Характеристика стадии рассмотрения производства по делам об административных правонарушениях и составляющих ее этапов
Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Прежде всего орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.
Установлен определенный порядок рассмотрения дел. Оно начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора.
Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы (кроме виновности) выявляются и в отношении юридических лиц.
При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно составляется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.
54.Характеристика стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и составляющих её этапов.
Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.
К субъектам, полномочным обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель.
При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
• выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
• разрешают ходатайство, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
• направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного лица.
Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
• объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
• устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
• выясняются причины неявки участников производства по делу и принимаются решения о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
• разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
• разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
• оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
• проверяется законность вынесенного по делу постановления (заслушиваются участники производства по делу, иные субъекты, исследуются иные доказательства);
• в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении:
• об оставлении постановления без изменения, ажалобы – без удовлетворения;
• об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, атакже при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения меры закона об административном правонарушении, влекущей назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
• об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.