Элементы теории международных отношений
Изначально, на рубеже ХХ века, при изучении международных отношений в центр была поставлена проблема войны и мира; основной задачей исследователей считался поиск путей и средств предотвращения войн или их скорейшего окончания. Эта проблема неотделима от межгосударственных отношений в целом. Именно они к началу 40-х годов заняли место в качестве объекта и предмета изучения. Однако реальная жизнь показала, что международные отношения не сводятся исключительно к государственным, что в мировой политике принимают активное участие негосударственные акторы, да и само государство не выступает единым монолитом. Поэтому и исследования международных отношений расширились, охватив множество других акторов, и углубились в сферы внутригосударственных процессов и их выхода на международную арену.
Существуют различные подходы к толкованию термина «международные отношения». Конкретное определение: «международные отношения - это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле», дополняется абстрактным: «международные отношения - совокупность интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество».
Одно из последних определений, учитывающее современное положение дел на мировой арене, предложено российским политологом Н. Косолаповым: «Международными, в строгом смысле этого слова, в каждую конкретную эпоху объективно выступают отношения между внутренне оформленными организованными социально-территориальными системами во внешней для них, политически, властно и организационно не оформленной или слабо оформленной среде.» Такое определение опирается на системный подход и охватывает множество акторов, не ограничиваясь перечислением их, что дает возможность учитывать и перспективные изменения на внешнеполитической арене. Предложим свой вариант определения международных отношений, учитывающего все предыдущие: "Международные отношения - это системная совокупность политических, экономических, научных, технических, дипломатических, гуманитарных, коммуникационных связей и отношений между всеми субъектами мирового сообщества".
Термин «мировая политика» появляется в конце 1970-х годов. В рамках неолиберализма формируется научное направление, получившее такое название. Первоначально на исследования в рамках мировой политики оказали влияние экономические процессы, связанные с мировыми кризисами, изменениями в мировой экономике. Позднее в рамках мировой политики были учтены достижения в области сравнительной политологии (исследования политических режимов), анализ феномена взаимозависимости, а также появление различных акторов на мировой арене и развитие транснациональных отношений.
Можно дать следующее определение мировой политики – это деятельность, взаимодействие различных субъектов (государств, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, индивидов и др.) на международной арене, её влияние на процесс общемирового развития.
Основными субъектами международных отношений являются государства. Только государства обладают суверенитетом, только у государств есть реальные возможности применять силу в международных отношениях. Их формально-юридическое равенство не исключает различий, следствием которых является международная стратификация государств.
1.Сверхдержавы – способны к массовым разрушениям планетарного масштаба, способны влиять на условия существования всего человечества; они не могут потерпеть поражение от другого государства или их коалиции, если в ней нет другой сверхдержавы.
2.Великие державы – стремятся играть мировую роль, но их реальные возможности ограничены либо определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений.
3.Средние державы – обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении.
4.Малые государства – имеют слабое влияние, но способны сохранить свою независимость и территориальную целостность.
5.Микрогосударства – не способны защитить суверенитет собственными силами.
Однако, для полноценного анализа процессов, происходящих в рамках международных отношений, следует учитывать плюрализм субъектов. Сегодня мы не можем ограничиваться изучением поведения государств. В структуру международных отношений все больше входят негосударственные участники. В настоящее время существует более 6 тысяч международных организаций. Это элементы глобального гражданского общества. К ним относятся международные межправительственные организации (ООН, ЮНЕСКО, НАТО, ЕС, ЗЕС и др.), транснациональные корпорации (IBM, Microsoft, Macdonalds, Coca-cola и т.п.), международные неправительственные организации («Гринпис», «Международная Амнистия», "Врачи без границ" и др.).
