Правовые источники курса, их общая характеристика и классификация
УДК 342.5(075.8)
ББК 67.71я73
ISBN 978-985-7014-53-8ã Закревский Л. Г., 2015
ã Оформление,2015УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный курс «Судоустройство» – дисциплина, целью которой является формирование знаний, представлений о задачах, структуре, принципах деятельности суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, органов юстиции, адвокатуры, нотариата.
Данная учебная дисциплина дает студентам знания, без которых невозможно глубокое изучение таких профилирующих дисциплин как уголовный процесс, гражданский процесс, хозяйственный процесс, прокурорский надзор и др.
Успешное усвоение названного курса возможно только при условии самостоятельной работы студентов. Именно подготовка к семинарским занятиям является для них основной формой самостоятельной работы по усвоению тем учебного курса. В ходе самостоятельной работы студенты получают возможность развивать творческую активность, умение вести научную полемику, приобретать навыки публичного выступления. При подготовке к семинарскому занятию каждый студент должен тщательно изучить предусмотренную планом рекомендованную литературу и конспект лекций. Что касается самих семинарских занятий, то они проводятся в форме творческого обсуждения вопросов, имеющихся в плане семинарских занятий, а также подготовленных обучаемыми докладов по наиболее значимым вопросам тем.
Более глубокому усвоению программного материала, познанию проблемных вопросов учебного курса способствует систематическое ознакомление студентов с литературными источниками, публикуемыми в юридических журналах, Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь. В них отражаются теория и практика организации и деятельности судов и правоохранительных органов, нормативные правовые акты, регламентирующие эту деятельность.
В случае непонимания отдельных вопросов конкретных тем учебного курса, возникшего в процессе подготовки к занятиям, следует обращаться за консультацией к преподавателям кафедры уголовного права и процесса.
Темы пропущенных семинарских занятий сдаются студентами преподавателю во внеурочное время в форме собеседования или письменного реферата.
Планом семинарских занятий предусмотрено самостоятельное изучение отдельных вопросов тем учебного курса с использованием методических указаний преподавателя.
Самостоятельное изучение дисциплины следует начать с ознакомления с учебной программой, в которой дан перечень подлежащих усвоению вопросов, а также указаны необходимые нормативные правовые и литературные источники.. Кроме того, рекомендуется регулярно знакомиться с отечественной юридической периодикой, в том числе с такими республиканскими изданиями, как «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь», «Юстиция Беларуси», «Судовы веснiк», «Законность и правопорядок» и др., а также с иностранными юридическими журналами, освещающими организацию и деятельность суда и правоохранительных органов.
В первую очередь необходимо пользоваться национальными учебниками последних лет издания, так как в них учтены все законодательные изменения о судоустройстве, прокуратуре и других правоохранительных органах за истекшие годы, а также достижения юридической науки.
Большую помощь обучаемым оказывает преподаватель на индивидуальных консультациях, особенно заочникам в межсессионный период. На консультациях обучаемый должен выяснить у преподавателя, что нового имеется в законодательстве, какие законы и иные нормативные акты не упоминаются в учебниках и методических указаниях. Как правило, обучаемые, заранее побывавшие на консультации, лучше усваивают дисциплину и успешнее сдают зачеты и экзамены.
Положительные результаты дает ознакомительное посещение студентами местных судов, прокуратуры, нотариата и других правоохранительных органов. Это, безусловно, дает обучаемому хорошее представление о структуре этих органов, об организации их деятельности и порядке работы.
Таким образом, самостоятельная работа студентов по дисциплине «Судоустройство» имеет целью:
- систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся;
- формирования умений пользоваться различными источниками информации и документами;
- развития познавательной способности и активности, исследовательских умений обучающихся.
- Основными компонентами самостоятельной работы студентов по дисциплине «Судоустройство» являются:
- изучение пособий, научной литературы и периодической печати;
- умелое конспектирование различных материалов и научной литературы;
- активное участие в мероприятиях, проводимых по линии учебно-методической и научно-исследовательской работы;
- получение консультаций у преподавателей;
- пополнение личной библиотеки, составление картотеки и т.д.
