Четвертая республика во Франции

“Временный режим” и борьба вокруг конституции.Временное правительство начало свою деятельность с глубокой перестройки политической системы, сопровождавшейся важными социально-экономическими реформами и перегруппировкой основных партийно-политических сил. Оно осуществило часть программы Национального совета сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной.

Главным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась острая борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой Конституции Франции. Левые партии выступили за абсолютное верховенство парламента и усиление ответственности перед ним ограниченного в своих правах кабинета. Довоенные консервативные партии и радикалы настаивали на возвращение к Конституции Третьей республики. Новые консервативные силы стремились к утверждению сильной президентской власти. Однако в сложившихся условиях резкий переход к президентскому режиму был невозможен. В этой обстановке своеобразным противовесом левым силам выступила крупная католическая партия Народно-республиканское движение (МРП). Эта партия, а также партия Демократический и социальный союз Сопротивления (ЮДСР) образовались в середине 40-х гг. из группировок, входивших в правое крыло Сопротивления.

На выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. большинство депутатских мандатов получили коммунисты, социалисты и Народно-республиканское движение (МРП). За них проголосовало соответственно 5,5,4,5 и 4,5 млн избирателей. Было образовано трехпартийное Временное правительство, которое выработало проект новой конституции на основе своей программы. Однако в том же году он был отклонен на референдуме.

Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

Конституция 1946 г.Конституция Четвертой республики закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Провозглашался широкий круг политических прав и свобод.

По форме правления Франция являлась парламентской республикой. Нижняя палата парламента – Национальное собрание – объявлялалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Национальное собрание абсолютным большинством должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность. Оно формировалось на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, по системе пропорционального представительства.

Конституция сохраняла двухпалатную систему парламента. Совет республики, вторая палата, был наделен лишь совещательными функциями. Его рекомендации не были обязательны для Национального собрания. Он избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Президент, глава государства, избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет. Он не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц, был лишен и ряда других важных прерогатив. Любые акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета находилась под эффективным контролем нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и его кабинета декретом президента могло производиться только вынесением вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумом недоверия или порицания. В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Это положение имело целью предотвратить слишком частые правительственные кризисы и возможные попытки установления режима личной власти.

Конституция 1946 г. практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Но на протяжении 40 – 50-х гг. возникла и продолжала нарастать эрозия государственного режима Четвертой республики. Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

Наши рекомендации