Зарождение и развитие российского парламентаризма. Деятельность государственных Дум в 1906-1917 гг
Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.
Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей. 6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. булыгинская Дума с законосовещательными функциями не была созвана в связи с революционными событиями.
11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан и созыве законодательной Думы. В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в I Думу состоялись в феврале-марте 1906 г. Выборы проходили по 4 куриям (сословно-имущественный разряд избирателей) – землевладельческой, рабочей, крестьянской, городской. Избирательных прав были лишены военные, женщины и др.
27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу I Государственная Дума. Ее председателем был избран кадет, профессор гражданского права С.А.Муромцев. Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 - беспартийным делегатам, 107 - «трудовикам» (представители крестьян). Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, черносотенцы не получили ни одного голоса.
I Государственная Дума просуществовала лишь одну сессию - 72 дня. В комиссиях Думы обсуждались проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный. Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства («проект 42-х»). Проект 104-х депутатов-трудовиков предусматривал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования. Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель. 8 июня 1906 г. Николай II досрочно распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.
Выборы во II Государственную Думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А.Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.
С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством, подобно I Думе.
Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др. Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения столыпинской аграрной реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.
Таким образом, II Дума оказалась еще левее, чем I Дума. Правительство стало искать причины для ее разгона. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске II Думы. Правительство обвинило ее в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.
После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот («3-июньский переворот»). Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.
Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г., она отработала весь срок – 5 лет. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И. Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.
Исход голосования в III Государственной Думе зависел от октябристов. Если они входили в союз с черносотенцами, то организовывалось правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства Столыпина (столыпинская стабилизация). При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики стал лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».
Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный. Дума приняла столыпинский вариант аграрной реформы. По рабочему вопросу принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.
Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал- демократы -14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5. В расстановке сил остался предыдущий расклад, октябристы, по прежнему, выполняли функции «центра», однако вес стали иметь прогрессисты. Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.
В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское (оно и стало преобладающим в работе Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась верхней палатой - Государственным Советом.
Неудачный ход военных действий во время Первой мировой войны вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров из депутатов Думы (ответственное министерство) и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок» из 236 депутатов - представителей октябристов, прогрессистов, кадетов, Государственного Совета. Не поддержали этот блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.
27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.
32. Аграрная реформа Столыпина: причины, сущность и результаты
П.А. Столыпин (1862-1911), премьер-министр в 1906-1911 гг., выступал главным проводником политики правительства, пытавшегося встать над борьбой классов, а фактически осуществлявшего лавирование между различными социальными группами и слоями.
Личность Столыпина вполне соответствовала проводившейся политике. Помещик, ковенский губернский предводитель дворянства, затем губернатор Саратовской губ., Столыпин организовал активное подавление крестьянских выступлений. Став премьер-министром в начале 1906 г., он много сделал для подавления революционной смуты. Являясь сторонником сильной государственной власти, он понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить государственный строй, но не выходящих за определенные политические рамки и как можно меньше затрагивающих интересы крупных землевладельцев.
Реформа началась в годы Первой российской революции. Главная цель реформы заключалась в сохранении помещичьего землевладения, в превращении большинства жителей российской деревни в крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство. Такое крестьянство, по словам Столыпина, служило лучшим оплотом порядка и спокойствия.
Социально-экономические цели были тесно связаны с социально- политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой - сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.
Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910 г. осуществить путем закрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба), после чего крестьяне также становились землевладельцами. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.
Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах проводилась переселенческая политика. Государством выделялись средства для переезда желающих на новые места, прежде всего, в Зауралье и Сибирь. Для переселенцев строились специальные (так называемые столыпинские) вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства выдавалась ссуда. Из переселившихся за Урал 4 млн. чел. около 1 млн. вернулись назад.
Аграрная реформа имела большой экономический эффект. Сельское хозяйство переживало серьезный прогресс. Большую роль в этом сыграли урожайные годы и рост мировых цен на зерно. Но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, созданные в ходе аграрной реформы Столыпина, где широко применялись новые технологии. Урожайность в них превышала показатели общинных полей на 30-50%. Значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, также в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации.
Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Из общины вышло около 30% крестьян. Особенно быстро этот процесс происходил в наиболее развитых северо-западных, южных и юго-восточных районах, где община исторически была слабее. Реформа способствовала становлению крестьянского частного землевладения. В итоге, Россия к 1913 г. стала одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире.