Формы проявления гражданской активности сетевых сообществ. Флэшмобы и др. акции сетевой солидарности
Сетевые сообщества таят большие возможности для продвижения в них товаров, услуг, идей, в том числе и влияющих на социальные процессы, то есть социальной рекламы. Однако без информационной поддержки СМИ процесс информационного обмена с обществом будет крайне затруднен. В сообщество будут приглашено лишь лица, зарекомендовавшие себя в качестве носителей определенных ценностей. Тем временем людей, так или иначе поддерживающих данную идею, может быть во много раз больше. СМИ (в терминологии Никласа Лумана – массмедиа) охватывают во много раз большую часть необходимого нам сегмента потребителей идеи, поэтому их поддержка нам необходима. Но массмедиа навряд ли заинтересует то, что происходит исключительно в виртуальной локации социального пространства. Для массмедиа нужна реальная «картинка», действие в социальном пространстве. Этому и может служить «развиртуализация», то есть встреча для совместного действия участников виртуальных сообществ. Целью этих встреч может быть и совместный досуг, и привлечение внимание общества на наличие важной социальной проблемы.
Краткие по времени, но весьма эффективными показали себя уличные акции, так называемые флэшмобы. Изначально флэшмоб представлялся неким экстравагантным развлечением городской молодежи: «Флешмоб (flash mob) – «вспышка толпы», это сообщество людей, которые с помощью Интернета, объявлений договариваются о том, где и когда они должны появиться, совершить одно и то же действие, чтобы потом быстро вновь раствориться в толпе. Большое количество незнакомых людей, самоорганизовавшись с помощью современных средств коммуникации (Интернет, мобильный телефон), собираются в определённое время в определённом месте и чётко выполняют обговоренное ранее действие. Основная суть - в стихийности, одновременности и, главное, абсурдности действий. Ведь когда невольный зритель оказывается в гуще акции Flash mob, где все окружающие выполняют некое "сумасшедшее" действие, после некоторого удивления человек начинает задумываться о том, кто действительно сумасшедший: мир вокруг или он сам».[33]
Флэшмоб давно перерос рамки «городского развлечения» и стал одним из инструментов продвижения товаров, услуг, идей. Мы считаем, что флэшмоб, как форма мгновенной активности при условии распространения фото/видеоматериалов на неограниченный круг лиц и при информационной поддержке массмедиа может стать альтернативой таким формам гражданской активности как пикет, митинг, шествие. Тем более, что проведение классических форм мероприятий становится крайне ресурсозатратным.
Существуют различные виды флэшмобов среди которых мы хотим выделить четыре, различающиеся по способу организации:
1. Перформанс.Участие малой группы профессиональных актеров.
2. Интерактивный флэшмоб. Актеры - участники вовлекают в действие публику из числа прохожих.
3. Флэшмоб с приглашением ограниченного круга лиц. Члены сетевого сообщества с их друзьями. Не более определенного числа согласно сценарию. Остальные - только зрители
4. Открытый флэшмоб.Приглашение неопределенного круга лиц для свершения, какого-либо синхронного действия.Последний тип мероприятия – наиболее зрелищный, но и наиболее затратный.
Методики по организации и проведению флэшмоба пока только вырабатываются но, исходя из личного опыта, мы можем предложить алгоритм действий:
1. Создание идеи акции
2.Разработка сценария акции
3. Публичная презентация (разумеется, только внутри сетевого сообщества)
4. Организация оргкомитета, коррекция сценария проведения
Оргкомитет может состоять из одного человека, но тогда ему придется лично взять на себя выполнение всех нижеперечисленных функций:
- согласование с местными властями времени и места проведения (при необходимости)
- оповещение участников, либо приглашение членов сетевого сообщества
- комплектация реквизита (при необходимости)
- обеспечение оборудования (при необходимости)
- подготовка на месте проведения акции; разработка схемы проведения акции, включающие пути подхода/отхода участников, примерные места для размещения фото/теле коррепондентов
- разработка сообщения для СМИ (пресс-релиза), оповещение СМИ.
- охрана
- уборка мусора
5. Сбор участников
6. Проведение акции
7. Уборка территории. Сдача взятого в аренду оборудования и т.п.
8. Монтаж видео/фото материалов (при необходимости)
9. Распространение этих материалов в сети Интернет
10. Сбор всех публикаций (как в СМИ, так и в блогах)
11. Отчет и анализ акции.
Акции гражданской активности не ограничиваются лишь краткими действиями членов сетевых сообществ в рамках флэшмоба. Современные социальные технологии предлагают целый спектр мероприятий: распространения настенной живописи, в том числе и в виде бумажных аппликаций (временные фрески) известной под названием стрит-арт; шествия пародирующие демонстрации – монстрации; акции сетевой солидарности и др.
Акции сетевой солидарности: во время голосования на сайте CNN вопроса «Кто агрессор, кто жертва» (в августе 2008) более 80% пользователей назвало агрессором Грузию. Это не отражало реальной картины мнений постоянных читателей сайта CNN, а было результатом действий пользователей социальных сетей Рунета (Российского Интернета).
При рассмотрении акций сетевой солидарности возникает этический вопрос: Можно ли вести активную кампанию среди членов своего сетевого сообщества по голосованию за определенный вариант ответа и нужно ли организаторам бороться с такого рода явлениями.
С одной стороны «накрутка» голосов искажает общую картину, с другой стороны показывает активность сторонников той или иной точки зрения. Опросы и рейтинговые голосования в Интернет должны восприниматься как эффективный способ привлечения посетителей на ресурс, как активизация коммуникационных процессов в сетевом сообществе, но не в качестве аналога социологических исследований общественного мнения.
Стрит-арт:Украинское рекламное агентство провело масштабную акцию в пользу бездомных. Для привлечения внимания населения, в первую очередь обеспеченного, было размещено около сотни постеров со слоганом «Твои объедки - мой обед», причем постеры с изображением лиц бездомных, были наклеены на мусорный контейнер таким образом, что щель между крышкой и самим контейнером приходилась на рот портрета. Открывая контейнер и выбрасывая мусор (в том числе пищевые отходы) человек как бы «кормил» бездомного. Эффект от акции, по свидетельству авторов, выразился в большом общественном резонансе и притоке средств в благотворительный фонд, сама акция была удостоена многочисленных премий на международных конкурсах рекламы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое сетевое сообщество.
2. Этапы жизненного цикла сетевого сообщества.
3.Сетевые сообщества социальных сетей. Особенности продвижения товаров и услуг в данной агрегации.
4. Флэш-мобы , Примеры проведения разных форм флэш-моба
5. Виды стрит-арта. Использование в социальной и политической рекламе.