Б) установление феодальной зависимости

ФРАНКИ

II. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ

А) ИММУНИТЕТНЫЕ ГРАМОТЫ

Из грамоты короля Дагоберта I Ресбахскому монастырю(635 г.)

Соблаговолили мы добавить и такое постановление, чтобы никакая государственная судебная власть, ни настоящая, ни последующая, не смела входить на земли монастыря, право владения которыми когда-либо проистекало (для него) или от нашей щедрости, или от пожалований... каких-либо других людей, для слушания судебных дел или взыскания чего-либо; но самый этот монастырь и его братья должны по полному праву иммунитета распоряжаться всеми уступленными в их пользу судебными штрафами, и все (сборы), какие казна могла бы рассчитывать получить с людей монастыря, как свободных, так и несвободных, или с людей, проживающих на монастырских землях, или из какого-нибудь иного источника, по нашей милости должны целиком идти на лампады этой святой обители и на содержание слуг божьих.

"Социальная история Средневековья", т. I, М.-Л., 1927, стр. 194-195.

Грамота Карла Великого Трирской церкви (772 г.)

Епископ Веомад представил нам указы королей, в которых, как мы осведомились, значилось, что никто из государственных должностных лиц не смеет входить в церковные поместья и в церкви, построенные внутри города, а также в монастыри, в деревни и крепости, принадлежащие церкви, и причинять там (какой-либо) ущерб, никто из них не должен вызывать церковных людей на судебные собрания и не смеет каким-либо злым умыслом осуждать их, а также требовать с них уплаты судебных штрафов и пошлин и доставления каких-либо кормов, но должностные лица церкви должны для каждого из упомянутых церковных людей производить правильный выбор дела и вместе с этим получить в пользу их удовлетворение от других людей на своих частных судебных заседаниях и в тех случаях, когда эти должностные лица или другие люди будут принимать поручительства, судебные штрафы должны итти этой святой обители святых, покровительствуемой Христом....

"Социальная история Средневековья", т. I, M.-Л.,1927, стр. 196-197.

Грамота Карла Великого мецской церкви (775 г.)

...Епископ Мецскиий Ангильрамн представил нам указы прежних короле, в которых значилось, что никто из государственных должностных лиц не смеет входить в поместья мецской церкви и нашего особенного патрона Стефана, а также в церкви, построенные внутри самого города или в черте прихода, как и с монастыри, деревни и крепости, принадлежащие к мецской церкви, и причинять там какой-либо ущерб, и никто из тих не должен вызывать людей церкви на судебные собрания или каким-либо злым умыслом осуждать их, ни взимать судебных штрафов и пошлин, а также "брать с них какие-либо кормы...

...Угодно нам было признать необходимым прибавить и такое предписание, что если церковные люди свободного звания, проживающие на церковных землях, окажутся каким-либо образом небрежными в несении военной службы, когда нашим приказом объявляется военный поход, или сторожевой службы, или повинности постройки мостов, в этих случаях они должны держать ответ перед нашими должностными лицами и ни (перед кем) больше и меньше того; в остальном же они, ради умножения нашей (небесной) мзды, должны состоять под (церковным) иммунитетом, чтобы приумножать достатки церкви.

"Социальная История Средневековья", т. I M.-Л., 1927, стр. 198-200.

Королевское пожалование

Да ведает величие... ваше, что мы... пожаловали славному мужу такому-то поместье такое-то, со всеми доходами и землями, полностью, как оно состояло и состоит во владении такого-то или нашего фиска. Посему настоящею властью нашею определяем и приказываем держать нерушимым навеки, чтобы вышеназванный муж такой-то означенное поместье такое-то, как мы сказали, во всей его целости с землями, домами, строениями, колонами, рабами, виноградниками, лесами, полями, лугами, пастбищами, водами и водными течениями, мельницами, угодьями и принадлежностями... имел пожалованным навеки, как полный иммунист, с запрещением служащим (нашим) всякого въезда для взыскания по каким бы то ни было делам судебных штрафов. И пусть владеет им, как собственностью, не дожидаясь акта передачи судьями, и потомкам своим, с помощью божиею, от щедрот наших, или кому захочет, во владение оставляет и делает с ним, по нашему соизволению, все что угодно.

Грацианский, Западная Европа в средние века, M.-Л" 1925. стр. 40.

Б) УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Наши рекомендации