В учебно-методических материалах для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Судоустройство» по каждой теме изучаемого предмета дан исчерпывающий перечень вопросов для самоконтроля, а также предлагаются темы рефератов.
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.
Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
Написание реферата практикуется в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы судоустройства и правоохранительных органов, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.
Процесс написания реферата включает:
1. выбор темы;
2. подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;
3. составление плана;
4. написание текста работы и ее оформление;
5. устное изложение реферата.
ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Наименование темы | Аудиторные часы | ||
всего | из них: | |||
лекции | практ. занятия | |||
1. | Предмет, система и основные понятия учебной дисциплины «Судоустройство» | 2 | 2 | |
2. | Судебная власть и правосудие | 2 | 2 | |
3. | Конституционные основы судебной власти | 2 | 2 | |
4. | Судебная система (общие положения) | 2 | 2 | |
5. | Действующая судебная система Республики Беларусь | 4 | 4 | |
6. | Статус судьи и народного заседателя | 2 | 2 | |
7. | Органы судейского сообщества | 1 | 1 | |
8. | Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества | - | 1 | |
9. | Органы юстиции | 1 | - | |
10. | Прокуратура | 2 | 2 | |
11. | Органы предварительного следствия и дознания | 2 | 2 | |
12. | Адвокатура | 2 | 2 | |
13. | Нотариат | - | 2 | |
14. | Юстиция зарубежных государств | 4 | - | |
Итого: | 26 | 24 |
ТЕма 1 ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДОУСТРОЙСТВО».
1. Предмет, понятие, система и значение курса «Судоустройство», его соотношение с другими юридическими дисциплинами.
2. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.
.3.Правовые источники курса., их общая характеристика и классификация.
1. Предмет, понятие, система и значение курса «Судоустройство», его соотношение с другими юридическими дисциплинами
Обучаемый должен учесть, что правильное уяснение вопросов о предмете и основных понятиях курса – залог глубокого изучения всех его тем.
Предметом учебного курса «Судоустройство» являются теория и история судебной организации, а также нормативные правовые акты, определяющие задачи, полномочия (компетенцию) и организацию органа судебной власти – суда.
Кроме вопросов, составляющих собственно судоустройство, в предмет курса входит изучение задач, полномочий и устройства, основных этапов развития правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по осуществлению правосудия (прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, юстиции, нотариата, адвокатуры).
Учебный курс «Судоустройство» не ограничивается изучением только соответствующего национального законодательства. В сравнительном плане он знакомит студентов с организацией юстиции некоторых зарубежных стран (России, США, Великобритании, Франции. Таким образом, судоустройство – это учебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.
Система курса традиционно состоит из трех частей:
1) общей части, посвященной общим вопросам теории курса;
2) особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата в Республике Беларусь;
3) специальной части, посвященной вопросам устройства судов и правоохранительным органам зарубежных государств.
Основное значение курса проявляется в том, что он, во-первых, является необходимой вводной дисциплиной, предваряющей изучение обучаемыми других юридических наук (гражданский, хозяйственный и уголовный процессы, прокурорский надзор и др.). Во-вторых, он способствует овладению юридическим языком и юридической терминологией, развивает правое мышление и правовую культуру. В-третьих, – прививает навыки работы с нормативными правовыми актами.
Курс «Судоустройство», являясь частью общей системы подготовки юридических кадров, находится в определенном соотношении с другими юридическими дисциплинами, и прежде всего, с общеправовыми и историко-правовыми, такими как общая теория права, история государства и права Беларуси, история государства и права славянских народов и зарубежных стран.
В общей теории права раскрывается сущность права, правоотношения, правосознания, законности, правопорядка и т. д. Все эти понятия используются в курсе «Судоустройство» при рассмотрении вопросов судебной организации и организации правоохранительных органов.
Данная дисциплина в органической связи находится с конституционным правом, в котором рассматриваются основы конституционного строя, положение личности в обществе и государстве, принципы организации, полномочия и соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, государственный контроль и надзор, другие вопросы государственного устройства. В курсе «Судоустройство» конституционные положения, касающиеся задач, полномочий и организации суда, прокуратуры, других правоохранительных органов и адвокатуры, получают развитие и конкретизацию. Это обусловлено тем, что на основе Конституции принимаются законы по судоустройству и статусу судей, прокурорскому надзору, адвокатуре и другим правоохранительным органам, способствующим своей деятельностью укреплению законности и правопорядка, охране интересов общества и государства, прав и свобод граждан.