Организация Объединенных Наций занимает центральное место в системе межгосударственных организаций. Она создана в 1945 году и сейчас объединяет 191 страну мира (Швейцария – 192-й, ассоциированный член ООН). Высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея, проводящая ежегодно регулярные сессии. Вопросами обеспечения мира занимается Совет Безопасности, в который входят 15 членов – 5 постоянных (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай) и 10 непостоянных, меняющихся каждые два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов, включая 5 постоянных членов. В структуру ООН входят Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). ООН все чаще сталкивается с проблемами финансирования своей деятельности. Другим кризисным моментом стало учащающееся использование военной силы в обход ООН – война против Югославии в 1999 году, война против Ирака в 2003 году.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) существует с 1973 года, когда в ее состав входили 35 государств, подписавших в 1975 году Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. В 90-е годы в ОБСЕ вошли все постсоветские государства и все республики бывшей Югославии, таким образом, сейчас в ОБСЕ – 55 государств. Зона ОБСЕ географически выходит за пределы Европы. Организация Североатлантического договора (НАТО) существует с 1949 года. Высший орган – Совет НАТО в Брюсселе, проводящий два раза в год сессии на уровне министров иностранных дел. После неоднократных расширений блока в его состав входят 26 государств. Европейский Союз существует с 1957 года, долгое время он носил название Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). В рамках проводимой ЕС интеграции происходит интернационализация экономики входящих в его состав 25 государств (1 мая 2004 года ЕС расширился на 10 стран). В Совет Европы (год создания – 1949) входит 41 государство. Высший орган – комитет министров иностранных дел. Задачи Совета Европы – расширение демократии, защита прав человека, развитие культуры, образования. Совещательный орган – Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Содружество Независимых Государств (СНГ), включающее 12 стран, не стало инструментом интеграции, носит лишь вспомогательный характер.
Среди других структур можно упомянуть Лигу арабских государств (ЛАГ), существующую с 1945 г. в составе 22 государств; Организацию американских государств (ОАГ) – в нее входят 35 стран Западного полушария; Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – с 1967 г. она объединяет 9 стран; организацию Исламская конференция – с 1969 г. в нее входят 55 государств; и т.д.
Среди субъектов, оказывающих влияние на международный процесс, можно также отметить и национально-освободительные движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные администрации.
Первым, кто стал говорить о «раздвоенности» мира, был Дж. Розенау. Он разделил поля межгосударственных взаимоотношений, где действуют законы классической дипломатии, и поля, охватывающие «акторов вне суверенитета», или негосударственных участников.
Сегодня мы стали свидетелями изменяющихся отношений в разных регионах мира. Показателен пример объединения Европы в Европейский Союз (ЕС). Унифицируется рынок труда и капитала, объединяются системы денежного обращения, вырабатываются идентичные законы в разных сферах жизни общества. При этом сохраняются традиции, язык, культура каждого из государств ЕС.
Существует много различных подходов к системному изучению международных отношений. Это обусловливает и различную их типологию.
Согласно принципам осуществления, международные отношения делятся на два типа – основанные на балансе сил, и основанные на балансе интересов.
По сфере общественной жизни – экономические, политические, военно–стратегические международные отношения.
По субъектам – межгосударственные, межпартийные, между международными организациями и транснациональными корпорациями.
По геополитическому критерию – глобального, регионального, субрегионального уровня.
Выделяют также стабильные и нестабильные (революционные, по определению С. Хоффмана) системы, конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые.
Особый интерес представляет типология М. Каплана, получившая популярность на Западе. Свою концепцию он разработал в 1957 году в книге «Система и процесс в международной политике». М. Каплан выделяет 6 типов международных систем.
Первый тип - «система баланса сил». По его мнению, она существовала в XVIII - XIX веках и в начале ХХ века. Эта система характеризуется многополярностью. Здесь должно существовать не менее пяти великих держав, иначе она превратится в биполярную.
Второй тип - «гибкая биполярная система», которая, по мнению М. Каплана, существовала с 1945 г. Эта система характеризуется наличием двух доминирующих и противостоящих друг другу государств. Менее сильные государства вовлекаются в коалиции или блоки, которые контролируются одним из доминирующих государств. Внутреннее устройство блоков может варьироваться от жестко иерархизированного и авторитарного, где воля лидера навязывается всем остальным, до почти свободной коалиции автономных стран. Значительным влиянием в такой системе пользуются негосударственные универсальные акторы - международные организации (например, ООН).
