Ограничение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения и военного положения

ЧП- особый правовой режим деятельности ОГВ ,ОМС,организаций и их должностных лиц,общ.объединений, в соответствии с Конституции и ФКЗ ,допускающий ограничение прав и свобод , лиц без гражданства, граждан, организаций, общ.объединений и возложение на них дополнительных обязанностей.
Обстоятельства введения ЧП :
1)угроза безопасности жизни граждан
2)угроза Конституционному строю
данные обстоятельства характеризуются одним моментом:
-их устранения невозможно без введения в стране ЧП.
Виды обстоятельств введения ЧП:
-обстоятельтва политического характера (попытки насильственного свержения,­основ Конституционного строя) (вооруженный мятеж)(теракты)(межконфессиональные и межнациональные конфиликты)создающие угрозу жизни и безопасности граждан,нормальной деятельности органов власти .
-Чп природного и техногенного характера (катастрофы) (стихийные бедствия) (эпидемии и так далее)нанесщие значительный ущерб и требующие проведения масштабных аварийных спасательных и других неотложных работ.
ЧП вводится президентом РФ
Указ президента РФ о ЧП принимается для всеобщего разглашения.
Данный указ подлежит незамедлительному опубликованию.
Незамедлительное доведения до информирования граждан через СМИ.
Незамедлительно сообщить о таком указе Совету Федерации.
За 72 часа СФ должен одобрить или отказать в принятии указа.
Указ должен содержать в себе обязательно и отвечать на вопросы:
- почему вводится ЧП?(обстоятельства ЧП и основания необходимости)
Где? (на какой территории вводится закон)должны быть границы
Как? (как будут предприниматься меры)
указ определяет силы и средства которые смогут обеспечивать режим ЧП.
Чрезвычайные меры и какие меры будут приняты и кто эти меры будет принимать. (ОГВ)
И на какой срок будет введен указ срок его действия.
максимальный срок варьируется в зависимости от того на всей территории РФ вводится указ или на определенной территории .
-На всей территории 3 месяца
-на определенной 6 месяцев.
Меры и время ограничения
1)Мерой может служить- полное или частичное приостановление полномочий ,органов исполнительной власти субъектов и ОМС.
2)Ограничение на свободу передвижения
3)Усиление охраны общественного порядка.
4)Запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий.
5)Запрет забастовок и так далее.

42. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: понятие и виды.

КГ Пр и св - это предусмотренные конституцией РФ ,условия и средства (механизм) ,обеспечивающий бесприпятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану.
Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение огосударственной защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46)гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» *.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1 ) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты;

5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении действующего законодательства либо о восполнении пробелов в законодательстве.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, высшим органам судебной власти РФ, Генеральному прокурору. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете».

Наши рекомендации