Структура избирательной кампании
Задача данного параграфа – дать читателю общее представление о том, что из себя представляет избирательная кампания и какой круг вопросов и проблем она охватывает. Остальная часть нашей работы во многом будет посвящена подробному раскрытию тем и задач, обозначенных в настоящем параграфе.
Традиционно все вопросы, решаемые в рамках избирательной кампании, относят либо к стратегии, либо к тактике. Проведение разделительной линии между стратегией и тактикой во многом является делом вкуса. Наиболее логичным нам представляется отнести к стратегии содержательную часть избирательной кампании, а к тактике – коммуникативную часть. Другими словами, стратегия отвечает на вопрос: что нужно сказать избирателям; какую информацию необходимо довести до них, чтобы они проголосовали за соответствующего кандидата (партию), а тактика – как сказать; как, в какой форме и в какой последовательности довести необходимую информацию.
Формирование стратегии избирательной кампании включает в себя решение следующих вопросов:
1. Сбор информации об избирателях округа и конкурентах. Применительно к федеральным избирательным кампаниям можно говорить об анализе состояния общества в целом;
2. Оценку конфигурации (расстановки сил) избирательной кампании: выделение групп избирателей, которые склонны голосовать за каждого из конкурентов (базовый электорат конкурентов), а также колеблющейся (подвижной) части избирателей;
3. Определение основной (ключевой) идеи собственной избирательной кампании; определение адресной группы (части избирателей, к которой будет обращена ваша агитация);
4. Формулировка основной и вспомогательных тем кампании;
5. Определение собственных действий по отношению к конкурентам.
Тактика избирательной кампании охватывает следующий круг проблем:
1. Определение тактического рисунка кампании: ее основных направлений и этапов;
2. Определение мероприятий кампании в рамках каждого из ее направлений и этапов;
3. Создание структуры управления кампанией (штаб кампании);
4. Разработка и реализация план-графика кампании.
В основе построения тактики лежит выделение в избирательной кампании ряда относительно независимых составляющих (направлений). Организация кампании, как и любого другого сложного процесса, невозможна без ее разбиения на отдельные направления – иначе она становится неуправляемой. Единый подход к выделению направлений избирательной кампании к настоящему времени еще не сложился, и разные специалисты «делят» кампанию по-разному.
Наиболее естественным нам представляется разбиение всех направлений на основные (базовые), обращенные непосредственно к избирателям, и обеспечивающие (вспомогательные). При этом базовые направления, в свою очередь, различаются по способам, которыми осуществляется воздействие на избирателей.
При таком подходе в избирательной кампании можно выделить восемь направлений: два базовых и шесть обеспечивающих.
К базовым направлениям относятся:
– оргмассовое: непосредственное воздействие на избирателей через прямые контакты с кандидатом и его командой;
– агитационно-рекламное: опосредованное воздействие на избирателей через СМИ, наружную рекламу и агитационные материалы.
К обеспечивающим направлениям избирательной кампании относятся:
– информационно-аналитическое обеспечение;
– взаимодействие с внешними организациями (государственными, коммерческими и общественными);
– юридическое обеспечение;
– техническое обеспечение;
– финансовое обеспечение;
– проектирование и управление избирательной кампанией.
В рамках оргмассового направления решаются следующие задачи:
– формирование команды активистов для проведения кампании кандидата в округе;
– сбор подписей для выдвижения кандидата и списка;
– ведение баз данных по избирателям;
– реализация технологий непосредственной работы с избирателями «на дому»: кампания «от двери к двери», телефонное внедрение, адресная рассылка;
– подготовка и реализация программы встреч кандидата с избирателями;
– массовое распространение материалов наружной рекламы и агитационных материалов (в т.ч. безадресная рассылка);
– массовые мероприятия (митинги, пикеты, концерты и т.д.);
– организация работы общественных приемных;
– контроль голосования на избирательных участках.
Заметим, что непосредственная работа с избирателями имеет гораздо более долгую историю по сравнению с политической рекламой. Ее корни уходят еще к античным демократиям.
Агитационно-рекламное направление решает следующие задачи:
– формирование и поддержка имиджа кандидата;
– разработка фирменного стиля кампании и основных агитационных материалов;
– оперативная разработка позиций, заявлений, обращений кандидата по актуальным вопросам;
– разработка, выпуск и размещение прямой рекламы в СМИ;
– подготовка и реализация программы косвенной рекламы в СМИ (PR-кампания);
– разработка и выпуск продукции прямой рекламы и агитационных материалов;
– организация работы пресс-службы;
– разработка предвыборной платформы кандидата.
