Семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

- семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

-девиантные семьи (это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.).

Помимо государственной поддержки и помощи все эти типы семей нуждаются и в социально – педагогической поддержке. С такими семьями и с детьми из этих семей необходимо работать социальному педагогу.
Е.И. Холостова приводит типологию семей группы риска или дисфункциональных семей:

  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  • семьи инвалидов;
  • семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
  • полные малодетные семьи [28].

В.М. Целуйко делит неблагополучные на семьи с открытой формой неблагополучия(алкоголизированные, конфликтные) и семьи со скрытой формой неблагополучия, к которым она относит:
- семьи с внутренним неблагополучием;

- семьи, ориентированные на успех ребёнка;

- «псевдовзаимные» и «псевдовраждебные» семьи;

- семьи известных людей;

- семьи состоятельных людей.

К группе «пограничные» семьи относятся:
- семьи с недееспособным членом;

- семьи с детьми – инвалидами;

- семьи с нарушением структуры семейных ролей;

- соперничество в семье;\

- мнимое сотрудничество в семье;

- изоляция в семье

Т.А. Шишковец предлагает классификацию типов семей по различным основаниям.
1. По структуре:

-полные семьи:с одним ребенком; с 2 (однополыми); с 2 (разнополыми); с 3 детьми; многодетная (с 4 детьми и более); дети сводные; дети неродные; в том числе с бабушкой, дедушкой.

-неполные семьи:одинокая мама; родители разведены; один отец; опекун.
2. По материальной обеспеченности семьи:

- с очень высоким материальным достатком;

- с высоким материальным достатком;

- со средним материальным достатком;

- с низким материальным достатком;

- нуждающиеся (за чертой бедности).

3. По социальной устойчивости:

- социально-устойчивая, благополуч­ная в воспитательном отношении;
- социально-устойчивая, но неблаго­получная в воспитательном отношении;
- социально-неустойчивая, неблаго­получная в воспитательном отношении;
- социально–неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.
4. По воспитательному потенциалу семьи:

- воспитательно сильная;

- воспитательно неустойчивая;

- воспитательно слабая с утра­той контакта с детьми и конт­роля над ними
- воспитательно слабая с посто­янно конфликтной атмосфе­рой;
- воспитательно слабая с агрес­сивно негативной атмосферой (маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимос­тью), вступающая в конфликт с за­коном, преступная, психически отягощенная).
5. По взаимоотношениям: гармоничная; компромиссная; неустойчивая; мнимая; конфликтная; резко конфликтная; потребительская.
6. По семейной ориентации: на деятельность; на общение; на самоудовлетворение (эгоистические) [33, с. 116-117].

Все вышеперечисленные классификации очень сильно отличаются друг от друга, в их основаниях лежат различные проблемы. Представленные выше авторы подходят к проблеме неблагополучных семей с разных сторон, и в итоге мы видим огромный «веер» различных типов семей, нуждающихся в социально – педагогической поддержке и помощи.

В этой связи возникает необходимость работы социального педагога образовательного учреждения с этими семьями по нормализации условий жизни и развития детей, сопровождения ребенка в семье.

2. Использование технологии социально – педагогической поддержки в работе социального педагога с дисфункциональной семьёй

1.Принципы социально – педагогической поддержки дисфункциональной семьи
Л.Я. Олиференко утверждает, что при социально-педагогической поддержке и помощи неблагополучной семье социальный педагог руко­водствуется следующими основными принципами:

1. Соблюдение приоритета интересов ребенка.

2. Максимально возможное сотрудничество с биологическими
родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство.

3. Защита права ребенка на воспитание по возможности в своей
биологической семье.

4. Тесное взаимодействие с другими заинтересованными орга­нами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, об­разования и т.д. [20, с. 106 -107].

Также она называет основные принципы включения семьи в работу:

  • необходима координация действий социального педагога со всеми заинтересованными службами и организациями (школа, Центр по трудоустройству, милиция, медицинские учреждения и т.д.);
  • контакт с семьей обязателен и является основой для измене­ния ее жизни;
  • надо проявлять уважение к членам семьи, отмечать положительные моменты;
  • надо избегать сильного противостояния семьи действиям профессионала; давление на семью обычно не идет на пользу, очень важно подчеркивать право семьи на выбор, помогая сделать его;
  • необходимо показывать, как противостояние семьи защищает ее от основных страхов и какова в этом роль взаимодействия социального педагога с семьей; для этого надо выяснить, что силь­нее всего оказывает влияние на семью, и помочь ей найти облегчение, чтобы члены семьи могли трезво посмотреть на то, что происходит, понять, что они рискуют потерять, если все будет продолжаться так же, как и раньше [20, с. 105].

Т.В. Лодкина, обобщая и анализируя опыт семейного социального педагога даёт основание вывести принципы деятельности семейного социального педагога: принцип гуманизма; личностно-деятельностный; культурологический; целостности жизнедеятельности и воспитания; развивающего общения; сочетания терпимости, уважения и требовательности к лич­ности ребенка и семье; учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; милосердия [14, с. 73].

Реализация этих принципов является важнейшим условием вы­сокой результативности деятельности семейного социального пе­дагога при социально- педагогической поддержке дисфункциональной семьи.
Этапы социально-педагогической поддержки дисфункциональной семьи
Работа социального педагога с родителями из неблагополуч­ных семей, как утверждает Л.Я. Олиференко, строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятель­ности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и т.д.

Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ре­бенка социальный педагог производит первичную оценку ситуа­ции.
Этап П. Осуществляется сбор первичной информации о дан­ной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.

Этап III. Сбор информации завершается обобщением полу­ченных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет непол­ной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу на­едине желательно организовать в школе (дошкольном, внешколь­ном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родите­лей к ребенку.

