Iii. правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев

Выделение в законодательстве двух категорий вынужденных мигрантов обусловлено различным объемом их прав. При этом существенные различия имеет уже сама процедура получения правового статуса. Отправным моментом является акт волеизъявления лица - обращение с ходатайством в соответствующий официальный орган. Так, лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Оно также вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в ФМС России или ее территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение России в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в ФМС России или ее подразделение по месту предполагаемого переселения.

Территориальный орган ФМС России принимает решение о регистрации ходатайства в течение трех дней со дня поступления. При экстренном массовом прибытии на территорию РФ лиц регистрация таких ходатайств осуществляется незамедлительно. При положительном решении вопроса каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается (направляется) свидетельство о регистрации ходатайства. Сведения о прибывших членах семьи, не достигших 18 лет, вносятся в свидетельство одного из родителей.

Свидетельство о регистрации ходатайства является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных Законом "О вынужденных переселенцах". В связи с изложенным выше, считаем, что п. 4 ст. 3 Закона "О вынужденных переселенцах" необходимо дополнить словами: "свидетельство является основанием для регистрации лица, ходатайствующего о признании вынужденным переселенцем, по месту пребывания на срок действия свидетельства", это даст возможность лицу законно проживать на территории РФ. Если же лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, то в течение пяти дней ему выдается (направляется) письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения[52].

В отношении беженца предусмотрена иная процедура. Лицо, имеющее все основания для получения статуса беженца, может и не подавать соответствующего ходатайства, а ограничиться лишь просьбой о предоставлении ему временного убежища. В этом случае нормы Федерального закона "О беженцах" на него не распространяются. Правовой статус лица, получившего временное убежище, регулируется в первую очередь Конституцией РФ, а также и другими законодательными и иными нормативно-правовыми актами, в частности Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации"[53].

Анализ Законов о беженцах и о вынужденных переселенцах показывает, что права лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании беженцем, прописаны более подробно, нежели права лиц, ходатайствующих о признании вынужденным переселенцем. По нашему мнению, это связано с тем, что лица, претендующие на получение статуса вынужденного переселенца, являются российскими гражданами, а значит, наравне с другими российскими гражданами пользуются правами и исполняют обязанности, закрепленные в законодательных актах России.

Состояние мигранта, а следовательно, правовой статус мигранта - явление временное. Он имеет временные рамки и действует до тех пор, пока лицо имеет те особенности, которые и позволяют его обособить среди других граждан. В частности, в случае приобретения гражданства Российской Федерации статус беженца прекращается. В России он получает равные права с другими гражданами.

Для юридического исследования важное значение имеет также вопрос: является лицо законным или незаконным мигрантом (т.е. въехавшим в страну без разрешения). Для юридических классификаций понятие законной и незаконной миграции и, соответственно, легального или нелегального мигранта имеет первостепенное значение. Статус таких мигрантов различен, а в ряде правовых отношений диаметрально противоположен.

В связи с предпринимаемыми мерами по пресечению незаконной миграции на территории Российской Федерации необходимо четко определить понятие "незаконные мигранты". Согласно Соглашению о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г[54]. незаконные мигранты - иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства, установленные ее национальным законодательством. Вполне очевидно, что данное определение в большей степени применимо для целей международного акта. В связи с этим целесообразно дать соответствующее определение незаконного мигранта и во внутреннем законодательстве Российской Федерации. При этом понятие "незаконный мигрант" будет иметь более широкое значение, чем понятие "незаконный иммигрант", поскольку будет относиться также к гражданам Российской Федерации, незаконно пребывающим на определенной территории (например, граждане, нарушившие ограничения на въезд и/или постоянное проживание на территории ЗАТО)[55].

Российская Федерация гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище. Россия предоставляет его иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства и их статус регламентируются Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746[56]. В соответствии с Положением, политическое убежище предоставляется этим категориям лиц с учетом государственных интересов России и норм международного права при условии, что их общественно-политическая деятельность и убеждения не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права, если преследование в стране их гражданской принадлежности направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится Указом Президента РФ в отношении каждого конкретного лица и распространяется на членов семьи ходатайствующего с их согласия.

