеты, как известно, считает себя вправе критиковать и комментировать любое действие властей и обсуждать политику правительства. Даже в условиях войны эта его прерогатива осуществлялась довольно свободно. Однако некоторые ограничения на журналистику накладывались властями исходя из «национальных интересов».
Была введена прямая цензура, которая входила в компетенцию военного министерства США. Последнее регулировало все вопросы, связанные с военными корреспондентами. За военными корреспондентами в военное время в принципе сохранялось право правдиво информировать народ о фактах, касающихся операций армии, при одновременном категорическом запрете выдавать «сведения» врагу.
В разгар войны была предпринята попытка «официализации» военной информации и создания ее единого потока под управлением и контролем со стороны правительства, что обеспечивало бы все газеты и журналы страны необходимой военной информацией своевременно и в должном объеме. Для этого была учреждена новая правительственная должность так называемого Директора военной информации, который мыслился как координатор этого единого информационного потока. Первым директором «военной информации» был назначен 14 июня 1942 года Элмер Дэвис.
Важным шагом в указанном направлении явилось учреждение Комитета военной информации (Offis of information) в июне 1942 года. На него был возложен контроль за потоком новостей в годы войны. В контроле за военной информацией он кооперировался с военным и военно-морским министерствами, действуя в сотрудничестве также с военным советом по рекламе (Udvertising cansel) и издателями.
А в январе 1943 года в Нью-Йорке было открыто Армейское агентство новостей – Эй-эн-эс, главной целью которого было снабжение военной информацией сотен газет по всей стране, включая самые разные в жанровом отношении материалы по этой тематике.
Несмотря на существование Эй-эн-эс, основным поставщиком информации в Америке в военное время, как и в мирные годы, являлись агентства Ассошиэйтед пресс и Юнайтед пресс, наряду с учрежденным в 1941 году агентством Пресс Ассошиэйшн.
Следует подчеркнуть, что в 1939–1945 годы практически все крупные американские газеты и журналы в основном сохранили свои довоенные тиражи, военная тематика и проблематика занимали в них преобладающее место. Более того, настоящим бумом отмечено развитие американской военной печати как на территории самой Америки, так и за морем. Так, 17 апреля начала выходить утренняя ежедневная газета «Старз энд страйпз» («Звезды и полосы»).
В целом в годы Первой и Второй мировых войн и в межвоенный период американская журналистика продолжала устойчиво развиваться, осваивая новые технические средства, внедряя не использовавшиеся ранее формы и методы журналистского труда и организации производства.