В определенной связи находится «Судоустройство» с административным правом, которое изучает исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, их организацию. «Судоустройство» рассматривает вопросы организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов, органов дознания, следствия, взаимоотношения органов юстиции с адвокатурой и др., что входит в предмет курса административного права, поскольку Министерство юстиции и Министерство внутренних дел – это центральные органы государственного управления, и административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе их деятельности.
Особенно тесная связь курса с процессуальными учебными дисциплинами (гражданский, хозяйственный и уголовный процессы) и прокурорским надзором, предмет изучения которых – правовые нормы, регулирующие деятельность суда, прокуратуры и других правоохранительных органов, участвующих в судопроизводстве по расследованию, рассмотрению и разрешению гражданских дел (гражданский процесс) и по осуществлению прокурорского надзора (прокурорский надзор). «Судоустройство» же изучает устройство судов и правоохранительных органов.
Органическая связь названных юридических дисциплин дает основание некоторым ученым-юристам (М. С. Строгович, Д.С. Карев, В. Случевский) ставить вопрос о выделении такой комплексной отрасли права, как судебное право,нормы которого, по их мнению, регулируют организацию и деятельность суда и других правоохранительных органов, участвующих в судопроизводстве. В современных условиях в связи с выделением судебной власти в самостоятельную ветвь государственной власти этот вопрос особенно актуален.
2. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.
Одной из ведущих функций государства является правоохранительная функция. Правоохранительная функция государства – это направление деятельности государства по обеспечению правопорядка и законности в стране, защиты прав и законных интересов участников правоотношений, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений.
Правоохранительная функция государства реализуется посредством правоохранительной деятельности. Различают правоохранительную деятельность в широком и узком смысле слова. Все государственные органы и должностные лица в той или иной степени, в пределах своей компетенции занимаются правоохраной, тем самым осуществляя правоохранительную деятельность в широком смысле слова (общая правоохранительная деятельность). Правоохранительная деятельность в узком смысле слова – это специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений, осуществляемая специально созданными для этого судами и правоохранительными органами (специальная правоохранительная деятельность). Предметом изучения дисциплины «Судоустройство» является специальная правоохранительная деятельность.
Правоохранительной деятельности присущ ряд характерных черт:
· назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена как на охрану и защиту прав и законных интересов участников правовых отношений, так и на обеспечение выполнения ими своих обязанностей;
· правоохранительная деятельность осуществляется только на основании предписаний нормативных правовых актов, а также в установленной процессуальной форме;
· правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами- судами и правоохранительными органами;
· как правило, правоохранительная деятельность связана с применением юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения и взыскания.
С учетом приведенных специфических черт правоохранительную деятельность можно определить, как регулируемую законом и осуществляемую в определенном процессуальном порядке деятельность судов и правоохранительных органов по охране прав и законных интересов участников правовых отношений и обеспечению выполнения ими своих обязанностей, связанную, как правило, с применением юридических мер воздействия.
Правоохранительная деятельность осуществляется специально учрежденными для этого органами, которые соответственно и именуются правоохранительными.
Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону. К ним относятся прокуратура, органы предварительного следствия и дознания, органы юстиции, нотариат. Традиционно к правоохранительным органам относят также адвокатуру, , хотя в чистом виде она не является правоохранительным органом.
В научной литературе споры вызывает и вопрос об отнесении к правоохранительным органам судов. Суд – это указанный в действующем законодательстве в качестве такового государственный орган, призванный осуществлять правосудие и иные возложенные на него полномочия. Одни авторы, не отрицая, что суд осуществляет правоохранительную деятельность, все же не считают его правоохранительным органом. Другие, наоборот, полагают, что суд является обычным правоохранительным органом. Представляется, что в широком смысле этого слова суд является правоохранительным органом. Его особая роль в системе правоохранительных органов заключается в том, что он именуется органом судебной власти. Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важность выполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по отношению к правосудию функции или иные самостоятельные полномочия.
Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:
v суд – правосудие;
v прокуратура – прокурорский надзор;
v министерство юстиции и его органы на местах - управление в области юстиции;
v адвокатура – оказание квалифицированной юридической помощи;
v нотариат – обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий.
В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства. Широко используется и понятие «уголовная юстиция». Под ней понимается совокупность судов и правоохранительных органов, участвующих в предварительном расследовании уголовных дел и разрешении их в суде, а также исполняющих назначенное судом наказание.
Назначение органов уголовной юстиции – обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Защита прав и свобод граждан, утверждение законности и правопорядка, обеспечение национальной безопасности – главные задачи суда и правоохранительных органов.
При изучении темы необходимо обратить внимание на то, что важным условием и необходимой предпосылкой построения в стране демократического социального правового государства является проведение судебно-правовой реформы. В этом вопросе необходимо обратиться к Концепции судебно-правовой реформы (принята постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 23 апреля 1992 г.), в которой определены пути преобразования правоохранительной системы в Республике Беларусь. Целями ее являются: 1) создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; 2) утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов; 3) воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.
Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов. Первый посвящен обоснованию причин проведения реформы. Во втором – восьмом разделах соответственно изложены перспективы развития и реформирования:
− судебной власти и судебной системы;
− предварительного расследования;
− прокурорского надзора;
− Министерства юстиции и его органов на местах;
− органов адвокатуры;
− органов внутренних дел и государственной безопасности;
− общественных формирований юристов.
Девятый раздел посвящен вопросам реформирования законодательства.
Десятый – этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы.
Процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г. В резолюции съезда отмечалась необходимость пересмотра соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 февраля 1995 г., других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Концепцией.
Следует отметить, что большинство высказанных на съезде предложений было реализовано. В частности, разработана программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые ГК, ГПК, УК и УПК, ЖК и другие кодексы. Съезд судей принял Кодекс чести судьи, Положение о Республиканском Совете судей, избрал его первый состав. Решения съезда имеют историческое значение для развития национальной судебной системы, совершенствования отечественного судопроизводства. Он оказал активное влияние на формирование судейского сообщества и его органов.
Второй съезд судей Республики Беларусь, состоявшийся в феврале 2002 г., констатировал, что судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти состоялась. Важнейшим условием осуществления судебной власти в стране является дальнейшее укрепление судебной системы, способной обеспечить верховенство Конституции, защитить права и свободы граждан, взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти.
В связи со значительным расширением категорий дел и споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, требуется дальнейшее проведение специализации в судах, в том числе создание в перспективе коллегий по делам несовершеннолетних, семейным делам и др.
Учитывая, что большинство гражданских, экономических и уголовных дел рассматривается судьями единолично, для исправления возможных судебных ошибок следует выработать более действенный механизм пересмотра принятых по первой инстанции решений путем введения апелляционного производства и совершенствования надзорного производства.
С учетом резолюции второго съезда судей Республики Беларусь ХПК (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 г.) внедряет в систему хозяйственных судов апелляционную инстанцию. В июне 2006 г. принят Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее Кодекс о судоустройстве). В основном Кодекс не содержит принципиальных новелл, а лишь систематизирует уже существующие и действующие принципы построения и деятельности всех судов, входящих в судебную систему страны.
В то же время Кодекс включает и ряд новых интересных положений, направленных на дальнейшее улучшение качества правосудия и состава судейского корпуса. Это возможность создания специализированных судов на первом уровне: семейных, ювенальных, административных, земельных, налоговых. В Кодексе предусматривается возможность введения в судах общей юрисдикции апелляционного порядка проверки состоявшихся судебных решений. Это, несомненно, более прогрессивная форма судебной проверки, заменяющая существующую кассацию с многочисленными повторными судебными процессами и существующий неэффективный судебный надзор.
В соответствии с решениями второго съезда судей и поручениями Главы государства Верховным Судом и Минюстом уже подготовлены проекты соответствующих законов о внесении изменений и дополнений в УПК и ГПК с целью создания в уголовном и гражданском судопроизводстве апелляционной инстанции.