Согласия детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, не требуется.

Политическое убежище РФ не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;

прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

прибыло из страны, с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границы без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом "О беженцах";

представило заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С.В. Бурлик справедливо замечает, что "порядок предоставления временного убежища в России уникален, нигде в мире нет такого института предоставления дополнительной помощи, уравненной по процедуре с признанием беженцем"[57].

Другим механизмом дополнительной защиты является предоставление временной защиты государства лицам, которые не подпадают под определение беженца, но тем не менее нуждаются в защите государства. Это так называемый гуманитарный статус, или статус лица, которое не выдворяют из страны из гуманных побуждений.

Как справедливо отмечает С.А. Авакьян, введение категории "временное убежище" помимо подтверждения акта гуманизма и спасения лиц от опасности для их жизни оказалось удобным средством для выхода из щекотливых ситуаций[58]. В частности, временное убежище позволяет обойти вопрос о предоставлении политического убежища. К примеру, в некоторых государствах - бывших республиках СССР - у существующих там политических режимов есть противники. Их проживание внутри страны может стать опасным из-за угрозы преследований, лишения свободы. Такие люди вынуждены покидать свои страны, искать убежище за рубежом, в том числе и в Российской Федерации.

Если предоставить им политическое убежище, могут возникнуть проблемы со странами Содружества. Если же использовать статус лица, просто ищущего временное убежище, это будет выглядеть как нейтральная мера, тем более что лицу, получившему временное убежище, также обеспечивается защита личной безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим несколько составляющих проблемы определения правового статуса беженца (вынужденного переселенца):

- четкий правовой статус лица позволяет ему активно участвовать в устройстве жизни, зная свои права, обязанности, сроки их действия и возможности обращения в органы власти и организации за содействием;

- простая и вместе с тем исключающая возможность принятия необоснованных решений процедура определения правового статуса беженца (вынужденного переселенца) позволяет реализовывать конституционный принцип равенства всех перед законом, так как создает основу к осуществлению данным лицом основных социально-экономических прав, таких как право на труд, право на жилище, право на образование и т.п.;

- сложность, запутанность процедуры определения правового статуса беженца (вынужденного переселенца), волокита при решении данного вопроса создает заинтересованность беженца (вынужденного переселенца) в том, чтобы обойти закон, повышая тем самым уровень незаконной миграции в стране;

- определенность и прозрачность рассматриваемой процедуры позволяет государству более эффективно с точки зрения всего общества влиять на миграционные процессы с учетом интересов самих мигрантов.

В ходе написания дипломной работы были выявлены недостатки ФЗ «О беженцах». Представляется, что недостатком ФЗ является двухступенчатая процедура определения статуса беженца, где отдельными составляющими выступают предварительное рассмотрение ходатайств и их рассмотрение по существу (ст. 3 Закона «О беженцах»).

Считаем, что данную процедуру следует упростить с семи (предусмотренных ст. 3 данного ФЗ) до двух, а именно «обращение с ходатайством» и «рассмотрение ходатайства по существу».

Кроме того, ФЗ «О беженцах» не содержит норм, которые были бы прямо направлены на обеспечение легального пребывания лиц, ищущих убежище в РФ. Незаконные иммигранты и беженцы - это различные с правовой точки зрения категории. Даже если лицо, заявившее о своем намерении быть признанным беженцем, въехало в страну нелегально, ему не может быть отказано в прохождении статусной процедуры.

Такой подход заложен п. 1 ст. 31 Конвенции 1951 г., который освобождает беженцев от взысканий за нелегальный въезд и пребывание, при условии, что они без промедления сами явятся к властям и представят удовлетворительные объяснения.

Недостатком ФЗ "О беженцах" также является то, что до выдачи свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу не предусмотрена выдача лицу никакого документа, подтверждающего факт его обращения с соответствующим ходатайством.

