Модернизация политических представлений о развитии общества в XXI веке
Конец ХХ века обозначил переход от концепций, признающих значение индустриального общества, к концепциям постиндустриального и информационного обществ. Еще нагляднее это проявилось в начале XXI века, когда пришла эпоха постмодернизма, отвергающая устоявшиеся постулаты предшествующего периода господства модернизма[110] и политические идеологии модерна. Для модерна в сфере политики были характерны три постулата:
– система основных принципов, вокруг которых происходит консолидация членов общества, а большинство рационально мыслящих людей, разделяя эти принципы, достигают приемлемого консенсуса;
– большинство рационально мыслящих, способных приходить к консенсусу, могло преодолевать препятствия, мешающие реконструкции общества;
– существовали субъекты социальной реконструкции, которые были заинтересованы в тех или иных преобразованиях: рабочие в социалистических преобразованиях, лица свободных профессий – в либерализме, нации – в национальных проектах[111].
Как отмечают многие исследователи, эпоха постмодернизма ставит под вопрос, а то и вовсе отменяет не только приверженности ценностям, но и сами ценности, которые были определяющими ранее. Постмодернизм (фр. postmodernisme – после модернизма) – это понятие, охватывающее направления развития искусства, литературы, наук, особенно общественных, а также государства, общества и международных отношений. Постмодернизм в искусстве расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру. В сознание внедряется полицентричное, плюралистическое состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре.
В общественных науках постмодернизм – философское течение (Ж.-Ф. Лиотар, Г. Дебор, Ж. Бодрийяр, С. Жижек), утверждающее радикальный плюрализм во всех областях общественной жизни, подвергающее сомнению целостность, единые основы ценностно-ориентационного единства истории и судьбы, т.е. базовые ценности, принципы и нормы, репрезентируемые памятью, историей, искусством, литературой, преданием. Постмодернизм ставит под сомнение оправданность попыток строить «нормальное» («хорошее») общество, т.к. стремление к нормальности может угнетать плюрализм и привести к тоталитаризму, диктатуре.
В политической жизни стимулируются новые социальные движения, которые приходят на смену политическим партиям, стремившимся к устойчивости, интеграции общества. Наоборот, поощряется фрагментация, децентрализация, выход мелких и крупных структурных единиц государств на самостоятельный уровень общения, в том числе на международном уровне. Этническая, региональная, групповая идентификация в сочетании с космополитизмом ослабляет и разрывает национально-государственную идентификацию. Возрастающая скорость передачи информации, растущая международная миграция фактически ослабляют территориальную идентификацию людей, устраняют национально-государственные границы, способствуют созданию наднациональных и надгосударственных образований.
В условиях постмодернизма зарождается консьюмеризма. Для него характерна новая система идентификации, которая конструируется в зависимости от того, что человек имеет, что потребляет, где и у кого покупает товары и услуги. Прибретает невероятный рост значения рекламы в жизни людей, которая стала производителем «массовой индивидуальности (Стюарт и Элизабет Эвен), формой контроля, навязывания стандартов. Таким образом, усилиями СМИ (масс медиа вообще) происходит превращение рекламы в своеобразную форму функционирования идеологии новых сил современности. Происходит не просто отражение масс медиа событий, а их производсто, с опорой на технологию символического кодирования массового сознания. Для этого важное значение придается гедонистической морали, гедонистическим стандартам, в которых сочетаются и удовольствия, и спортивный образ жизни[112] для отвлечения индивидуального и общественного сознания от социальных проблем. Появление компьтерных сетей, Интернета усиливает влияние консьюмеризма, т.к. тиражирование изображений, символов, рекламы с помощью виртуальной коммуникации, DVD и других атрибутов киберпространства становится новым мощным подспорьем потребительства.
В качестве идеологии эпохи постмодерна выступает глобализация, символизирующая интеграцию экономики, политики и культуры. В ее основе лежит принцип универсализма, опирающийся на компьютеризированную информацию. Эта идеология, с одной стороны, способствует глобальному англосаксонскому менеджменту, с другой, скрывает нежелательные интерпретации (объяснения) негативных процессов. В частности, перераспределения доходов в пользу «основных» наций (78% из них приходится на 15% населения, 20,7% – на полупериферийные нации и 1,3% – на периферию, где проживает 56% населения), рост бедности в странах Восточной Европы и постсоветских государствах[113].
Круг субъектов, которым выгодна эта идеология, включает в себя крупнейшие транснациональные корпорации, Международный валютный фонд (МВФ), государства, способные влиять на них, в первую очередь, США. Успехами политики, основанной на идеях глобализации, пользуются только отдельные государства, их руководители, политическая и экономическая элита.
Вопросы и задания для проверки знаний
1. Какие идеи характерны для классического либерализма? Консерватизма? Социал-демократизма?
2. Проанализируйте, что представляет собой идеология центризма. Для каких современных политических партий России он наиболее характерен?
3. К какому классическому идеологическому течению (либерализму, консерватизму или социализму) ближе всего стоит идейное течение анархизма?Ответы аргументируйте.
4. Проанализируйте программу одной из политических партий России и определите, положения каких идеологических течений она содержит.
5. Чем объясняется, на Ваш взгляд, идеологический эклектизм программ современных политических партий?
6. В какой идеологии, на Ваш взгляд, наиболее полно отражены идеи приоритета стабильности, традиций, лояльности к власти, веры в бога, преданности Родине?
Литература для самостоятельной работы студента
Классическая
Грамши А. Тюремные тетради. Часть 1. М., 1991.
Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1999.
Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. – М., 2004.
Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.
Учебная
Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.
Акмалова А.А., Капицын В.М., Панкова Л.Н. Политология: Вопросы и ответы. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004.
Общая и прикладная политология /Под ред. В.И. Жукова, Б.И Краснова. М., 2003.
Политология. Учебное пособие /Под ред. В.К. Мокшина. – Архангельск, 2005.
Научная
Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.
Карцов А.С. Русский консерватизм: модель непарламенского представительства // Полис. – 2006. – № 4.
Руткевич А.М. Что такое консерватизм? М., 1999.
Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.
Тузиков А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа. – М., 2002.
Фишман Л.Г. Политический миф и идеология: «опасное сближение»? // Полис. 2006. № 4.
Глава 18. Политический процесс, политическая
модернизация общества. Особенности модернизации России.
Мир политики достаточно динамичен и многообразен. Существующие в мире общественно-политические порядки заметно различаются характером социально-политических ценностей, идеалов и представлений, формами правления, степенью участия масс в политической жизни, характером взаимодействия между институтами власти и общества.
Политическая наука имеет в своем арсенале различные способы описания политической сферы общества, вычленения тех или иных ее сторон и аспектов, наряду с понятиями «политическая система», «политическая культура» и другими важнейшими категориями политологии используются понятия «политический процесс», «политическое развитие".
Целью темы является изложение сущностного содержания этих важных политических категорий, характеристика моделей, этапов развития и влияния политической модернизации на взаимодействие государства и общества различных стран и России.