Политико-правовая мысль Древней Греции.

План:

1. Особенности формирования политико-правовых воззрений в Древней Греции

2. Основные этапы развития политико-правовой мысли в Древней Греции

3. Политико-правовое воззрение Платона и Аристотеля

4. Политические учения эпохи Эллинизма (эпикурейство и стоицизм)

Древняя Греция по праву считается колыбелью современной Европейской цивилизации. Классовое общество здесь возникает в начале 1 тыс. до нашей эры. Это общество рабовладельческого типа. Однако уровень развития производительных сил был более высокий нежели на Древнем Востоке. В Древней Греции в силу особенностей природно-климатического характера, земледелие получает ограниченное состояние, но хатло греки ведут активно морскую торговлю, осваивают новое пространство, основывают колонии.

Политическая жизнь отличалась от древнего Востока. Древняя Греция никогда не была едина в государственном смысле. Состоянии. Она состояла из отдельных городов государств – полисов. В этих полюсах существовали разные формы правления: там были монархии, аристократии, тираниии демократия. При этом существовала определенная тенденция связанная с тем, что определенные формы правления изживали себя, и если не исчезли полностью, то количество городлов где онасуществовавла сокращалась, определенные формы провления, которые были связаны с установлением более новых форм общественных отношения получали все более широкое распространение. Так в первом случае сокращается количество монархий. Они преобразуются в аристократию, демаократию, теранию, а во второн говориться только о демократии (Афины) . Демократия - афины, Аристократия – спарта.

В древней греции Боги отличались от богов Древнего востока. Эти боги небыли носителями тех качеств которые приписывались Восточным богам, греческие боги о\чень похожина людей. И вера в таких богов не выстьупала в качестве ограничителя социальной активности людей, не выступала в качестве инструменка учевавечивания существующего строя.

Общественная жизнь древней Греции обладала неизмеримой большей динамикой. Граждание древней Греции независимо от форм правления принимали активное участие в политической жизни. Это повлияло на характер общественного сознания, и в частности на содержание тех политико-правовых идей, которые получают распространение в Древней Греции. Здесь мы обнаруживаем размышление о положении человека в обществе, о том какие действия должен осуществлять человек и есть ли у него моральный выбор, какими правами и обязанностями обладают граждане полиса. Древние греки вопросы политико-правового характера поднимают на высокий уровень изучения. Эти идеи обнаруживаются в произведениях философов того времени. Возможность выбирать широкий политический кругозор древних греков их социальная, политическая активность , предопределил их способность задаваться вопросом о том какой политический строй, какое государство является самым правильным . для политико-правовой мысли Д,Г. характерен Поиск идеального государства.

История Древней Греции, как и история Греческой политико-правовой мысли имеет ряд периодов:

1) 11-6 века до н.э. « Ранний» или, «предфилосовское». У древних греков родоплеменной строй разлагается, формируется классовое рабовладельческое общество, у власти родоплеменная знать. Форма организации – военная демократия. Формирование государств здесь связанно с вторжением дарийцев. До этого момента заметным влиянием пользовались племена греков ахейцев.

2) «Философский» или «Классический». В это время политико-правовая мысль достигает… политико-правовая мысль приобретает заметные научные черты. В это время в Древней Греции достигает кульминации политического влияния Афин., центра всех демократических тенденций – рабовладельческая демократия. Должности распределяются с жребием. Правление Перикла. Этот период заканчивается тем, что Афины начинают войну со Спартой и терпят поражение. Поражение в войне знаменуют заката древнегреческой цивилизации, начала упадка, кризиса. Древняя Греция покорена была Македонией. Греческая культура получает широкое распространение по всему миру, но распад империи Александра составной частью которой была Греция. Оборачивается тем что Греция становится жертвой нового претендента на мировое могущества – Рима. Духовная жизнь этого времени о себе заявляет несколько учений, которые содержат в себе принципиально новые предположение, в отличие от тех которые получали распространения ав Классический период. Высшей ценностью – выступал полис. Эпоха эллинизма , знаменует появление новой вида государственности. Торжествует государственность имперского типа. Отдельный человек не может сделать все.