Дальнейшему реформированию судебной системы положил Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь», которыми принято решение о создании с 1января 2014 г. в нашей стране возглавляемой Верховным Судом единой системы судов общей юрисдикции.
Объединение систем общих и хозяйственных судов, упразднение военных судов, создание единой службы принудительного исполнения представляет собой логическое и закономерное развитие процесса преобразований, осуществляемых в последние годы в правоохранительной и судебной системах нашего государства и направленных как на оптимизацию структуры соответствующих органов, так и на повышение качества их деятельности.
Начало им было положено в 2011 году работой по созданию единого механизма органов предварительного расследования - Следственного комитета Республики Беларусь на базе следственного аппарата органов прокуратуры, подразделений предварительного расследования органов внутренних дел и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля.
В последующем реформы затронули уже систему органов внутренних дел, где, в частности, было упразднено управление внутренних дел на транспорте и создан Департамент обеспечения оперативно – розыскной деятельности министерства внутренних дел.
Помимо этого, важным шагом стало образование Государственного комитета судебных экспертиз на базе экспертно- криминалистических подразделений органов внутренних дел, Государственной службы медицинских экспертиз, а также экспертных подразделений и организаций министерства юстиции, министерства по чрезвычайным ситуациям и министерства обороны. Таким образом, проводимые в сфере судоустройства преобразования следует рассматривать более широко – как элемент комплексной, последовательно осуществляемой в Республике Беларусь судебно-правовой реформы.
Правовые источники курса, их общая характеристика и классификация
Правовые источники учебной дисциплины «Судоустройство» – это система нормативных правовых актов, регулирующих задачи, полномочия и организацию суда и правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности. Правовые источники подразделяются на две основные группы – национальные акты и международные документы (Основные принципы независимости судебных органов, Бангалорские принципы поведения судей, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.)
По юридической силе источники подразделяются на следующие виды:
- Конституция Республики Беларусь. Она является составной всех нормативных правовых актов, обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории государства. В Конституции Республики Беларусь закрепляются основополагающие положения о судоустройстве и правоохранительных органах;
- кодексы. Базовым кодексом учебной дисциплины «Судоустройство» является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29. 06. 2006 г.(в редакции Закона Республики Беларусь от 04. 01. 2014 г.). К правовым источникам курса также относятся Уголовно-процессуальный кодекс от 16.07.1999 г., Гражданский процессуальный кодекс от 11.01.1999 г., Хозяйственный процессуальный кодекс от 15. 12. 1998 г. и др.
- законы. Закон «О прокуратуре» от 8 мая 2007 г., Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 30 декабря 2011 г., Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г.и др.
- декреты и указы Президента Республики Беларусь. В качестве примера можно указать на Декрет Президента от 29 ноября 2013 г. №6 « О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», на Указ от 12 сентября 2011 г. №409 « Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь», Указ от 27 ноября 2013 г. №523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» и др.
-постановления Совета Министров Республики Беларусь. Так, Постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1605 было утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь и др.
- нормативные правовые акты судов и правоохранительных органов (в том числе заключения Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда
Учебная практика показывает, что наиболее типичными недостатками ответов обучаемых на практических занятиях и зачетах является слабое, нечеткое знание законодательного материала, неумение раскрыть содержание законов, показать их значение. Между тем, без знания источников не может быть и речи об удовлетворительном усвоении вопросов курса. Обучаемый должен непосредственно изучить текст закона, его структуру. Нужно уметь объяснить, исходя из общественно–политической обстановки, чем вызвано принятие данного закона, показать его значение. Знание действующих нормативных правовых актов поможет студентам в изучении всех тем дисциплины.
Вопросы для самоконтроля
1.Дать определение судоустройства как учебной дисциплины.
2. Система данного курса.
3. Дать определение правоохранительной деятельности.
4. Дать определение правоохранительным органам.
5. Судебно–правовая реформа в Республике Беларусь и ее новый этап.
6. Правовые источники курса, их классификация по юридической силе.
Тема реферата
. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Ее цели, основные направления и ее новый этап.