Получив отказ в приобретении статуса, обратившиеся с ходатайством лица могут еще длительное время пребывать в стране нелегально. Тот факт, что они не получили статуса беженца на территории РФ, еще не означает отсутствие опасности их возвращения в свое государство. Мировой опыт показывает, что таким людям необходимы специальные программы перемещения в третьи безопасные страны, при поддержке международных и неправительственных организаций. На территории РФ для подобных мигрантов из дальнего зарубежья (Афганистана, Эфиопии, Ирака) необходимо создание программ перемещения, которые могли бы стать предметом многосторонних международных соглашений.

К настоящему моменту режим безвизового передвижения в рамках сотрудничества СНГ определяется двусторонними договорами РФ о взаимных безвизовых поездках, облегчающими пограничные формальности (с Азербайджаном, Арменией, Молдовой).

Сложившаяся в России процедура признания лица беженцем или вынужденным переселенцем не отличается прозрачностью и быстротой.

Действующие нормативные правовые акты содержат указания только на круг вопросов, которые разрешаются соответствующими органами власти, оставляя процедуру решения данных вопросов в тени. Такое положение создает впечатление о неограниченной власти чиновников при принятии решений по данным вопросам, поскольку в соответствии с действующим законодательством вопрос о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем рассматривается без его участия.

Для вынужденных переселенцев описанная ситуация смягчается возможностью оспаривания в судебном порядке решений и действий органов, вовлеченных в сферу вынужденной миграции.

Предусмотренная процедура признания гражданина беженцем является многоступенчатой.

На каждой из этих ступеней лицо, стремящееся получить статус беженца, сталкивается с деятельностью органов власти и должностных лиц, действия и решения которых могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

Однако в ГПК РФ субъектом оспаривания решений, действий (бездействия) субъектов власти названы только граждане и организации. Иными словами, иностранные граждане и лица без гражданства не могут обратиться в суд для оспаривания действий и решений субъектов власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы.

Считаем необходимым принятие мер, обеспечивающих гарантированность судебной защиты прав вынужденных мигрантов, в частности, необходимость их освобождения от бремени несения судебных расходов (госпошлины и судебных издержек) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц, служащих, связанных с исполнением Законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

Часть 2 ст. 254 ГПК РФ необходимо дополнить абзацем третьим следующего содержания: "Лицо, оспаривающее в суд решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанных с исполнением Федеральных законов "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", освобождается от уплаты судебных расходов, связанных с рассмотрением дела".

Реализация высказанных предложений позволит сделать более доступной судебную защиту прав, свобод и законных интересов вынужденных мигрантов во взаимоотношениях с органами власти и должностными лицами.

БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

Нормативно правовые акты Российской федерации

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 2014. - N 7.

2. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013) "О беженцах" // Российская газета. - 1997. - N 126.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета. - 2002. - N 140.

4. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 25.11.2013) "О вынужденных переселенцах" // Российская газета. - 1995. - N 247.

5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 713, в ред. от 28 марта 2008 г. N 220 "О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан" // СЗ РФ. - 2004. - N 50. - Ст. 5063.

6. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 169, в ред. от 21 ноября 2007 г. "О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" // СЗ РФ. - 2002. - N 13. - Ст. 1208; - 2007. - N 50. - Ст. 6282.

7. Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 53, в ред. от 16 апреля 2008 г. N 283 "Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев" // СЗ РФ. - 1997. - N 4. - Ст. 550; - 2008. - N 16. - Ст. 1708.

8. Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. N 1162, в ред. от 28 марта 2008 г. "О проездном документе беженца" // СЗ РФ. - 1998. - N 41. - Ст. 5030; - 2001. - N 18. - Ст. 1816; - 2008. - N 14. - Ст. 1412.

9. Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2000. - N 46. Ст. 4562; Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1227, в ред. от 24 декабря 2008 г. N 999 "Об удостоверении беженца" // СЗ РФ. - 1995. - N 51. - Ст. 5070; - 2001. - N 18. - Ст. 1861; - 2009. - N 2. - Ст. 211.

10. Постановление Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" // Российская газета. - 2000. - N 221.

11. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" (вместе с "Порядком предоставления временного убежища на территории Российской Федерации", "Положением о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации") // СЗ РФ. -16.04.2001. - N 16. - Cт. 1603.

12. Постановление Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (ред. от 31.05.2010) "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования"// Российская газета. - 2003. - N 244.

13. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 713 (ред. от 28.03.2008) "О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан" // Российская газета. - 2004. - N 272.

14. Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 N 1087 (ред. от 15.05.2013) "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" // СЗ РФ. - 04.01.2010. - N 1. - Cт. 100.

15. Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 21.12.2013) "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о Федеральной миграционной службе") Российская газета. - 2012. - N 165.

16. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. - 11.03.2013. - N 10. - Cт. 1035.

17. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 451 (ред. от 22.01.2010) "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 N 11245) // Российская газета. - 2008. - N 58.

Международные акты

18. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. -1995. -N 67.

19. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - N 3. – Cт. 7.

20. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 "О помощи беженцам и вынужденным переселенцам" // Российская газета. - 1995. - N 22.

Специальная литература

21. Авакьян, С.А. Конституционное право России - Учеб. курс. Т. 1. / С.А. Авакьян. - М.: Юристъ, 2005. - 478с.

22. Андриченко, Л.В. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы / Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильева // Журнал российского права. - 2006. - N 1. - С.5.

23. Анисимова, Н.Н. Правовой статус беженцев. Дис. ... канд. юрид. наук. / Н.Н.Анисимова. - М., 2012. - 123с.

24. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации Учебник для вузов. 5-е изд / М.В. Баглай. - М.: Норма, – 2010. - 542с.

25. Бурлик, С.В. Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации. Материалы двенадцатого семинара / С.В. Бурлик. – М., 2002. – 433с.

26. Витрук, Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н.В. Витрук. - М., 1979. - 243с.

27. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д.Воеводин. - М., 1997. – 201с.

28. Вынужденные мигранты в государствах СНГ. Поиск согласованных решений в рамках Содружества / Под ред. В. Мукомеля и Э. Паина. - М.: Инфограф, 1997. – 202с.

29. Ганнушкина С.А. Актуальные проблемы миграции. Международные механизмы защиты прав беженцев / С.А.Ганнушкина, И.А. Золотаревская. – М., 1999. - 354с.

30. Гудвин-Гилл, Г.С. Статус беженца в международном праве / Г.С.Гудвин-Гилл. – М., 1997. - 248с.

31. Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения: 06.11.2014).

32. Жильцова, Н.А. Проблемы судебной защиты мигрантов в Российской Федерации / Н.А. Жильцова // Законодательство и экономика. – 2009. - N 9. – C.53-56.

33. Иванов, Д.В. Беженцы в современном международном праве / Д.В.Иванов. - М.: Международные отношения, 2006. – 187с.

34. Изотова, Е.Н. Отдельные аспекты правового регулирования, связанные с борьбой с незаконной миграцией. Административное право и процесс / Е.Н.Изотова. –M.: 2012.– 144с.

35. Искандеров, Р.Р. Правовой статус беженцев в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. / Р.Р.Искандеров - М., 2010. - 113с.

36. Кочуков, Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. / Т.В.Кочуков. - М., 2004. – 128с.

37. Матузов, Н.И.. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 2004. - 165с.

38. Оздоев, М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. / М.Д. Оздоев. - М., 2008. – 116с.

39. Пиджаков, А.Ю. Сотрудничество стран Содружества Независимых Государств в гуманитарной сфере. // А.Ю. Пиджаков, З.Ф. Иранпур. Российская. - 2012. - N 2. – С.59-62.

40. Плюгина, И.В. Понятие мигранта и основные категории мигрантов // Журнал российского права / И.В. Плюгина. – 2007. - N 8. – С.54-56.

41. Плюгина, И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал российского права / И.В. Плюгина. - 2012. - N 3. – С.10- 13.

42. Рыбаковский, Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: стадии миграционного процесса / Л.Л. Рыбаковский. - Приложение к журналу "Миграция в России". – М., 2001. – 202с.

43. Сизов, И.Ю. Административно-правовое регулирование вынужденной миграции. Административное и муниципальное право / И.Ю. Сизов. – 2012. - N 3. – С.5.

44. Хабриева, Т.Я. Миграционное право России: теория и практика / Т.Я. Хабриева. – М., 2008. – С.140.

