Политическая культура и ее роль в политической жизни общества
Политическая деятельность, особенно профессиональная, требует не только знания и понимания процессов, явлений, закономерностей политического развития, но и соблюдения определенных норм поведения. Стало, скажем, уже хрестоматийным примером недопустимости политического поведения, продемонстрированного на заседании ГА ООН (1960) лидером СССР Н.Хрущевым: стучание туфлей по трибуне во время выступления и выражение «мы вам покажем кузькину мать». Нас, к примеру, шокируют драки, потасовки, которые возникали иногда в залах заседаний ВР Украины и Госдумы России. Почему так? Потому, что поведение Н.Хрущева, отдельных депутатов или фракций не вкладываются в общепринятые, признанные нормы. Оно недопустимо с точки зрения сложившихся общественных стереотипов. В таких случаях говорят о низкой культуре человека, а если подобное проявляется в политике – о низкой политической культуре.
Впервые термин политическая культура был введен в оборот немецким философом XVIII в. И.Г.Гердером, а в научной политической литературе он начинает использоваться только со средины ХХ в. американским политологом Г.Алмондом. В понимании последнего, политическая культура – это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Т.е. здесь политическая культура совершенно определенно увязывается с политической деятельностью, характерной для данного типа политической системы. Исходя из этого Г.Алмонд и С.Верба в своей книге «Культура гражданина» выделяют три уровня политической культуры – политическая деятельность, которая базируется на:
1) познавательной ориентации – охватывает знания о политической системе, ее роли, функционировании;
2) эмоциональной ориентации – отражает чувства, испытываемые по отношению к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности;
3) оценочной ориентации – выражает личное отношение к политической системе, ее участникам и их действиям.
То есть, в основе политической культуры лежат знания, восприятие, оценка и личное отношение, которые проявляются в политической деятельности.
Эти положения и легли в основу современного понимания сущности политической культуры. При всем многообразии таких определений (более 30) общим для них является включение в них духовной и поведенческой составляющей.
Политическую культуру связывают с политическим сознанием, но в отличие от политического сознания, отражающего всю совокупность существующих в политике духовных образований, политическая культура связана только с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для человека воззрениями.
Являясь частью общей культуры общества, она показывает, насколько человеком усвоены общезначимые, получившие всеобщее признание образцы политического поведения, политического мышления, политической деятельности, восприняты опыт и традиции властвования.
Политическая культура - многоплановое понятие. Во-первых, как уже указывалось, - это важная составная часть культуры общества и личности в целом. Во-вторых, ее связывают со стабильным соответствием способов и результатов поведения субъекта культурным императивам - ценностям, знаниям, нормам, принципам, которые действуют в политике. В-третьих, политическая культура проявляется в конкретном поведении политической личности, ее деятельности, целях и способах их реализации. Это и обусловливает множество определений сущности этой категории и подходов к раскрытию ее структуры и функций. Однако при этом множестве политическую культуру определяли посредством единства элементов сознания и поведения, выделяли регулирующую функцию политической культуры, специфичность ее как средства реализации политических интересов и политико-властной деятельности субъектов.
К примеру, польский политолог Е.Вятр считает, что политическая культура человека включает его знания о политике, знакомство с фактами и интерес к ним; оценку политических явлений, оценочные суждения по поводу осуществления власти; эмоциональную сторону политических позиций. Вместе с тем, её определяют принятые в данном обществе образцы политического поведения, которые устанавливают как можно и как нельзя действовать в политической жизни. Другими словами, политическая культура - это такой способ деятельности личности или социальной общности в сфере политических отношений, который отражает достигнутый уровень их политического сознания, активности и зрелости.
Политическую культуру личности определяют такие качества, как организаторские способности, умение сплотить и мобилизовать людей на решение политических задач, компетентность и профессионализм, настойчивость и толерантность, умение найти компромисс, гуманность и др. О реальной политической культуре человека свидетельствует его деятельность в политической сфере.
Таким образом, кратко политическую культуру можно определить как совокупность относительно устойчивых политических представлений, убеждений, ориентаций, обусловливающих нормы, правила и стиль поведения субъектов политических отношений и воплощенные ими в практике политической деятельности.
Политическая культура общества не может быть однородной в силу его социальной и политической неоднородности, а нередко и полярности. Современное общество включает группы людей с разным экономическим статусом (например, собственники – наемные работники – безработные – нетрудоспособные), различным вероисповеданием, разной национальности и др. Поэтому неправомерным было бы утверждение о единой, объединяющей данное общество, политической культуре. Следовательно, правомерно предположить, что кроме какой-то преобладающей, основной политической культуры должны существовать какие-то частные, обособленные культуры – субкультуры. Они могут иметь общие черты с основной и отличаться некоторыми из них, но могут носить и самостоятельный характер, принципиально отличаться во взглядах, нормах поведения – это уже контркультура. Таким образом, в каждом обществе могут существовать несколько политических культур: господствующая (основная), субкультуры и контркультуры.
Многообразие политических систем, различия в социально-экономическом, политическом и культурном развитии стран обусловили существенное разнообразие типов политических культур, а, следовательно, и различные подходы к этой типологизации. К примеру, в основе марксистского подхода положены господствующие экономические отношения, способ производства, поэтому и выделяются здесь рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая политические культуры. Польский политолог Е.Вятр в основу типологизации положил характер власти, поэтому для рабовладельческого и феодального общества, по его мнению, характерен один тип политической культуры – традиционный, признающий священность власти и традиции в регулировании политических отношений. В буржуазном обществе он выделяет демократическую и автократическую политические культуры. Первая из них характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Вторая – признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую права и свободы граждан.
На Западе популярной является типологизация, предложенная американскими политологами С.Вербой и Г.Алмондом. Они в качестве определяющего критерия приняли степень ориентации людей на участие в политической жизни. Исходя из этого они выводят три «чистых» типа политической культуры: патриархальная, подданическая и активистская или гражданская.
Патриархальная – ориентирована на ограниченность ориентаций рамками своей общины, деревни, района и характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим процессам, к власти.
Подданическая – отличается сильной ориентацией на политическую систему и деятельность власти, но слабым участием в работе этой системы. Подданые в этом обществе могут высказывать негативное или позитивное мнение о власти, но сами будут только ожидать от нее либо приказов, либо благ.
Активистская политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и активное участие в политической жизни. Члены общества здесь не только интересуются политической системой, но и сами влияют на нее, стараясь играть активную роль в функционировании ее институтов: государства, политических партий, движений и др.
Чаще всего в конкретном обществе преобладают смешанные политические культуры: патриархально-подданическая, подданическо-активистская, патриархально-активистская.
Для СССР в целом и каждой из его республик господствующим был и пока еще, к сожалению, остается авторитарно-вождистский тип политической культуры. Преодоление его, утверждение в обществе демократического, активистского типа культуры – необходимое условие безвозвратности к старому и построения подлинно демократического общества.