Формы феодальной зависимости: коммендация, прекарий
Закабаление крестьян ( коммендация,прекарий ).
К середине VIII в. происходит широкое распространение отношений покровительства, господства и подчинения, возникающих на основе особых договоров коммендации и прекария (под влиянием римских институтов патроната-клиентеллы). Покровительства чаще всего добивались из-за невозможности самостоятельного ведения мелкого крестьянского хозяйства, разоряемого войнами и грабежами. Покровительство предполагало установление имущественной и личной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов: крестьяне передавали право собственности на свои участки, получая их обратно на условиях выполнения повинностей, оброка и т.п.
Договоры коммендации (покровительства) действовали в отношениях крестьян с католической церковью и монастырями. Они не всегда были связаны с потерей свободы и прав на земельный участок. Свободу теряли постепенно и становились крепостными через несколько поколений. Обычно коммендация предусматривала:
-передачу господину права собственности на землю с последующим её возвращением в виде держания;
-установление личной зависимости от своего патрона;
-выполнение в пользу патрона ряда повинностей.
Договор прекария предусматривал непосредственную передачу земли и возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, и обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца. Прекаристы - это переходный слой от свободных аллодистов к крепостным. Известны три формы прекария :
precaria data (данный) - форма аренды земли, на основании которой малоземельный или безземельный крестьян получал участок земли во временное пользование;
precaria remuniratoria (возмещенный) - прекарист передавал участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение (возникал как правило вследствие залога земли в обеспечение долга);
precaria oblata (подаренный) - прекарист (чаще под нажимом) отдавал участок господину, а затем получал свой участок и иногда дополнительный от него, но уже в качестве держания.
Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но не в отношении землевладельца, который мог взять прекарий обратно. Чем больше было прекаристов, тем больше власть магната.
Реформы Людовика IX.
Реформа суда и судопроизводства: Создание парламента с судебными полномочиями,состоявшего из пэров и юристов. Создание института королевских следователей. Запрет судебного поединка.
Военная реформа: создание милиции и регулярных частей из наёмников.
Финансовая реформа: Выпуск новых монет, которые содержали высокий процент драгоценных металлов.
Результат реформ: Реформы Людвига 9 способствовали централизации гос, уменьшению власти и влияния остальных феодалов.Король стал меньше зависеть от феодального войска, вытеснил монеты феодалов, создал верховный судебную инстанцию. Людвиг 9 перестал быть первым среди равных, но стал полновесным государем Франции.
44)Сословно-представительная монархия во Франции.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
45)Абсолютная монархия во Франции.
Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основ-ном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, кото-рый усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавля-ла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероис-поведания и богослужения в городах (кроме Парижа).
С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреж-дение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Гене-ральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распро-странение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других приви-легий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.
Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Го-сударство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрокра-тического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по госу-дарственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что подат-ные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).