45. Хныкин, Г.В. Некоторые аспекты правового статуса трудового мигранта. Трудовое право в России и за рубежом / Г.В.Хныкин. - 2010. – 143c.

46. Шуршалова, Е.С. Правовые и организационные основы государственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. Миграционное право / Е.С. Шуршалова. - 2011. - N 3. – С.15.

47. Югов, А.А. Конституционный статус личности - ядро правовой свободы личности. Конституционное и муниципальное право / А.А. Югов. – 2011. - N 5. – С.20.

48. Ястребова, А.Ю. Международно-правовое регулирование миграции: эволюция, основы, иммиграционные приоритеты Российской Федерации и стран Европейского союза. Международное право и международные организации / А.Ю. Ястребова. - 2012. - N 1. – С.64.

49. Ястребова, А.Ю. Правовые проблемы современной миграции (тезисы). Вестник юридического факультета / А.Ю.Ястребова. -М.: РГСУ, 2008. – 150с.

Судебная практика

50. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана" // СЗ РФ. -2002. -N 48. Ст. 4829.

51. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.01.2013. - N 33-278/2013(33-7017/2012) // Архив Красноярского краевого суда.

[1] Сизов И.Ю. Административно-правовое регулирование вынужденной миграции. Административное и муниципальное право. – 2012. - N 3. - С. 5.

[2] Изотова Е.Н. Отдельные аспекты правового регулирования, связанные с борьбой с незаконной миграцией. Административное право и процесс. – 2012. - N 8. - С. 26 - 30.

[3] Анисимова Н.Н. Правовой статус беженцев: Дис. ... канд. юрид. наук: - М.,2012. - С. 28.

[4] Искандеров Р.Р. Правовой статус беженцев в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. – М.,2010. - С.4.

[5] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - N 3. Cт.2.

[6] Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал российского права. – 2012. - N 3. - С. 4.

[7] Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.,2004. - С. 43.

[8] Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. – М.,2008. - С. 37.

[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана" // СЗ РФ. - 2002. - N 48. - Ст. 4829.

[10] Баранов В.М. Указ. соч. С. 49.

[11] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: стадии миграционного процесса. Приложение к журналу "Миграция в России". – М., 2001. - С. 26.

[12] Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве. – М., 1997. - С. 4.

[13] Данные статистики приводятся согласно информации, представленной официальным сайтом ФМС России http://www.fms.gov.ru.

[14] Ястребова А.Ю. Правовые проблемы современной миграции (тезисы). Вестник юридического факультета. - N 2. - М: РГСУ, 2008. - С. 92 - 101.

[15] Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 451 (ред. от 22.01.2010) "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 N 11245) // Российская газета. - 2008. - N 58.

[16] Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения: 06.05.2014).

[17] Басангов Д.А. Комментарий к Федеральному закону "О беженцах" (постатейный) / под ред. Л.В. Андриченко. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 56.

[18] Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013) "О беженцах" // Российская газета. - 1997. - N 126.

[19] Refugee Protection: A guide to International Refugee Law. Handbook for Parliamentarians. N 2. 2001. P. 61.

[20] The World's Stateless People. UN HCR. 2004. P. 5.

[21] Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. – М., 2008. - С. 140.

[22] Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 "О помощи беженцам и вынужденным переселенцам" // Российская газета. - 1995. - N 22.

[23] Пиджаков А.Ю., Иранпур З.Ф. Сотрудничество стран Содружества Независимых Государств в гуманитарной сфере. Российская юстиция. - 2012. - N 2. - С. 57 - 58.

[24] Ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 25.11.2013) "О вынужденных переселенцах" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 25.03.1993. - N 12. ст. 427.

[25] Официальный сайт ФМС России: Fms.gov.ru

[26] Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы. Журнал российского права. - 2006. - N 1. - С. 5.

[27] Сизов И.Ю. Административно-правовое регулирование вынужденной миграции. Административное и муниципальное право. - 2012. - N 3. - С. 5 - 9.

[28] Постановление Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" // Российская газета. - 2000. - N 221.

[29] Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.01.2013. - N 33. - 278/2013(33-7017/2012) // Архив Красноярского краевого суда.