Этап V. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или в поме­щении органов опеки и попечения.
Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.
Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ре­бенка в семье или вне ее начинается работа по определению реге­неративных, восстановительных, потенций семьи для выполне­ния родительских функций. Разрабатывается план работы с не­благополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспи­тательных способностей родителей.
Этап VIII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто воз­никает по причине нежелания семьи идти на контакт с соци­альным педагогом как представителем власти. Родители использу­ют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отка­зываются впустить в дом постороннего.
Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной се­мьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необ­ходимых для составления плана дальнейших действий по восста­новлению воспитательной функции семьи. Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье.
Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьей.
Схематично структура соглашения выглядит следующим обра­зом:

1. причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;

2. цель совместных действий сторон;

3. срок действия соглашения;

4. обязанности сторон;

5. права сторон;

6. процедуры совместных действий;

7. оценка эффективности проведенной работы [20].

Также Л.Я. Олиференко выделяет шаги при работе с неблагополучной семьей. Первый шаг направлен на осознание существующих проблем, чтобы защитить и сохранить семью. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти: одно неверное движение — и она падает. Специалист должен продвигаться край­не осторожно, постоянно опасаясь того, что семья откажется при­нять его помощь: ведь любой неправильный шаг, поступок может закрыть перед ним дверь.

Второй шаг направлен на поиск помощи в окружении се­мьи. Мы знаем, что семьи группы риска имеют очень ограничен­ный круг общения: часто это некоторые сохранившие с ними от­ношения родственники и друзья, работники школы и других служб, оказывающие им помощь и поддержку.

Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отри­цают очевидные чувства и факты, смысл того, что с ними случи­лось, с оценкой их неискренних реакций.

Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пре­небрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхом повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение этого. Среди членов семьи обязательно существуют роли работника, героя, забро­шенного ребенка, талисмана, козла отпущения [20, с. 95-96].

Р.В. Овчарова предлагает использовать различные модели помощи и поддержки семьев зависимости от характера при­чин, вызывающих проблему детско-родительских и суп­ружеских отношений.

1. Педагогическая модельбазируется на гипотезе недо­статка педагогической компетентности родителей.

2. Социальная модельиспользуется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обсто­ятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая)модель ис­пользуется тогда, когда причины трудностей ребенка ле­жат в области общения, личностных особенностях членов семьи.

4. Диагностическая модельосновывается на предполо­жений дефицита у родителей специальных знаний о ре­бенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении.

5. Медицинская модельпредполагает, что в основе се­мейных трудностей лежат болезни [19, с. 346-347].
По словам М.А. Галагузовой, объектом воздействия социального педагога могут быть ре­бенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической поддержки и помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые схематично представлены ниже [24, с. 177].


Социально-педагогическая поддержка и помощь

Образовательная


Психологическая

Посредническая

Обучение

Воспитание

Поддержка

Коррекция

Организация

Координация

Информирование
семьи беженцев и вынужденных переселенцев. - student2.ru
Рис. Компоненты социально-педагогической поддержки

(по М.А. Галагузовой)


Т.А. Шишковец в содержании социально-педагогической поддержки семьивыделяет следующие действия социального педагога:
- раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семь­ям, семьям, имеющим детей с особенностя­ми психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социа­лизации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
-духовно-ценностное просвещение;

-содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
-организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. [33, с. 29-30].

Существует множество разнообразных программ социально-педагогической поддержки, направляющих свою работу на конкретную проблему семьи. Так, например, программа Иельского центра по изучению развития ребёнка (США): предлагает услуги не­большим группам семей с низкими доходами и не­полным семьям; услуги предоставляются в тече­ние 2 лет с момента рождения ребёнка: педиатри­ческое наблюдение; посещение семей социальны­ми работниками для оказания консультаций по планированию бюджета, организации питания, ежедневному уходу и т.д. Результат:дети из этих семей в 13 лет учились в школе лучше и были менее склонны прогуливать занятия, чем дети из контрольной группы; было меньше жалоб на дисциплину дома.

Ещё один пример зарубежной практики – это программа Такомы«Строительство семьи» (США): социальные работники в течение 6 недель (одна или две семьи на каждого работника, 20 часов в неделю) оказывают интенсивную поддержку, привлекая при необходимости специалистов. Ре­зультат: целостность 70% семей удалось сохранить на период до года, плюс экономия затрат на содержа­ние в специальных заведениях [32, с. 70-71].

Также можно сказать о направлениях работы с родителями, которые выделила Т. Шипунова. Эти направления, по её словам могут оказаться полезными и эффективными:

  • повышение ответственности родителей за вос­питание ребёнка, а также убеждение в необходимости изменить ситуацию;
  • активизация тёплых отношений, эмпатии и способности воспринимать потребности ребёнка даже вопреки сложным социальным условиям;
  • установка на помощь в деле воспитания ребён­ка и решения проблем;
  • гибкость в решении проблем и изменении об­разцов поведения;
  • установка на кооперацию со специалистами в воспитании и решении семейных проблем;
  • использование всех ресурсов семейного окру­жения.

Предложение помощи должно быть сделано в корректной форме, иначе помощь не будет при­нята. Т. Шипунова предлагает соблюдать следующие правила, которые помогут избежать недоразумений:
- не проявляйте напористой активности;
- не навязывайте помощь, в которой семья может и не нуждаться;
- делайте упор на активизацию всех ресурсов семьи;
- предлагайте поддерживающую, а не контроли­рующую помощь;
- поясните смысл и цель каждого предложения;
- ищите приемлемое решение проблемы вместе с семьёй [32].

Наши рекомендации