Семинар №3. Укрепление позиций Российского государства в Восточной Европе в новое время и Донецкий регион (конец XVII – XVIII вв.).

План

1. Эволюция геополитической ситуации в Восточной Европе во второй половине XVII – XVIII вв.

2. Экспансия России в северное Приазовье и Причорноморье и возобновление заселения этих территорий в XVIII в.

3. Административно-территориальные реформы в Приазовье и Причорноморье в XVIII в. Формирование Новороссийской губернии. Хозяйственное освоение земель Приазовья.

Подготовиться к дискуссии на тему: Западные политики и СМИ традиционно подчеркивают «агрессивность» внешней политики России. Как в этом контексте оценить присоединение земель северного Приазовья и Причерноморья к Российскому государству в XVIII в.

Подготовить сообщения на тему:

1. Исторический портрет руководителя крестьянского восстания 1708-1709 гг. К. А. Булавина

2. Правительственная и народная колонизация Донбасса во второй половине XVII-XVIII вв.

3. Поиск месторождений угля в Донбассе.енн

4. Геополитическая трансформация северного Приазовья и Причерноморья во второй половине XVII – XVIII вв.

5. Быт и обычаи крестьян в XVIII в.

Литература:1, 3, 6, 7, 14, 17, 21, 26, 31-35.

Семинар №4. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации и государственно-монополистического капитализма (ХІХ в. – начало ХХ в.)

План

1. Административно-территориальное устройство и хозяйственное развитие края в условиях кризиса феодально-крепостнической системы в России (первая половина XIX в.). Крымская война и ее последствия.

2. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. Промышленный переворот в Донбассе в последней трети XIX в.

3. Эпоха государственно-монополистического капитализма. Донбасс в годы буржуазно-демократической революции и Первой мировой войны.

Подготовиться к дискуссии на тему:

В развитии Донбасса в к.Х1Х-н.ХХ в. активно участвовал иностранный капитал. Как оценить его влияние на экономику, социальную сферу региона, на жизненный уровень людей?

Подготовить сообщения на тему:

1. Исторический портрет Д.Д.Хьюза.

2. Национальный состав основных классов Донецкого региона во второй половине ХIХ ст.

3. Изменение национального состава населения Донбасса (вторая половина ХІХ в.).

4. Первая Российская буржуазно-демократическая революция в России и ее итоги.

5. Причины I Мировой войны и ее влияние на экономику и политическую жизнь России.

Литература:2, 6, 7, 8, 12, 14, 18, 20, 21, 22. 26.

Семинар №5. Донбасс в годы второй российской революции и гражданской войны (1917-1920гг.).

План

1. Свержение самодержавия в России. Реакция в Украине и в Донбассе на революционные события в России (февраль – октябрь 1917г.).

2. Октябрьский переворот 1917 г. и Донбасс. Обострение политической борьбы в регионе. Провозглашение Республики Советов в Украине (декабрь 1917 г.)

3. Донецко-Криворожская Советская Республика. Донбасс в годы гражданской войны (1918 – 1920гг.).

Подготовиться к дискуссии на тему: До сих пор революция 1917 г. в России историками и политиками оценивается неоднозначно. Почему? Что предпочтительнее для развития общества: эволюция или революция?

Подготовить сообщения на тему:

1. Военная интервенция европейских государств против России (1918-1920 гг.).

2. Австро-германская оккупация Украины и Донбасса и ее последствия (1918 г.).

3. Провозглашение региональных советских республик в Украине (1917-1918 гг.).

4. Причины победы большевиков в революции и гражданской войне (1917-1920 гг.).

5. Политика «военного коммунизма»: национализация и мобилизация экономики.

6. Предыстория создания Донецко-Криворожской республики (к.ХIХ в. – к.1917г.)

7. Установление власти большевиков в Донбассе.

8. Жизнь и деятельность Ф. А. Сергеева (Артем).

9. Юзовка в годы революции и гражданской войны.

Литература:2, 6, 14, 21, 22, 27.

Семинар №6. Социально-экономическое и политическое развитие Донбасса в составе советского государства (1921 – 1941гг.).

План

1. НЭП в Донбассе: сущность, особенности проведения, итоги реализации, причины свертывания.

2. Переход к плановой экономики. Первые пятилетки в Донбассе. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

3. Формирование советской системы образования. Культурная революция в Донбассе.

Подготовиться к дискуссии на тему: Образование СССР - продолжение Российской империи или союз равноправных государств?

Подготовить сообщения на тему:

1. Новаторские движения в годы первых пятилеток: движение ударников, стахановское и изотовское движения.

2. Донецкий горный техникум и Индустриальный институт в 1921- 1941 годы.

3. Голод 1921-1922гг. и 1932-1933гг. в Донбассе.

4.Политика «коренизации» в Донбассе. Языковая политика в системе образования.

5. Политические репрессии в Донецком регионе.

6. Шахтинский процесс.

Литература:2, 4, 6, 10, 11, 14, 16, 21.

Наши рекомендации