[30] Ганнушкина С.А., Золотаревская И.А. Актуальные проблемы миграции. Международные механизмы защиты прав беженцев. – М., 1999. - С. 13.

[31] Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов. Журнал российского права. - 2011. - N 3. - С. 5.

[32] Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013) "О беженцах" // Российская газета. - 03.06.1997.- N 126.

[33] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - N 7.

[34] Сизов И.Ю. Административно-правовое регулирование вынужденной миграции. Административное и муниципальное право. – 2012. - N 3. - С. 5 - 9.

[35] Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета. - 2002. - N 140.

[36] Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928, в ред. от 31 октября 2009 г. N 1232 "Вопросы Федеральной миграционной службы" // СЗ РФ. - 2004. - N 30. Ст. 3149; - 2008. - N 27. Ст. 3250, - N 43. Ст. 4921. - N 47. Ст. 5431; - 2009. - N 9. Ст. 1088; - 2010. - N 3. Ст. 277. - N 8. Ст. 839.

[37] Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 12.

[38] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), // Бюллетень международных договоров. - 2001. - N 3.

[39] Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993) // Российская газета. - 1995. - N 120.

[40] Зинченко Н.Н. Международно-правовая практика предоставления статуса беженца. Миграционное право. – 2011. - N 3. - С. 9 - 12.

[41] Хныкин Г.В. Некоторые аспекты правового статуса трудового мигранта. Трудовое право в России и за рубежом. – 2010. - N 3. - С. 15 - 17.

[42] Постановление Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" // Российская газета. - 2000. - N 221.

[43] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 713 (ред. от 28.03.2008) "О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан" // Российская газета. - 2004. - N 272.

[44] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 713 (ред. от 28.03.2008) "О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан" // Российская газета. - 2004. - N 272.

[45] Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 713, в ред. от 28 марта 2008 г. N 220 "О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан" // СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5063; Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. N 1162, в ред. от 28 марта 2008 г. "О проездном документе беженца" // СЗ РФ. 1998. N 41. Ст. 5030; 2001. N 18. Ст. 1816; 2008. N 14. Ст. 1412; Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4562; Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1227, в ред. от 24 декабря 2008 г. N 999 "Об удостоверении беженца" // СЗ РФ. - 1995. - N 51. Ст. 5070; - 2001. - N 18. Ст. 1861; - 2009. - N 2. Ст. 211; Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 53, в ред. от 16 апреля 2008 г. N 283 "Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев" // СЗ РФ. - 1997. - N 4. Ст. 550; - 2008. - N 16. Ст. 1708 и др.

[46] Постановление Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (ред. от 31.05.2010) "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования"// Российская газета. - 2003. - N 244.

[47] Постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 169, в ред. от 21 ноября 2007 г. "О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" // СЗ РФ. - 2002. - N 13. Ст. 1208; - 2007. - N 50. Ст. 6282.

[48] Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 N 1087 (ред. от 15.05.2013) "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" // СЗ РФ. - 04.01.2010. - N 1. ст. 100.

[49] Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. - 11.03.2013. - N 10. ст. 1035.

[50] Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 21.12.2013) "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о Федеральной миграционной службе") Российская газета. - 2012. - N 165.

[51] Шуршалова Е.С. Правовые и организационные основы государственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. Миграционное право. – 2011. - N 3. - С. 13 - 15.

[52] Сизов И.Ю. Административно-правовое регулирование вынужденной миграции. Административное и муниципальное право. - 2012. - N 3. - С. 5 - 9.

[53] Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" (вместе с "Порядком предоставления временного убежища на территории Российской Федерации", "Положением о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации") // СЗ РФ. - 16.04.2001. - N 16. ст. 1603.

[54] Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1998. - N 1. С. 81 - 86.

[55] Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права. Журнал российского права. – 2007. - N 11. - С. 4.

[56] Указ Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (ред. от 12.07.2012) "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" // Российская газета. - 1997. - N 144.

[57] Бурлик С.В. Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации. Материалы двенадцатого семинара. - М., 2002. - С. 3.

[58] Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб., 2003. - С. 82.

Наши рекомендации