Информационные боги в древности
Особенности журналистской профессии.
Суммируем основные особенностижурнализма как профессии:
♦ информационность, вербальность, связь со словесным творчеством;
♦ всепроникаемость, многоуровневость;
♦ многофункциональность, универсализм;
♦ социономизм, социальный характер, зависимость от типа
Цивилизации, общества, страны, государственного устройства;
♦ коммунитарность, медийность, т.е. способность быть средством связи, общения, коммуникации;
♦ творческий характер, креативность;
♦ ритмологичность, цикличность, порционность информации;
♦ «массовизм», следование законам массового общества, массовой культуры, подчиненных законам усредненности;
♦ оперативность, даже симультанность, т.е. одновременное с
отражением информации ее восприятие и способность сделать участниками события аудиторию;
♦ опосредованность общения с аудиторией, отсроченный эффект;
♦ мозаичность профессии, ее неупорядоченный, неструктурированный, спонтанный, случайный, ситуативный характер деятельности, диктуемый условиями момента;
♦ диалектичность, текучесть, неисчерпаемость, адекватность жизненному потоку;
♦ разнообразие, многообразие содержания труда;
♦ напряженность, высокая социальная и психологическая стрессовость профессии;
♦ парадоксальность профессии;
♦ мобильность, подвижность профессии;
♦ адаптивность;
♦ познавательность, высокая степень новизны в процессе деятельности;
♦ высокая степень социальной ответственности;
♦ ориентирующий характер, открытая и скрытая ценностность (аксиологичность) профессии;
♦ документализм, адекватность ситуативной реальности;
♦ сегодняшность, сиюминутность, злободневность, актуальность;
♦ открытость профессии, доступность проникновения в профессию людей с любым типом образования, ее не узкоспецифичный (как, например, у медика или химика) характер;
♦ публичность, общественный характер профессии.
Понятие журналистской профессии.
Журналистика — это социальная оперативная информационная система. В целом она соответствует (изоморфна, как говорят ученые) политическому, экономическому и духовному строю общества на данном этапе его развития.
Роль информации в древности. Древние об информации.
Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидей, первосмыслов, называя их разными понятиями (Нус, Ноумен, Парадигма, Архетип, Монада, Эйдос, Дао, Манас и т.п.). Современные открытия естественных и гуманитарных наук во многом подтверждают идеи классиков философии о сущности информации.
Мифологические информационные боги, вестники верховных богов, существовали практически у всех народов. Они, по преданию, осуществляли связь между богами и людьми. У греков это Гермес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо. В русской ведической мифологии аналогичным богом можно считать бога мудрости Велеса и вещую птицу Гамаюн, в христианской философии — архангелов, ангелов и прочих представителей ангельской иерархии.
Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников (вспомним гомеровскую «Одиссею»), был богом торговли и скотоводства, проводником душ в иной мир. Особый слой посредников между богами и людьми в древности составляли прорицатели, оракулы (от лат. oraculum — изречение, пророчество)— жрецы, дававшие ответы на многие животрепещущие вопросы, прорицания, якобы исходящие от богов.
Информационные боги в древности.
Мифологические информационные боги, вестники верховных богов, существовали практически у всех народов. Они, по преданию, осуществляли связь между богами и людьми. У греков это Гермес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо. В русской ведической мифологии аналогичным богом можно считать бога мудрости Велеса и вещую птицу Гамаюн, в христианской философии — архангелов, ангелов и прочих представителей ангельской иерархии.
Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников (вспомним гомеровскую «Одиссею»), был богом торговли и скотоводства, проводником душ в иной мир. Изображался Гермес в крылатых сандалиях с золотым жезлом — кадуцеем, который якобы обладал магической силой усыплять и побеждать людей. Именно во сне смертные, по мифологии, воспринимали мысли и волю бога.
В древнеримской мифологии вестником богов, мудрецом, покровителем наук и ремесел, знатоком небесных тайн и проводником душ в иной мир, богом торговли был крылатосандальный Меркурий (от лат. тепе — товар). Меркурий, как и Гермес, посредник обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое. Он, по преданию, передает богам молитвы людей, а людям послания богов. Меркурий — бог красноречия и договоров, покровитель гимназий — школ борцов, потому что борьба состоит в передаче сил. Меркурию приписывают изобретение азбуки и обучение людей письму и ораторству.
В греческой и римской мифологии эти основные боги-вестники Гермес и Меркурий были дополнены плеядой муз (греч. musa — мыслящая). Вначале их было три: Мелета — размышление, Мнема — память и Айода — песня. Гесиод называет уже девять дочерей Юпитера и богини памяти Мнемосины (Мнемозины). Каждая из муз ведала какой-то областью науки и искусства. Назовем тех, кто имел отношение к информации: Клио — муза истории, Каллиопа — эпоса, Эрато — любовной поэзии, Эвтерпа (Евтерпа) — лирической поэзии и музыки, Полгимния (Полимния) — красноречия и гимнов.
Мифологического египетского Тота называли языком (Словом) бога Птаха. Тот изображался с головой ибиса и считался богом мудрости, счета и письма, «владыкой времени», вестником богов и писцом. Верховный скандинавский правитель — Один (Вадан) (др.-исл. odinn, лат. vates— провидец, поэт).У него были свои информаторы — вороны, которые летали по земле и собирали новости. Один — Мутин — помнящий собирал факты (предшественник репортерства?); другой — Хугин — думающий, анализирующий то, что видел (его можно уподобить аналитику, комментатору).