II. Социально-экономическая политика И. Ганди в первой половине 1970-х гг

Летом 1969 г.было объявлено о национализации14 крупнейших бан­ков, всех страховых компаний, угольных шахт, ряда предприятий нефтепереработки, черной и цветной металлургии, а также 100 круп­ных текстильных фабрик и 12 сахарных заводов.

Программа «10 пунктов»также предусматривала расширение сис­темы государственной торговли и кредита, переработки, сбыта и заку­пок сельскохозяйственной продукции, увеличение финансовой по­мощи мелким производителям в 2,5 раза.

В знак протеста против осуществления новой программы первый заместитель премьер-министра и министр финансов М. Десаис груп­пой своих сторонников вышел из правительства. Произошел раскол в ИНК: на ИНК (И)— сторонники Индиры Ганди и «Организацию Конгресс» во главе с М. Десаи — ИНК(О).

Это лишило правительство И. Ганди незначительного большинства в парламенте и заблокировало все его законодательные инициативы. Выяснилось, что провести через парламент соответствующие законы, чтобы выполнить программу «10 пунктов», И. Ганди не в состоянии. Так, не удалось провести закон о национализации, провалилась попыт­ка отменить пенсии князьям: те обратились в Верховный суд и выигра­ли дело.

Страна была охвачена забастовками, прокатилась волна террорис­тических актов наксалитов в Западной Бенгалии, возникли волнения на религиозно-этнической и кастовой почве. Все это не позволяло И. Ганди распустить парламент и назначить новые выборы. К тому же назревали грозные события на границе с Пакистаном.

Пакистантакже столкнулся с серьезными внутренними проблема­ми. Прежде всего, в восточной его части — Восточной Бенгалии — на­зревал сепаратизм. Население было недовольно господством пенд­жабцев, их доминированием в центральном аппарате. После ухода в отставку диктатора Айюб Хана в 1969 г. власть перешла к генералу Яхья Хану. Тот ввел всеобщее избирательное право и в 1970 г. провел выборы в Учредительное собрание, которое должно было подготовить Конституцию страны.

Результаты оказались ошеломляющими: в восточной части Паки­стане победу одержала партия Авами лиг (Народная лига)во главе с ее лидером Муджибуром Рахманом(она завоевала 151 место). В запад­ной части Пакистана победа досталась Пакистанской народной пар­тии (ПНП) Зульфикара Али Бхутто(81 место).

Между двумя лидерами начались переговоры, которые, однако, за­кончились разрывом. М. Рахман уехал в Восточный Пакистан и стал править как глава независимой администрации. Затем он был аресто­ван. В Восточную Бенгалию были направлены пакистанские войска с целью искоренения сепаратизма, произведены массовые аресты ак­тивистов Народной лиги.

Пакистанские войска учинили расправу над местным населением, что принудило около 10 млн. индусов к бегству на территорию Индии. Содержание этих беженцев на перенаселенных территориях штатов За­падная Бенгалия и Ассам ежегодно стоило индийскому правительству огромных денег, международная помощь была явно недостаточной.

Все это в конечном итоге привело к войне 1971г., которая закончи­лась через 14 дней капитуляцией пакистанских войск в районе Дакки. Была провозглашена независимость нового государства— Бангладеш.

Решительные действия правительства укрепили авторитет И. Ган­ди и ее партии. Это позволило ИНК(И) одержать победуна досрочных выборах в парламент в 1971 г.,завоевав там 2/3 мест. Все ее политиче­ские конкуренты были сокрушены.

Выборы, проходившие в штатах в 1972 г.,подтвердили тенденцию:3/4 мест было завоевано ИНК(И), в 15 штатах из 18 созданы правительст­ва Конгресса. Часть вышедших из ИНК(И) стала возвращаться обратно.

Правительствонаконец приступило к выполнению своей программы.Были приняты поправки к Конституции, позволявшие отменить пен­сии князьям, а также разрешавшие парламенту и Законодательным собраниям штатов национализировать частную собственность «в ин­тересах установления социальной справедливости».

Это позволило в период 1971—1974 гг. национализировать: уголь­ные шахты — 97%, производство меди — 100%, стали — 70%. В руках государства оказалось до 95% производства нефтепродуктов, все стра­ховые компании, около 85% банковских операций приходилось на госсектор. Расширился контроль над внешней торговлей: доля госу­дарства в импорте составила 80%, в экспорте — 20%. Правда, нацио­нализация потребовала государственных расходов: за национализа­цию угольных шахт выплачена компенсация в 2 млрд. долл., за нефтеперерабатывающие предприятия — 740 млн. долл., за банки — 870 млн. долл., за страховые компании — 380 млн. долл. Многие из национализированных предприятий были малорентабельны и даже убыточны — пришлось выделять субсидии из бюджета.

В 1972 г. последовала директива центрального правительства шта­там: снизить потолок землевладения в несколько раз, излишки земель изымать и передавать в руки малоземельным. Мелким хозяйствам оказывалась помощь в ирригации, приобретении сельскохозяйствен­ного инвентаря, в хранении и сбыте продукции. Были расширены го­сударственные закупки зерна — в 1973 г. правительство национализи­ровало даже всю оптовую торговлю пшеницей, рисом и сахаром.

В 1974—1975 гг. произошло, однако, резкое ухудшение экономическойситуации. Оно было вызвано, в частности, внешними факторами: ростом мировых цен на нефть (с конца 1973 г.) и спадом на мировых рынках. Фи­нансовые трудности усугубились военными расходами (на войну 1971 г.), необходимостью выплаты компенсаций за национализированное иму­щество и расходами на содержание миллионов беженцев.

Сказались и расходы, связанные с устранением последствий силь­нейшей засухи, — пришлось вновь прибегнуть к закупкам зерна. Это вынудило правительство сократить помощь крестьянам, мелким про­изводителям и неимущим слоям. Многие реформы из программы «10 пунктов» так и не были осуществлены. Экономическая политика привела к сильнейшему кризису.

Наши рекомендации