В древности о себе заявляют ряд мыслителей. Это Гомер и Гесиод. Гомер это древнегреческий сказитель, автор «Эллада» и «Одиссея». Эти произведения носят мифологический характер, так боги являются непосредственными участниками событий. Призыв уважать обычаи и традиции, прославление власти аристократов, это признание то что война является делом нужным, необходимым. У Гесиода «Теогония» мы обнаруживаем повествование о том откуда появились боги. И в частности которые устанавливают справедливость, установление законов. Богиня Деке – богиня справедливости родилась в браке Зевса и Фемидой. «Труды и дни» Гесиод рисует нам картину развития человеческого общества. Смысл тех идей, которые высказывает Гесиод « мы живем в несовершенном обществе. Это – железный век, а начало существования человеческого он связывает золотой век». Мы обнаруживаем ностальгию по временам когда не было имущественного расслоения, жестоких войн . в ранний период о себе заявляет ученый, математик Пифагор. Он пытается с помощью математического инструментария изучать ПП форм, общество . учение Пифагора носило мистический характер. «справедливость это воздаяние равным за равное». Гераклит вопрос о том кто должен править. У власти должны находиться лучшие люди. А их достоинства выражается в том что они люди подготовленные, мудрые и знающие как управлять государством. « Правитель должен понимать веление Логоса» . Логос – закон мироздания.

3) Характерна научное творчество представителей такой школы как софисты. Софисты это платные учителя философской мудрости, ведения публичной полемики. Появление софистов как участников политической жизни, жизни интеллектуальной неслучайно. В это время получают распространение демократические формы государства. Публичная политическая жизнь предполагала умение вести публичные споры, принимать решения, ведение полемики. Для софистов было характерно стремление истолковывать те явления, которые имели место общественной жизни с позиции релятивизма, с позиции которого все в мире относительно. Она может быть представлена в политике, этики. А где она присутствует там нет ответов на поставленные вопросы. Протагор доказывает то что люди обладают одинаковые качествами, и в силу этого каждый может принимать участие в жизни государства. Протогор поддерживает демократическое течение. Младшие софисты Агригенский Пол доказывал что в мире царит насилие угнетение, а если так то лучше творить несправедливость самому. Для софистов характерно стремление осмыслить проблему как соотносятся законы искусственные, писанные с законами природы, неписанный. Гипий говорит «есть законы человеческие, и есть естественные». Фрасимах заостряет эту проблему « законы созданы для пользы сильнейшего». Антифон говорит « естественные законы определят равенство людей, а неравными делают законы человеческие» известное влияние софистов испытывает Сократ. Он развивает свою ПП концепцию : у власти должны находиться мудрые. Цель деятельности государства достижении справедливости. Справедливость должна находить отражение в законах, в государстве законное и нравственное совпадают. Сократ живет в период когда Афины воюют Со Спартой. На поле он проявляет как мужественный воин. После того как в Афинах рухнула демократия там установилась тирания 30-ти. Платон (427 – 347): юноша аристократ , потомок царского рода, потомок царя Кодра, после того как Сократ был арестован и казнен покидает Афины, и совершает ряд путешествий. Он наберется жизненного опыта. Платон (широкоплечий). Настоящее имя Аристокол. Платон был человеком прекрасным и умственно развитым. Он выступает как один из философов древней греции. Платон был Автором в которых поднимается ПП проблематика : «государство», «законы», «политик». Он делает политику автором своего размышления. Он делает 2 проекта по идеальному государства. Он связывает это с тем что у людей разные потребности. Человек не в состоянии делать все то что ему нужно. Имеет место разделение труда. Платон подчеркивает что управление государством как вид деятельнгости, занятие сложное, занятие предпологающее наличие определенных знания и способностей У Платона есть ряд идей, которые он высказывает :

1. Откуда взялось государство. Платон размышляет, откуда взялось государство. Он философ идеалист. Так он связывает появление государства с разделением труда « Каждый человек, осуществляя определенную функцию, должен осуществлять её хорошо.». «Люди управляют государством плохо». Принцип соответствия дарований и наклонностей с теми видами деятельности, которые тому человеку должны быть открыты. Платон подчеркивал, что философы это люди невластолюбивы. Оказавшись в роле правителей, они будут заботиться о благе общем.

2.

Наши рекомендации