Таганцев Н.С. Пережитое. Учреждение Государственной думы в 1905-1906 гг. Пг., 1919. С. 4
IV
Майера выбрал я тему для магистерской диссертации... от него получил я и незабвенное для меня теплое напутствие на дальнейшую педагогическую деятельность"3.
В Германии Таганцев пробыл около двух лет. Он хорошо изучил труды немецких профессоров уголовного права, ученых-криминалистов других стран. В то время в науке уголовного права, особенно в Германии, преобладали "принципы тех или других абстрактно созданных построений", образовавшие так называемое "классическое направление". Еще во время обучения в Петербургском университете, как вспоминал Таганцев, ему пришлось слушать курс уголовного права профессора В.Д. Спасовича, в основе которого была концепция гегельянца Бернера. Однако чистый "классицизм", предполагавший характеристики всех основных институтов уголовного права только на основе абстрактного метода, изучение застывших норм закона и выведение их содержания путем изощренных, оторванных от жизни логических построений, комментирование правовых норм без анализа практики их применения не удовлетворяли молодого ученого. Видимо, поэтому из всех немецких ученых он и избрал своим научным наставником Миттермайера, противника "науки для науки".
По возвращении из Германии Н.С. Таганцев завершил подготовку магистерской диссертации "О повторении преступлений" и в 1867 г. успешно ее защитил. В том же году он начал преподавать уголовное и полицейское право в аудиторском училище - школе военного министерства для подготовки чиновников военной юстиции - аудиторов.
В 1867/68 учебном году Н.С. Таганцев приступил к чтению лекций по уголовному праву в Императорском училище правоведения и на юридическом факультете С.-Петербургского университета. Вступительную лекцию на университетской кафедре он посвятил памяти своего учителя -проф. Миттермайера4. Путем разбора его теоретических взглядов Н.С. Таганцев стремился выразить и свое отношение к пониманию задач уголовного права, методам познания роли этой отрасли права в условиях русской действительности, предостеречь от формализма и догматического анализа норм. Он обращал внимание на то, что реальный смысл права можно понять только в том случае, если рассматривать его без отрыва от реальной жизни людей. Излагая-взгляды своего учителя, лектор говорил: "...по складу своего ума Миттермайер был всегда противником науки для науки, он считал условием всякого юридического метода его применимость к жизни. У него нельзя встретить ни одной работы чисто кабинетной ни в философской, ни в исторической сфере права. Он не высказывал ни одного юридического положения, не подкрепив его примером из действительной жизни; даже той или другой научной теории отдавался он настолько, насколько она оправдывалась и была осуществима на практике.
Признавая право жизненным явлением, он требовал, чтобы и его внешние основные начала были раскрываемы путем анализа жизненных юридических явлений, отношений. ... Право - не отвлеченная геометрическая
Таганцен Н.С. Последнее 25-летие в истории уголовного права. СПб., 1892. С. 9-10. Таганцев Н.С. Миттейрмайер. Вступительная лекция, читанная в Петербургском университете 11 января 1868 г. // Журнал Министерства юстиции. СПб., 1868. № 1.
V
формула, а жизненное явление, создающееся и действующее не под влиянием одной какой-либо силы и принципа, а сложного механизма взаимодействия различных сил..."5
Характеристика Миттермайера, данная Таганцевым в первой университетской лекции, показывает, что взгляды немецкого ученого по своему содержанию, философской направленности были созвучны мировоззрению и правовым представлениям самого лектора.
Лекции Таганцева вызывали у студентов большой интерес, слушались с огромным вниманием. Это объяснялось не только природной педагогической одаренностью и большим лекторским дарованием Таганцева -педагога. Пожалуй, главной была широкая эрудированность лектора, насыщенность лекций обширными материалами из отечественной и западноевропейской литературы, логичность построения преподносимого материала, убедительность доводов и доказательств. Подкупала также манера общения лектора со студентами. В ней отсутствовали высокомерие и фамильярность, чопорность и деланная простота, нарочитая демонстрация званий и попустительство невежеству. Все это создавало ему большой и прочный авторитет. Не прошло и двух лет после начала чтения лекций, как он становится экстраординарным, а через год ординарным профессором. В том же году начинает он сотрудничать на кафедре энциклопедии права и уголовного права Александровского лицея.
В 1870 г. Н.С. Таганцев представляет к защите докторскую диссертацию "О преступлениях против жизни по русскому уголовному праву", успешно ее защищает и ему присуждается степень доктора уголовного права.
Помимо преподавательской и научной работы, Н.С. Таганцев активно участвовал в разного рода комиссиях и комитетах, связанных с деятельностью по подготовке проектов новых уголовных законов. В эти годы он был поглощен изучением организации исполнения наказания несовершеннолетним, вступает в Общество земледельческих колоний и ремесленнических приютов, позднее становится товарищем председателя этого общества.
В 1871 г. была образована особая комиссия при Министерстве юстиции под председательством оберпрокурора уголовного кассационного департамента Сената Э.В. Фриша для разработки новой системы карательных мер и правил их исполнения. Таганцев был приглашен для участия в работе по подготовке тюремных преобразований. К апрелю 1872 г. эта комиссия завершила свою работу, подготовив проект соответствующего законоположения. В майской (III) книжке "Журнала гражданского и уголовного права" за 1873 г. Н.С. Таганцев опубликовал статью "Проект изменения существующей системы наказаний". Такое название и соответствующее ему содержание статьи, как пишет ее автор, было обусловлено тем, что "высочайшим повелением" перед комиссией была поставлена задача подготовить предложения, предназначенные только улучшить систему наказаний, а не разработать новую, независимую от действующего права.