Государственный надзор. Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида.
Первый вид – общий надзор прокуратуры,т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов.
Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:
§ областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;
§ городские (районные) прокуратуры;
§ транспортную прокуратуру;
§ военную прокуратуру.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» основные направления деятельности прокуратуры:
- надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:
проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами;
проверка исполнения законов поднадзорными органами;
участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления;
изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;
проверка действий должностных лиц.
Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:
· беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;
· иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам;
· проверять исполнение законов;
· требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов и сведений;
· выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности;
· истребовать от должностных лиц декларации об источниках доходов;
· вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов и др.
Второй вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
Наиболее характерные черты надзора:
органы надзора(в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах.
Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:
постоянное наблюдение;
периодические проверки;
обследование;
изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;
истребование документов и отчетных данных.
Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:
отказ в регистрации;
временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;
отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;
лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;
дача предписаний об устранении нарушений;
приостановление работ, эксплуатации объектов;
применение мер административной ответственности.
Итого, административный надзор представляет собой наблюдение компетентных органов и их должностных лиц за соблюдением гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями, установленных государством норм и правил, обеспечивающих общественный порядок и безопасность, а также применение к нарушителям правопорядка предусмотренных законом мер.