Принципы организации и механизм функционирования судебной власти в Российской Федерации
Среди других ветвей власти судебная власть занимает особое место, так как на нее возложено осуществление правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.
Судебная власть- самостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества, в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.
Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода — концепция разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особое положение суда и специфика судебной власти дает основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее отличия от других форм государственной деятельности.
Судебная власть обладает специфической юридической природой, что проявляется в следующих ее признаках:
1)судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.
Судебная власть принадлежит только судам (ст. 118 Конституции РФ).
2)самостоятельность,обособленность и независимость, обладание всей полнотой собственной компетенции, достаточной для выполнения возложенных задач; подчинение при осуществлении правосудия только Конституции и действующим законам;
триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.
· Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести.
· Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.
· Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, сто суды образуют автономную систему, включающую не только суды (вузком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны.
· полнота, т.е. безусловное и обязательное исполнением всех судебных актов на территории Российской Федерации государственными органами и должностными лицами.
2) наделение только ей присущими функциями, главными из которых являются правозащитная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная и др.;
3) осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме. Это обеспечивает невмешательство извне в процесс отправления правосудия, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан;
- особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, определенном законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов. (УПК, АПК, ГПК, КоАП).
4) осуществление правосудия только судом, выступающим от имени государства;
Признак судебной власти - исключительность заключается в следующем. Во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. И во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.
5) обладает правом законодательной инициативы. Оно принадлежит Конституционному, Верховному суду Российской Федерации по вопросам их ведения;
6) занимает особое место в системе сдержек и противовесов другим ветвям государственной власти, поскольку судебная власть контролирует конституционность (Конституционный Суд РФ) и законность принятых актов, принадлежащих законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивает единообразное применение закона;
7) судебная практика служит источником права: судебные органы принимают решения, содержащие правовые положения, восполняют пробелы в действующем законодательстве, их толкования содержат элемент нормативности, а в целом судебная практика оказывает непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, систему законодательства и учитывается правотворческими органами при его обновлении.
Несмотря на самостоятельность судебной власти в системе разделения властей, она тесно взаимодействует с другими ветвями власти: с законодательной, поскольку при осуществлении правосудия руководствуется законами, а с исполнительной властью – при реализации судебных решений.
8)подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам (ч. 2 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ), и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона, по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела и т.д.
В силу упомянутых причин судебная власть носит правоприменительный характер. Принимая на основе и во исполнение действующего закона судебные акты (решения, приговоры, постановления, определения), правосудие не создает новых норм права, а лишь с учетом конкретных обстоятельств дела решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений от соответствующих правовых установлений.
Судебная система
ГЛАВА 7 Конституции Судебная власть и Прокуратура(с поправками,сделанными в феврале и июле 2014 года) + Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Судебная система — понятие конституционное. В соответствии с Основным законом страны правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. 125-127).
Под судебной системойпонимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Все суды Российской Федерации подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации — с учетом федерального законодательства законами субъектов Российской Федерации.
Федеральные суды, в свою очередь, разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды .
Конституционный Суд Российской Федерации (статья 125 КРФ,ФКЗ «О Конституционном суде» 1994 года) занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Суды общей юрисдикцииРоссийской Федерации, возглавляемые Верховным Судом Российской Федерации, включают верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и военные суды.
Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.
Верховный суд РФ (126 статья КРФ + Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) "О Верховном Суде Российской Федерации)
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
С 6 августа 2014 г. ВС РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Суд будет находиться в г. Санкт-Петербурге, в г. Москве будет создано постоянное представительство. Момент переезда будет установлен Президентом РФ по согласованию с ВС РФ. Комментарии к наиболее значимым изменениям законодательства в рамках судебной реформы представлены в данном обзоре
Систему военных судовсоставляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции,
Систему военных судов (Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 04.11.2014) "О военных судах Российской Федерации")составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел (ст. 4 и 26). Их учреждение осуществляется путем внесения изменений в упомянутый Федеральный конституционный закон. Полномочия, порядок создания и деятельности устанавливаются особым федеральным конституционным законом.
К арбитражным судам относятся ( Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"):федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Российской Федерации,специализированные арбитражные суды(Суд по интеллектуальным правам). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ стала второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты (см. ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"). Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана (или не передана) в указанную коллегию.
Кроме того, акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ обжалуются в Президиум ВС РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум ВС РФ.
Назначение судей
· Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
· Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
· Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом
IIСуды субъектов Российской Федерациивключают: конституционные (уставные) суды и мировых судей . Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) судысубъектов Российской Федерации могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления Конституциям (уставам) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом. Финансирование этих судов осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.
Мировые судьивходят в общую систему судов Российской Федерации. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов Российской Федерации.
Единство судебной системы, в частности, обеспечивается путем установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации (гл. 7) и общим для всех судов Федеральным конституционным законом «О судебной системе» (ст. 3).
Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.
Под звеном судебной системы [5]понимаются совокупность судов, обладающих однородными полномочиями, имеющих единую структуру и занимающих равное место в судебной системе.
С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.
Суды общей юрисдикции имеют следующую систему :
1) основное звено - районные суды (мировые судьи);
2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
3) высшее звено - Верховный Суд Российской Федерации(Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ).
Военные суды включают следующие звенья:
1) основное звено - гарнизонные военные суды;
2) среднее звено - окружные (флотские) военные суды;
3) высшее звено - Верховный Суд Российской Федерации (Военная коллегия Верховного Суда).
Арбитражные суды:
1) основное звено — арбитражные суды субъектов Российской Федерации;
2) среднее звено - арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов;
3) высшее звено - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Под судебной инстанциепонимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющие определенную функцию при отправлении правосудия, исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). То есть, по сути, судебной инстанцией считается стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В соответствии с этим выделяют суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.
Суд первой инстанции– это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела - с целью осуждения или оправдания подсудимого; для гражданского - удовлетворения, отказа в иске.
В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.
Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанциипроверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго и третьего звена.
Суд третьей (надзорной) инстанциипроверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.
34.Правовое государство: понятие, признаки (дополнительно стр 431-457 Марченко 2011 года в электр. версии+ стр 362-367 Морозовой 2010 года)
Правовое государство- такое, которое во все своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных правовым законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Или: это организация политической власти, создающая условия для последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений и достигающая наиболее полного обеспечения прав и свобод граждан.
Или: это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека ,реализуется принцип разделения властей, обеспечиваются верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан и государства.