По мнению Каплана, «гибкая биполярная система» отличается нестабильностью. Она неизбежно будет трансформироваться в один из двух других типов - «жесткую биполярную» или «униполярную» системы.
«Жесткая биполярная система» отличается от предыдущего типа тем, что блоки здесь более иерархизированы, исчезают неприсоединившиеся государства, а роль международных организаций крайне ограничена. Здесь высока степень применения вооруженной силы для разрешения возникающих конфликтов.
В «универсальной международной системе», напротив, роль международных организаций приобретает глобальный характер. Эта система напоминает федеративное устройство, где глобальные международные организации берут на себя роль правительства. Такая система предполагает хорошо организованную и упорядоченную структуру управления в политической, экономической и административной сферах. Универсальный субъект, которым может быть ООН с сильно расширенными правами и полномочиями, разрабатывает правила и контролирует их соблюдение в рамках международных отношений.
«Иерархическая система» является, по сути, неким мировым государством, где все роли расписаны и каждая из стран занимает свою нишу в жесткой иерархии. Фактически национальные границы утрачивают свою разделительную функцию. Политика «делается» в едином центре и контролируется державой-гегемоном. Любые центробежные тенденции пресекаются.
Последний тип - «система единичного вето» - строится на принципе ответственности каждого государства за действия всех остальных. Здесь каждый из государственных акторов может блокировать общее решение, равно как и сопротивляться такой блокировке. При этой системе каждый актор опирается на негативное золотое правило естественного права: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Такое поведение государств могло бы наблюдаться в случае всеобщего распространения ядерного оружия.
В реальной жизни существовали только две из предложенных - система баланса сил и биполярная система.
Структурный подход М. Каплана тяготеет к абстракции и обобщающим заключениям. Критика его теории опирается, в основном, на два положения. Во-первых, при данной типологии не учитывается влияние процессов внутри государств; во-вторых, в его международной системе доминирует поведение государств, а другим акторам достаются в лучшем случае второстепенные роли.
Однако его теория положила начало структурному анализу международных систем. Даже его главный критик К. Уолтц соглашается с тем, что в истории можно наблюдать два типа международных систем: мультиполярную систему, которая характеризовала межгосударственные отношения со времени Вестфальского договора до второй мировой войны, и биполярную систему, которая пришла ей на смену. Большинство других исследователей придерживаются того же мнения.
Международные отношения - это не раз и навсегда застывшая структура. Их субъекты находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Конфликт на территории бывшей Югославии, вооруженное вмешательство в дела суверенных государств, переговоры в рамках ООН, подписание договоров о сокращении ядерного оружия, а также многие другие события на международной арене относятся к международным процессам. В основе международных процессов лежит взаимодействие между субъектами международных отношений.
Американский политолог Д. Хелл считал, что основную форму политики в современном мире представляют борьба, сотрудничествоипереговоры. Большинство исследователей разделяют его точку зрения, делая акценты то на значимости борьбы или конфликтов (Шеллинг, Раппопорт), то - на вопросах интеграции и сотрудничества (Митрани), то на переговорах (Фишер, Зартман, Берман). К перечисленным категориям М. Лебедева предлагает добавить «процесс выработки и принятия решений».
Таким образом, к международным процессам можно отнести: 1. Международный конфликт; 2. Сотрудничество; 3. Переговоры; 4. Процесс выработки и принятия решений.
1. Существует множество дефиниций понятия «Международный конфликт». Большинство исследователей делают акцент на участие государств в качестве сторон конфликта. Однако реальные процессы, происходящие на международной арене, демонстрируют вовлеченность в конфликт негосударственных акторов. К числу международных политических конфликтов целесообразно отнести не только те, которые являются результатом политической деятельности государств и их объединений, но и обусловленные действиями других участников международных отношений, политическими аспектами любых (экономических, информационных, конфессиональных, культурных и т.д.) международных отношений.
Типология международных конфликтов: в зависимости от количества участников - двусторонние и многосторонние; по географии охвата - региональные и глобальные; по времени протекания - краткосрочные и длительные; по уровню проявления враждебности - вооруженные и невооруженные; и др.
Среди особенностей международных конфликтов следует отметить их двойственный характер. Даже в условиях самого жесткого вооруженного конфликта существуют элементы сотрудничества (например, обмен военнопленными). Согласно мнению Дойча, получившему распространение в теории международных отношений, международные конфликты представляют собой ситуации со смешанными интересами, в которых интересы сторон одновременно совпадают и расходятся.
2. Международное сотрудничество отражает процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Сотрудничество не исключает возникновение разногласий и конфликтов между сторонами, однако предполагает, что они разрешаются в рамках дипломатических переговоров. Отношения сотрудничества включают двух- и многостороннюю дипломатию, заключение договоров и союзов. В рамках этого процесса возникла целая система межгосударственных и негосударственных организаций. В качестве результата сотрудничества выступают интеграционные процессы, например, создание Европейского Союза.
3. Сотрудничество и урегулирование конфликтов опираются на процесс переговоров. Переговоры в отношениях между государствами использовались с древних времен, однако усложнение системы международных отношений в ХХ веке, обострение противоречий между государствами и имеющийся разрушительный военный потенциал сделали переговоры одним из основных международных процессов. Г. Моргентау в 1947 г. призывал строить взаимоотношения государств посредством дипломатии. В последующие годы многие исследователи занялись изучением этого процесса (С. Сиджел, Ч. Осгуд, Р. Фишер, М. Лебедева и др.).
Процесс переговоров проходит несколько стадий: подготовка к переговорам; процесс их ведения; анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Одна из особенностей международных переговоров состоит в том, что они, будучи частью международных отношений, с одной стороны испытывают на себе их влияние, а с другой - сами воздействуют на международные отношения, во многом определяя и формируя их.
4. Процесс принятия политического решениянесколько отличается от трех предшествующих процессов. Он включает мотивы, которые побуждают участников вступать в конфликт или сотрудничать.
Процесс принятия политического решения может оказывать существенное воздействие на международные отношения и на судьбы людей. Например, принятие решения США и НАТО начать бомбежки в Югославии для «урегулирования» проблемы косовских албанцев повлияло не только на ситуацию внутри Югославии, но и на регион (Европу) в целом.
В рамках многих школ и направлений проводятся исследования данного процесса. Говоря о тенденциях, характерных для него в конце ХХ века, следует отметить повышение цены ошибки при принятии решения (наличие оружия массового уничтожения), усиление информационного шума (обилие непроверенной и искаженной информации наравне с достоверными источниками), усиление влияния масс на выработку и принятие политических решений.
К другим тенденциям можно отнести:
- стирание границ между внутренней и внешней политикой (например, демократизация внутри страны делает более открытой внешнюю политику и, наоборот, агрессивность во внешней политике усиливает авторитаризм внутри страны);
- демократизация международных отношений в связи с политизацией широких масс, требующих доступа к информации и участия в выработке внешнеполитического курса страны;
- расширение состава и рост многообразия субъектов международных отношений (только количество государств за последние 50 лет возросло более чем в три раза);
- расширение понятия безопасности и изменения в содержании угроз международному миру (рост числа участников международных отношений ведет к усилению их непредсказуемости);
- изменение содержания понятия силы, перемещение соперничества из военной сферы в экономическую.
Политолог Раймон Арон сформулировал так называемые «вечные цели» государства, которые проявляются как в абстрактном понимании – стремление к безопасности, силе и славе, так и в конкретном – увеличение территории, населения и завоевание человеческих душ, то есть идеологическая экспансия. Главная составляющая национального интереса – императив самосохранения государства.
Национальные интересы могут быть:
- жизненно важные – обеспечение государственного суверенитета и независимости; безопасность конституционных институтов и населения; содействие достижению стабильности в мире (прежде всего по периметру границ); обеспечение неприкосновенности территории союзников.
- важные – соблюдение прав человека, процветание страны, гармонизация межнациональных отношений.
- просто интересы – обеспечение экономической безопасности, сохранение духовного достояния страны, укрепление позиций в международном разделении труда.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что международные отношения - сложная система глобальных взаимоотношений в обществе, характеризующаяся динамичностью развития и многосубъектностью.