В рамках информационно-аналитического направления решаются задачи:
– подготовка базовой аналитической справки по округу (паспорт округа и его электоральная история);
– подготовка аналитических справок по основным темам избирательной кампании;
– оперативный поиск и подготовка информации для выступлений кандидата, а также по актуальным вопросам избирательной кампании;
– отслеживание и документирование действий конкурентов (ведение досье);
– обеспечение избирательной кампании данными социологии, а также организация количественных и качественных социологических исследований в ходе кампании.
Связи с внешними организациями.
Решаемые задачи:
– составление перечня и проведение переговоров с организациями, пользующимися влиянием у избирателей округа;
– при возможности заключение типовых договоров о сотрудничестве с указанными организациями;
– разработка и реализация программы совместных действий с организациями-союзниками;
– выделение базовых организаций, готовых оказать помощь кандидату своими ресурсами.
Юридическое обеспечение избирательной кампании решает следующие задачи:
– подготовка юридических справок для кандидата и руководства штаба;
– подготовка юридических инструкций по актуальным проблемам избирательной кампании (порядок агитации, контроль голосования и т.д.) для актива кампании;
– оперативная реакция на возникающие в ходе кампании конфликтные ситуации;
– обеспечение регистрации кандидата;
– официальное представительство кандидата в избирательных комиссиях.
Техническое обеспечение: помещения, мебель, оргтехника, связь, транспорт, канцелярия, секретариат и т.д. Сюда же относятся вопросы обеспечения безопасности кандидата и штаба кампании.
Финансовое обеспечение: аккумуляция средств для ведения избирательной кампании, бухгалтерия; отслеживание соответствия затрат на кампанию действующему законодательству.
Проектирование и управление избирательной кампанией. Решаемые задачи:
– разработка, утверждение и необходимые корректировки стратегии и тактики избирательной кампании;
– разработка, утверждение, необходимые уточнения план-графика избирательной кампании;
– контроль исполнения графика кампании;
– создание и наращивание штаба кампании;
– руководство графиком кандидата.
Заканчивая обсуждение направлений избирательной кампании, остановимся на такой ее традиционной составляющей, как контрпропаганда.Мы не выделили ее в самостоятельное тактическое направление, поскольку в принципе ведение кампании против того или иного конкурента практически ничем не отличается от ведения кампании за своего кандидата. Поэтому вся тактическая часть кампании в области контрпропаганды реализуется в рамках тех же направлений работы, что и ее позитивная составляющая. Единственная задача, где контрпропаганда обозначается самостоятельно – это сбор информации по конкурентам в рамках информационно-аналитического направления.
Это не значит, конечно, что контрпропаганда является какой-то малосущественной частью избирательных технологий. Наоборот, из последующего изложения будет видно, что целый ряд эффективных кампаний строится преимущественно на контрпропаганде; а иногда и только на ней. Поэтому на вопросах контрпропаганды мы будем постоянно останавливаться в ходе последующего изложения стратегии и тактики.
Приведенная структура избирательной кампании является достаточно универсальной. В принципе она охватывает кампании любого уровня, масштаба и типа. При этом наполнение структуры (тактический рисунок кампании), естественно, зависит от уровня и других параметров кампании. Если речь идет о крупных кампаниях (федеральные, губернаторские), то все направления должны быть охвачены по максимуму; в мелких по масштабу и уровню кампаниях ряд направлений достаточно просто обозначить.
Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что приведенная нами структура не затрагивает одну из важнейших проблем избирательной кампании – проблему ее ресурсов. Дело в том, что мы считаем, что проблему ресурсов нельзя отнести ни к стратегии, ни к тактике кампании. На наш взгляд, от этой проблемы во многом зависит и решение самого вопроса об участии или неучастии в избирательной кампании; и в этом смысле каждому кандидату приходится решать ее в более широком контексте, чем избирательные технологии. Поэтому с методологической точки зрения проблему ресурсов следует отнести к общим вопросам избирательных кампаний. Рассмотрением этой проблемы в следующем параграфе мы и завершим эту главу.