Пятая республика во Франции

Начало этого периода приходится на 1958 г. и связано с возвращением к власти генерала де Голля и с проведением конституционной реформы. В январе 1946 г. де Голль ушел с поста главы правительства, поскольку Национальное собрание отказалось поддержать его предложение о фактическом переходе Франции к режиму президентской республики с широкими полномочиями президента.

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире (война за независимость Алжира продолжалась с 1954 по 1962 г., завершилась подписанием с Францией в марте 1962 г. соглашений в Эвиане о прекращении военных действий и предоставлении Алжиру независимости) Национальное собрание призвало к власти генерала де Голля, 1 июля утвердило его главой правительства и наделило чрезвычайными полномочиями. Правительство в срочном порядке подготовило проект новой Конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2 % голосов избирателей и в октябре 1958 г. вступил в силу.

Конституция 1958 г.Центральным звеном всей политической системы стал президент. Его полномочия определены ст. 5 – 19 Конституции. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета, а также принимает их отставку. Президент председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры и подписывает обсужденные в Совете министров нормативные акты правительства. Он является главой вооруженных сил, имеет право назначения на высшие гражданские и военные должности.

Президент имеет право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его Конституционному совету для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению. Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделен значительными прерогативами в области внешней политики.

В соответствии со ст. 16 президент имеет право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению, когда “институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено…”. В то же время Конституция 1958 г. предусматривает ряд гарантий против установления единоличной власти президента – автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п.

Такие полномочия президента, как назначение правительства, роспуск Национального собрания, передача законопроектов на референдум, введение в действие исключительных полномочий и ряд других осуществляются им единолично (ст. 8, первый абзац, 11, 12, 16, 18, 57 и др.). Остальные акты президента “контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости – ответственными министрами” (ст. 19). Следовательно, премьер-министр и министры несут за них формальную политическую ответственность перед парламентом.

Конституция 1958 г. отказалась от политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли незначительную часть. В 1962 г. была принята поправка к Конституции, согласно которой президент избирается на всеобщих выборах простым большинством голосов.

Президент назначает премьер-министра и по его представлению остальных членов правительства. В государственном механизме Пятой республики правительству отведено второе место. В соответствии со ст. 20 оно “определяет и проводит политику нации.

В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы.

Оно несет ответственность перед Парламентом в условиях и в соответствии с процедурами, предусмотренными статьями 49 и 50”.

Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности. Следовательно, внешняя исполнительная власть в конституции недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер осуществляет повседневное руководство внутренней политикой и обладает определенной автономией.

На третье место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Они практически равноправны. Национальное собрание избирается прямым голосованием сроком на пять лет, Сенат – путем косвенного голосования коллегией выборщиков сроком на девять лет и каждые три года обновляется на одну треть. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Французской республики, а также французов, проживающих за пределами страны.

Пятый раздел Конституции (ст. 34 – 51) посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством. В нем отчетливо закреплена доминирующая роль правительства. Оно обладает значительными полномочиями по контролю за законодательным процессом. Правительственные законопроекты должны рассматриваться в первую очередь. Правительство имеет право использовать целый ряд средств по отклонению внесенных в парламент поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта парламенту устанавливается определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимается, он может быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 г. устанавливает ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие “резолюции порицания”, которая обязывала бы правительство уйти в отставку, обставлено многочисленными условиями (ст. 49).

Таким образом, хотя система органов по Конституции 1958 г. обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту.

Конституция Пятой республики провозглашала судебную власть “хранительницей личной свободы”. Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.

Развитие политической системы Франции в 60 – 90-х гг. ХХ в.Определяющей тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства и одновременно освободился от какого-либо соперничества со стороны законодательной власти.

Полная зависимость премьера и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства стали характерной чертой Пятой республики в 60 – 70-х гг. Одновременно центром принятия государственных решений стала личная канцелярия президента.

Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики стала и дальнейшая централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Однако в 1973 – 1976 гг. голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно усилилось влияние левых сил. В 1972 г. Французская коммунистическая партия и Социалистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Одним из требований этой программы было восстановление роли и престижа парламента.

Она также предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований и решение других вопросов.

В 1981 г. Социалистической партии при поддержке коммунистов удалось завоевать пост президента (Ф. Миттеран), получить абсолютное большинство мест в парламенте и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления и упразднило традиционную должность префекта, ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему.

Своеобразная расстановка политических сил в правительственной власти сложилась в пору правления социалиста Ф. Миттерана (1986 – 1988 гг. и в 1993 – 1996 гг.), когда главой правительства назначался представитель оппозиционной (консервативной) партии, получившей большинство голосов в парламенте. Это сотрудничество соперничающих группировок на высшем правительственном уровне получило название бицефальной (двухголовой) правительственной системы, а концепция разделения властей получила новое истолкование – сосуществование властей.

Политические события 80 – 90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным, хотя срок пребывания президента у власти сократился. В результате проведенного в 2001 г. референдума срок полномочий президента ограничен пятью годами.

Значительную роль на развитие политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. В 1992 г. Конституция Пятой республики дополнена XV разделом – “Европейский союз” (ст. 88-1, 88-2, 88-3, 88-4), все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства “коммунитарного права” (права Европейского союза) над национальным правом.

ВЫВОДЫ

Развитие политической системы Франции в 20 –м веке происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г. Ее конституционные законы и определили государственное устройство во Франции периода Третьей республики.

Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпри­нимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.

Вступление Франции во Вторую мировую войну и поражение французских войск привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское " правительство Виши" во главе с маршалом Петэном. Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях.

Разгром фашистской Германии силами антигитлеровской коалиции и освобождение Франции от оккупации поставили в центре ее внутриполитической жизни вопрос о будущем государственном устройстве.

На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения высказалось за принятие новой конституции с последующим ее утверждением на референдуме. Первый проект конституции был отклонен в апреле 1946 г.

Новый референдум, прошедший в октябре 1946т. утвердил переработанный проект конституции.

В преамбуле конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Конституция предусматривала возможность национализации.

Франция, согласно конституции, должна представлять собой парламентскую республику.

Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.

Совет республики избирался коммунами и департаментами. Он получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право отлагательного вето.

Высшим представителем государственной власти по конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на 7 лет, с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представи­тельством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходит в отставку.

В случае, если в течение 18-ти месяцев пройдут две отставки правительст­ва, предусматривалась возможность досрочных выборов в Национальное собрание.

Однако принятие новой конституции не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны. В результате выступления правых военных в Алжире в апреле-мае 1958 г. страна была поставлена на грань гражданской войны. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной власти генералу де Голлю как имевшему наибольший авторитет в стране и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79 % населения страны, и в октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу. Новая конституция определила принципы государственного устройства так называемой Пятой республики.

По новой конституции центром политической системы Франции стал президент. Ему отводилась роль арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность в их политике. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене и т.д.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы.

Второе место в государственном механизме конституция отводит правительству во главе с премьер-министром, на которое возлагается задача обеспечения выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом, который мог выразить правительству недоверие.

Парламент республики образовывался из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в статье 34 конституции рамках гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, установлении налогов, принципов организации государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами правительства.

Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и на сегодняшний день.

Литература

1. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918 – 1945 гг./ Под ред. Е. Ф. Язькова. М., 1989.

2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М, 1996.

3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/ Сост. проф. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

4. Смирнов В. П. Новейшая история Франции. 1918 – 1975 гг. М., 1979.

5. Тольятти П. Лекции о фашизме. М., 1989.

6. Франция: Конституция и законодательные акты. М., 1988.

Наши рекомендации